Кобе Брайант больше не играет в НБА. Но активно участвует в плей-офф
Самый влиятельный человек из тех, кто не входит в состав играющих клубов.
Сначала история от самого Кобе Брайанта.
«12 ноября 1996-го Аллен Айверсон накидал 35 в победном матче с «Никс» в Гардене.
12 ноября 1996-го я провел пять минут и набрал 2 очка в победном матче с «Хьюстоном».
Когда я вернулся в гостиницу тем вечером и увидел те 35 очков на SportsCenter, я психанул. Я опрокинул столик, раскидал стулья, разбил телевизор.
Мне казалось, что я вкалываю.
Пять минут. Два очка.
Я действительно вкалывал.
19 марта 1999-го Айверсон выдал 41 очко и 10 передач против меня в Филадельфии.
Просто вкалывать недостаточно.
Я был обязан изучить этого человека с маниакальной дотошностью.
Я прочитал об Айверсоне все статьи и все книги, которые только мог найти. Я посмотрел все матчи, в которых он играл, начиная с матча звезд среди школьников. Я изучал все его успехи и все его неудачи. Я пытался найти хоть какую-то слабость, которую мог бы использовать.
Я был одержим им и все время думал о нем.
Эти размышления привели меня к тому, что я даже пытался использовать знания из других областей – начал изучать, как большие белые акулы охотятся на котиков у побережья Южной Африки.
Терпение. Момент атаки. Правильный угол.
20 февраля 2000-го мы играли в Филадельфии, и Фил Джексон отправил меня на опеку Айверсона в начале второй половины. Никто не знал, что это для меня значило.
Я хотел, чтобы он прочувствовал все мои разочарования.
Я хотел, чтобы каждый, кто смеялся, когда он набрал 41 и 10 против меня, заткнулся навсегда.
Он публично говорил, что никто из нас не способен остановить другого.
Я отказывался этому верить.
Я набираю 50.
Ты набираешь ноль.
ВОТ во что я верил.
Когда я начал защищаться против ЭйАя, у него было 16 очков за половину. Он завершил игру с 16 очками.
Это была сладкая месть.
Но я не был удовлетворен после победы. Меня бесило то, что он вообще заставил меня пройти через все это.
Я поклялся, что с этого времени буду подходить к каждой индивидуальной дуэли так, словно это вопрос жизни и смерти. Никто больше не сможет никогда так повлиять на мою концентрацию.
Я сам буду выбирать, кто станет моей мишенью, и закрывать их.
Я сам буду решать, насколько ваши цели на следующий сезон пересекаются с тем, где я хочу быть через 20 лет.
Если они мне не мешают, счастливой тебе охоты. Но если мешают…
Я буду охотиться на тебя с маниакальной одержимостью. Потому что это естественно».
***
Лучшие идеи рождаются из интересов, которые являются неотъемлемой частью тебя.
Кобе Брайант, еще будучи потерянным в лиге взрослых школьником, проводил вечера за бесконечным просмотром своих матчей и матчей своих соперников и разбирал эти записи до мелочей.
Эта зацикленность на анализе приобрела профессиональный оттенок в 99-м, когда в «Лейкерс» пришли Фил Джексон и его великий ассистент Текс Уинтер.
Уинтер был очень привязан к молодому Кобе и стал для него персональным тренером. С начала предсезонной подготовки и до конца плей-офф они вместе отсматривали каждый матч в исполнении Брайанта. На одну кассету у них уходило порядка 4 с половиной часов.
«У меня всегда была эта привычка. Я вырос в Италии и постоянно смотрел за игроками, смотрел на их работу ног, изучал углы, пытался понять, почему это движение работает, а это нет. Когда ты сидишь с Тексом и анализируешь каждую минуту каждого матча под его комментарий, ты очень много узнаешь, – рассказал Брайант. – И я сказал себе: «Почему бы не сделать из этого шоу?»
Этой весной пятикратный чемпион НБА, а также обладатель Оскара и Эмми запустил первый сезон нового шоу на ESPN+.
Его программа называется «Деталь» и выходит параллельно с плей-офф НБА. В каждой серии Брайант выбирает героя из числа участников матчей на выбывание и проводит скрупулезный анализ его действий, объясняя, где тот ошибается и как можно улучшить его игру. Оказалось, что дефектов хватает даже у лучшего баскетболиста мира.
К настоящему моменту вышли уже шесть серий. В первой Кобе разбирал собственную игру в финале Запада в 2009-м против «Денвера», в остальных давал советы Демару Дерозану, Доновану Митчеллу, Дрю Холидэю, Леброну Джеймсу и Джейсону Тэйтуму. Следующая часть будет посвящена феерическому выступлению Карри. Всего же должно выйти 15 серий.
Кобе не был бы Кобе, если бы уже не поругался с пользователем твиттера, который усомнился в том, что тот самостоятельно придумал идею проекта.
Сама идея пришла Брайанту в голову в прошлогоднем плей-офф.
Айзейя Томас набрал 53 очка в двух матчах против «Буллс», но его команда уступала 0-2. Защитник обратился к Кобе за помощью.
«Я ему сказал: «Пришли мне видео со своей игрой, – вспоминал Брайант. – Я погляжу, а потом мы с тобой созвонимся, и я тебе скажу, что я увидел». Потом он мне говорит: «Подожди-ка, то есть вот так ты анализируешь видео?» «Да, чувак». Он сказал, что не слышал ни о чем подобном. Ему открылись новые возможности для того, как вскрывать защиту. Они победили в следующих четырех матчах».
По легенде Брайант объяснил Томасу, как ему перестроить свою атаку. Помог ему сыграть так, чтобы предвидеть действия защитников.
Сама идея видеоразборов вроде бы не нова, но никто действительно не делал это так подробно и с таким вниманием к вроде бы несущественным мелочам, как положение толчковой ноги или угол перемещения.
Кобе понимал, что его проект не нацелен на широкую аудиторию, но верил, что его программа привлечет не только баскетбольных задротов.
«Там довольно много вещей, которые обычные болельщики не понимают, – рассказывал Брайант. – Но мне кажется, что именно это привлечет их внимание. Это элитный высоколобый уровень дискуссии об игроках, это привлечет тех, кто хочет разбираться в баскетболе и увидеть игру на более глубоком уровне».
Хотя затемненный экран и вкрадчивый голос Кобе вроде бы идеально подходят для погружения в сон, шоу неожиданно зашло. Первый сезон «Детали» превратился в органичное сопровождение плей-офф НБА. Новички Митчелл и Тэйтум признаются, что не раз пересмотрели посвященные им эпизоды, каждого нового выпуска ждут так, словно Брайант раскрывает не детали баскетбола, а смысл жизни, да и на reddit’е уже поговаривают о проклятии «Детали», так как все герои Кобе вылетают и начинают играть хуже после выхода серии.
И это все при том, что ESPN безжалостно блокирует ролики на Youtube и старается распространять шоу Кобе исключительно в качестве платного контента.
***
Брайант декларирует исключительно благородную цель своего нового творения – повышение баскетбольного образования и игроков, и болельщиков.
«Мне кажется важным, чтобы следующее поколение училось разбирать видео. Мне кажется, что если бы такая программа существовала тогда, когда мне было 10-11 лет, я бы получил гораздо больше, извлек из этого гораздо больше, нежели в 22-25. И мое понимание игры находилось бы на гораздо более высоком уровне, чем у предшественников.
Думаю, что у меня есть ответственность перед следующим поколением. Я пытаюсь делиться с ними теми вещами, которые узнал у великих игроков, великих учителей, великих тренеров, с которыми работал».
Ради этого Брайант даже не гнушается сотрудничать с ESPN, где, как известно, «работают одни кретины».
Это уже его второе шоу, которое выходит на ESPN в этом сезоне.
И Брайант не пересмотрел своего отношения к каналу, несмотря на то, что зимой поучаствовал в очередной перепалке с его работниками. Тогда он дал интервью, в котором сказал, что несколько игроков «Лейкерс» (он назвал их всех по имени) должны стать лучше «прямо сейчас», но в твиттере ESPN решили оставить лишь одного Лонзо Болла, намекая тем самым, что Брайант требует немедленного прогресса лишь от новичка.
Брайант тогда отметил, что утратил доверие к ESPN, но позже заявил, что тот неприятный момент не заставил его прекратить сотрудничества.
«Это же такая большая компания, – поясняет Брайант. – Когда у вас такая большая компания, там неминуемо найдется несколько идиотов. Я всегда подшучиваю над теми работниками ESPN, с которыми работают – мочу их за все: за кликбэйтные заголовки, за некоторый контент, за всякие глупости, которые они пишут. Я понимаю, что когда у вас такая большая компания, то неминуемо будет размещаться бессмысленная, бессодержательная и не соответствующая действительности информация».
***
Вот, например, несколько атак из разбора, посвященного Леброну.
«Я (Брайант всегда говорит про героя от первого лица) могу что-то сделать здесь, но не знаю, хочу ли прямо сейчас. Я могу приберечь это на потом. Я хочу, чтобы таких моментов было как можно меньше. Хочу сохранить энергию.
Мы пройдем «Бостон» и окажемся в финале. Хочу сохранить свежесть в ногах. Поэтому я должен доминировать, но при этом не тратить энергию.
Как это сделать? Обыграть их под кольцом».
Здесь Брайант объясняет, что Леброн не занял более удобную позицию.
«Мне нужно просто окопаться прямо там. Просто остаться там. Смотрите, я ушел от защитника. Как только я прошел заслон, бум, он отыгран. Он проиграл. Я остановлюсь и буду его давить. Надо остановиться на границе «краски».
Передача идет Джей Ару, а Джей Ар сразу же откинет мне. И я положу мяч в кольцо.
Мне не нужно будет напрягаться и выходить далеко. Ради чего?
Смотрите, я способен на то, чтобы забить отсюда. Без вопросов. Я могу. Но зачем показывать им все, на что я способен? Я могу приберечь это для четвертой четверти. Могу приберечь это на конец игры, потому что я и так знаю, что способен на это. Чем меньше я буду показывать все, на что способен в «изоляции», тем лучше».
***
«Деталь» интересна еще двумя моментами, связанными непосредственно с Кобе.
Прежде всего, программа демонстрирует, насколько необычным путем идет Брайант. Он не просто старается делать что-то свое, не просто становится частью медиа-мира, он намеренно отрицает традиционный формат аналитики, построенной на субъективном мнении.
– Вы не хотели бы когда-нибудь стать традиционным экспертом вроде Шака или Баркли?
– У меня к этому нулевой интерес.
– Почему?
– Потому что мне нравится то, что я делаю. Мне нравится приходить в офис и писать сценарий, редактировать, создавать, придумывать интересные истории.
Это все видно в «Детали». Да, это шоу, посвященное анализу баскетбола, но его смысл в том, чтобы извлекать сюжеты, которые определяют исход серий плей-офф. Мы подсвечиваем самые важные вещи.
Многие баскетболисты по окончании карьеры пересаживаются в кресла экспертов и становятся говорящими головами. Из поколения Кобе на различных каналах уже оказались Гарнетт, Пирс, Трэйси МакГрэйди и Брент Бэрри.
Брайант – первый баскетболист, который покоряет медиа совершенно по-новому: он диктует собственные условия, а не подстраивается под банальные предложения.
Второй момент – еще значимее.
Послебаскетбольная карьера неминуемо влияет на образ игрока в истории, заставляет корректировать его постфактум.
Это, в частности, хорошо видно в книге Билла Симмонса.
Если ты идешь работать таксистом, то приобретаешь ореол народного баскетболиста. Если ты проваливаешься в качестве комментатора и говоришь какие-нибудь расистские глупости, то усиливаешь репутацию редкостного козлины. Если ты разоряешься, то твой баскетбольный интеллект начинает вызывать сомнения.
Это вроде бы не связанные напрямую вещи, но примеров слишком много, чтобы их не замечать.
Так вот Брайант за последний год показал, что намерен провести лучшую постбаскетбольную карьеру. Он уже получил Оскар и Эмми, он уже сделал несколько необычных шоу, которые привлекли внимание не из-за его имени, он пробует себя в областях, куда баскетболисты никогда раньше не совались. Он выбрал совершенно неортодоксальный путь – он вроде бы ушел из баскетбола, но лишь усилил свое влияние в нем.
И при этом Брайант заставляет пересматривать свой баскетбольный образ. Самый эгоистичный игрок в истории, мастер атаки один против пятерых, герой тысячи мемов на тему «хочешь мяч, забери подбор» внезапно начал позиционировать себя в качестве баскетбольного мудреца, который дает советы игрокам и с помощью видео меняет ход в сериях плей-офф.
Еще десять лет в таком режиме, и все будут убеждены, что броски через четыре руки – это высшая баскетбольная мудрость, не понятая из-за того, что опередила свое время.
Фото: Gettyimages.ru/Harry How
– У меня к этому нулевой интерес.
– Почему?
---------------------------------------------------
Потому что ему мало быть "экспертом вроде Шака". Ему нужно пойти своим путем и быть лучше/лучшим.
Возможно, до этого надо просто дорасти....