Близкий Дальний Восток
Сезон 2017-2018 стал в какой-то степени знаковым для вологодского баскетбола. В нашем городе впервые в истории проходят матчи Детско-юношеской баскетбольной лиги среди команд юношей. И этот факт подарил вологодским болельщикам едва ли не уникальную возможность – наблюдать за первыми шагами в профессиональном спорте перспективных молодых парней, которым в будущем, не исключено, доведется писать историю российского или даже мирового баскетбола.
Среди всех приезжавших в январе в Вологду команд, помимо местных «БУЛЬДОГОВ» - дебютантов ДЮБЛ, заметно выделялись парни из Приморского Края. В полуфинале они заняли первое место в группе и получили возможность бороться за попадание в 15 сильнейших юношеских команд страны. После завершения полуфинала в Заречном Пензенской области тренер «Спартака-Приморье» ДЮБЛ Александр Петухов рассказал, в каких условиях собралась и тренируется команда…
И теперь кажется, Владивосток никогда еще не был так близко…
- Александр Валентинович, первый вопрос, ответ на который интересует, наверно, всех, кто вашу команду в этом сезоне видел. Как вы оказались в нижней половине турнирной таблицы?
Мы все-таки на Дальнем Востоке, у нас мало соревнований, и эти ребята до этого года даже Первенство Приморского Края и города вообще не играли. Момент недостаточной сыгранности немножко нам не позволил подняться – в нужном матче проиграли 3 очка. Плюс Геннадий Денисов получил серьезные ожоги прямо перед вылетом. В четверг, а в субботу мы улетаем, а он весь в пузырях. Практически первый тур не играл. Наверно, с тем уровнем игры, который мы показывали в Вологде и здесь, в Заречном, мы бы прошли и играли вверху, но это жизнь…
- Если они в прошлом сезоне не играли Первенство, как выговорите, откуда эти ребята «взялись»? Как набрали команду?
Это наши, приморские, конечно. Часть из них представляла в прошлом году команду «Сахалин», но они все равно наши владивостокские – мы их просто забрали. А откуда… ну, конечно, тренеры есть, просто вместо официальных соревнований - неофициальные турниры. Вместо 10 команд в каждом возрасте у нас проходит четыре. Это первенство города, первенство Края. На уровне федерального округа в этом году 2002 год рождения играет. Два Хабаровска, два Владивостока – вторые команды, понятно, слабые. И Сахалин. 2003 год – просто два Хабаровска, два Владивостока и 2004 - примерно так же. Две более-менее конкурирующие команды Хабаровска и Владивостока раз в год встречаются, где может быть что-то, похожее на баскетбол.
А так, конечно, 6-7 тренеров есть. Я смотрю, как у вас здесь на Западе обстоят дела. Команды 2005 года рождения грают Первенство России, естественно, они к дюбловскому возрасту уже пять лет играют два-три-четыре тура соревнований, где дети получают игровую практику, психологическую устойчивость. И из обыгранных ребят ты выбираешь лучших. А у нас получается - вот есть высокие, мы их берем, потому что они высокие. Может, они и не игровые ребята. И ты их в ходе уже таких соревнований проверяешь. Ну и пока ты свою тысячу ошибок не сделаешь, как действовать правильно и грамотно, не узнаешь.
- Очевидно, что преимущество роста – это про вашу команду. Удалось это преимущество реализовать в полной мере?
Нет, нам не удается это сделать. У нас основной игрок высокий, за счет кого можно было бы обыграть, - это Денис Мышалов, но он только второй сезон – полтора года занимается баскетболом, можно сказать. Как большинство высоких игроков, такие люди, за 2.10, будут играть в 23-24 года. Это большинство из тех, которых я знаю, начиная от Сабонисов, которым, говорят, переписывали года рождения, чтобы сместить их на детские возраста, чтобы они больше поиграли здесь. Геннадий Денисов более-менее смотрелся, но это полевой игрок, хотя, он свое тоже делает.
- Он у вас и за Суперлигу уже играет…
- Да, он сидит там на лавочке, иногда выпускают. 2-3 минуты бывает – не каждую игру, но бывает. Слово «играет» там сильно сказано, конечно, но в принципе в команде, да.
- Какая история команды ДЮБЛ? Какие достижения в предыдущие сезоны?
Мы играем со второго примерно Первенства ДЮБЛ. И 1990-м годом рождения были в районе десятого места. И вот в том году мальчишки сахалинские этот результат повторили, сразу мне звонили. Там были мои воспитанники – Бричалов Роман, например. Вот, мол, мы повторили ваш успех.
- Как у вас обстоят дела с преемственностью? Молодые игроки попадают в основную команду?
Нет у нас преемственности, потому что нет дублирующего состава - молодежки. В этом году заканчивают и Денисов, и Мышалов - 2000 год рождения. В первую команду им явно рано, и Денисов это доказывает – нет физической мощи, навыков еще. Нет промежуточного звена.
- А команда АСБ, например?
Ну у нас Дальний Восток… До Урала – это одна Россия, а после Урала – это другая. Мы до отлета сюда играли с лучшими двумя нашими командами студенческими. Одной привезли в половине 30 очков, а второй 50. Это после половины! Вот такой студенческий уровень. Это связано еще с тем, что был у нас 2-3 года назад человек, который правил, и «Спартаком», в том числе. Он формировал ДЮБЛ еще из приезжих пацанов. И сейчас местные студенты, которые должны быть сильные, обыгранные и должны играть за наши вузы, просто разъехались по России. Из Улан-Удэ мальчишки были хорошие, да со всей России были собраны. Сейчас студенты такие, что я даже 2001 год выставляю, 10 класс, и мы все равно там самые сильные и даже не с кем играть.
- А ваши воспитанники по стране есть? Играют в других клубах?
Андрей Десятников в «Зените» – наш владивостокский. Я с ним не занимался, но через нашу приморскую сеть он прошел. Борис Спрыгин закончил из-за травмы сейчас играть. У них было второе место на Европе – в финале испанцам проиграли. Он в пятерке играл. Дмитрий Гордеев играл в «Зените» года два назад – сейчас тоже закончил, приехал домой. Получается, да, есть.
- Если у вас основная команда играет в первой Суперлиге, почему бы с молодежью, которая вырастает по возрасту из ДЮБЛ, не заявиться, например, в Суперлигу-2?
То есть заиметь еще одну команду? Это, наверно, финансовый вопрос. У нас сейчас отличный директор, президент клуба – мой ровесник, мы с ним все время друг против друга играли. Вот он пришел, поменялось руководство, на детей сейчас благодаря ему выделяется. 2001, 2002, 2003 годы рождения на Первенстве России участвовали в этом году по два тура. 2002 год вышел в финали поедет в Курск. Да, руководство уделяет внимание молодым ребятам, но, наверно, молодежку содержать пока не готово или нет планов таких, я не знаю. Но, мне кажется, это просто дорого. Это еще 20 игроков, которым надо хоть что-то платить, одевать, залы им давать. Но и у нас билеты такие, что мы, куда ни летим, всегда через Москву. Из Москвы назад в Тюмень три часа возвращаемся и так далее. Если с такими разъездами начать летать еще одной командой, то, мне кажется, это просто очень дорого. Но я не знаю, может быть, руководство, имея вот таких вот перспективных пацанов, скажет, а давайте…
- А вы предложите…
Нууу, во-первых, за ними (за игроками), я знаю, уже очередь. Геннадий Денисов сдает досрочно экзамены, потому что ему пришло приглашение на лето в сборную в расширенный состав, например.
- Не обидно, что своих, получается, в клубе не остается? Приходится всех раздавать.
Обидно, и я думаю, что руководство понимает это. Есть времена хорошие, когда деньги есть у клуба, они покупают, кого хотят, но свой игрок - есть свой игрок, на него и зритель идет охотней. Я помню, сам два года за «Спартак» играл, хотя, и детей уже тогда тренировал бесплатно, для себя, так на меня просто приходило 100 человек, и зал был полный. И каждый мой забитый мяч там превращался в событие.
Конечно, сейчас играют хорошие ребята, но все равно за них так не болеют. Во всех местных клубах, в Иркутске, например, тоже есть свои воспитанники. Он играет, его товарищи приходят, и вот, он забивает - это другие эмоции, другая наполняемость зала, другие деньги. Есть деньги – нет денег, он всегда будет здесь - это его родина, он будет биться. Чужие игроки – есть чужие игроки. Они лишний раз – тут болит, там болит. Это хочу, это не хочу.
- В принципе в Вологде тоже так – на своих парней с удовольствием ходят…
Да у вас было вообще прекрасно, у вас мне понравилось. У нас, наверно, на первую команду меньше ходит…
- Действительно у вас проблемы с посещаемостью? Команда одна из лучших в Суперлиге.
- У нас зал всего мест 900, на играх меньше 1000 зрителей. В этом году я был не на всех матчах, потому что мы сами в разъездах, но аншлаг я видел один раз, когда приезжал «ЦСКА-2». Люди в проходах были – за 1000 человек в зале. А так и 800 человек, ползала - уже хорошо, а у вас явно была 1000 человек всегда. Это, конечно, очень приятно.
- В полуфинале, конкретно в этом туре, вам удалось добиться результата, того уровня игры, на который вы, может быть, рассчитывали, когда планировали попасть наверх?
То, что мы тут проиграли одну игру, - это не показатель. Были свои моменты, которые отрабатывали. Плюс мы не очень к этому туру оказались готовы в силу разных причин. Потому что восемь человек пришли буквально за два дня переболевшие – по Дальнему Востоку грипп ходит, много школ закрыто. И игра получилась не такая яркая, как, может быть, в Вологде была. Но это жизнь, и ничего мы не сделаем. Все болеют. А, если бы не получили определенное задание, наверно, выиграли бы и у Томска. Ну а так, конечно, цель достигнута.
- Каких соперников вы можете отметить в этом сезоне? Кто вам доставил трудности?
Вот мне у вас мальчишка нравится - 7 номер. Высокий такой, хороший парень – вот прямо видно, будет баскетболист, кисть такая рабочая. В первом туре у нас была команда «Зенит» – видная такая. Сборная команда, не первый год играющая, крепкие все, с тренером хорошим. И «Урал» при школе олимпийского резерва – тоже видно, что сильная команда. «Динамо» Москва - отличная команда. Может, не такая сильная по подбору, как «Зенит», но они, по-моему, и на следующий год этим же составом будут играть. Есть люди хорошие.
- Давайте поговорим о командах, с которыми будете играть в финальном раунде в этом сезоне?
Тюмень вышла с той подгруппы, Ярославль опускается к нам, Казань и Петербург – «Спартак». «Магнитка» еще, но они не явились на последний тур. Не знаю, допустят их, приедут ли они сами.
- Интересно будет играть, как вам кажется?
Конечно, там будут все равные команды, и, может быть, мы будем даже не самые сильные. Хотя, такая система розыгрыша, что первый тур проиграл, в нижнюю часть провалился, ты уже наверх не поднимешься по ходу сезона. Пусть не за первое место, но за десятое, мне кажется, наша команда бы спокойно поборолась. А так… будем играть только за 15 место, получается.
- Поднимая финансовый вопрос… На какие деньги в вашем городе существует баскетбол?
То, что сейчас ездят на запад, - это бюджетные деньги. У нас в стране на 99% спорт содержится на бюджетные деньги. Сказали там «Газпрому» взять, он взял. Не скажут – так он завтра от всех откажется. Ну и другие госкорпорации. Я второй год возглавляю ДЮБЛ. Мы с президентом клуба, с местной федерацией баскетбола стали работать. И в этом году только, в 2018, по полной на весь учебный год забито девять возрастов по проведению первенства Края. Это первый год за 10-12 лет. Так проводился один–два возраста за счет спорткомитета, никаких частных вложений не было, тренеры сами организовывали себе турниры, ездили. Чтобы тебе вот так выделили деньги на то, чтобы ты куда-то поехал, - это только сейчас команда «Спартак» делает под своих воспитанников. Такого не было уже много лет.
-В этом плане у вас на подъеме ситуация? Баскетбол развивается?
Ну да. Клуб работает, я работаю, что-то федерация. С нашей помощью, наконец-то, зашевелилась. А то все говорили – нам просто не дают, не дают, не дают, но все-таки совместная работа привела к тому, что 3-4 года пройдет, и уже в нашу команду, я надеюсь, будем отбирать лучших детей из того, что увидим на первенстве Края. А так мы их не видим совсем. Звонит нам из Уссурийска Вася Петров – вот, у меня есть мальчик - все, берем. С Арсеньева хороший мальчик – берем, вот так и набирали команду, потому что увидеть негде было.
- С точки зрения соревновательного опыта - у вас есть возможность играть с вашими соседями…
Хабаровск - да, за полтора года моего тренерства с их командой мы были три раза уже по разным турнирам, и в этом году у нас, по-моему, два турнира на лето есть. Мы были два раза в Японии. Один раз - на Играх стран Японского моря – участвует Япония и Корея, Россия и Китай. Хорошие соревнования - мы второе место заняли.
- А уровень там как?
Уровень примерно нашего 15 места. Они, конечно, небольшого роста, но градация там другая – на год старше выставляют детей. Там старшая школа на год позже заканчивается. Мы в этом году ездили 2000 годом рождения, они выставляли 1999. В нашем понимании это уже призывник, зато я могу сказать, что эти все азиатские команды очень сильные физически. Это примерно середина нашей турнирной таблицы. При их невысоком росте парни физически сильные, играют в активный прессинг. Понятно, у них есть своеобразные правила азиатские, минимум пробежек, но уровень - как раз для нас. Мы в предсезонье опять планируем к ним поехать – отличные команды. И приятно играть, и встречают всегда доброжелательно - Япония и корейцы. Просто приятно с ними иметь дело.
- Вопрос, возможно, не имеющий отношения к общей теме разговора… Почему, на ваш взгляд, баскетбол в России не так популярен, как, например, футбол?
Я не могу сказать, что и футбол на самом деле популярен. Мне так кажется. У нас в городе модно в каждом микрорайоне строить уличные площадки. Но, если честно, сколько я там ни ходил, аншлага никогда не видел. Мне кажется, это должно быть связано, с государственной политикой, с пропагандой спорта на этом уровне. Вот у нас почти нет соревнований, а это мы еще при клубах, при спонсорах хороших. Я помню свое детство – первенство школы среди классов, шесть классов параллельных, две параллели. Просто, не выходя из школы, ты играл 10 игр. А сейчас первенство города посмотришь, как проводится среди этих школьников. Не только баскетбол, но и волейбол по какой-то упрощенной системе. Этот класс заявился, этот не заявился. Зайдешь - мячей в школах нет, матов. Раньше зайдешь - всегда были брусья, маты, мячи, сетки, кольца. Есть школы, где ни сеток нет годами, то в зале холодно, то мячей нет. Я не говорю уже про гимнастику.
И сама образовательная программа в школе в наше время все-таки заинтересовывала детей. Почти каждый занимался спортом, ну хорошо, половина точно занималась. А сейчас в школе перегруз, все к каким-то репетиторам ходят, но от этого, мне кажется, они не лучше учатся, чем, например, учились люди по советским образовательным программам. Все куда-то ходят, чего-то репетируют, а английский язык, как ни спрошу два слова, три человека знают, а девять не знают. Что такое Закон Ома, спросишь, девять из десяти репу чешут. Хотя, кому за 30, все это знают. И уже 30 лет помнят и стихи, и какие-то элементарные вещи. И в спорте, получается, так же. Включишь центральный канал – там чего, идет спорт разве? Идут «Менты-2», «Менты-3», «Дом-2» и так далее. И дети это смотрят. Они ходят в баскетбол играют, а в раздевалке все с телефонами сидят. И даже не скажешь, что человек болеет за какую-то игру, которая будет через полчаса.
И, мне кажется, у всех так. Вот кроссовки модные, например. Все раньше в кедах играли и все в кровь бились. И СССР, и Россия были чемпионами. А сейчас что? И, мне кажется, так не только в баскетболе. Ну, кроме, наверно, хоккея, где действительно много дублирующих команд… В баскетболе по идее должны быть все лиги забиты. А на деле по 12 команд играет в Суперлиге. Раньше – 40 играло, в регионах еще по 40. Вопрос денег тут, конечно, тоже важен. А в детском спорте… Я когда начинал тренером работать, еще играл за «Спартак» и до этого, в 90-е, когда «Спартака» еще не было, у нас на первенстве Края собиралось почти 17 команд в одном возрасте, сейчас четыре, и то, как правило, четвертая на год, на два на перспективу. Те, кто выпустили в этом году, уже набирают следующий состав. Мне кажется, везде одинаково…