Джорджо Армани – главный фан баскетбола в Италии
«Для меня баскетбол – это как «Амаркорд», в черно-белом цвете.
В 2004-м легендарный «Милан» (3 Кубка европейских чемпионов в 60-х и 80-х) подошел к краю пропасти – денег больше не было, и найти спонсоров не получалось.
Помощь пришла с неожиданной стороны. Креативный директор Armani Лео Дель Орко убедил своего босса спасти умирающий клуб.
Джорджо Армани впервые пересекся со спортом во время чемпионата мира 1994, когда выступил в роли дизайнера формы итальянской сборной. С этого момента он уже регулярно сотрудничал со спортсменами и федерациями (делал формы для итальянских сборных на Олимпиаде, для «Ньюкасла», «Челси», сборной Англии и звезд вроде Криштиану Рональду и Кристиана Вьери), но никогда не думал о том, чтобы занять какую-либо из сторон.
«Футбольный мир привлекает, но он очень сложен. Некоторые игроки могут повредить бренду из-за того, что как-то не так проявят себя на поле, и мы особенно ценим незапятнанную репутацию таких людей, как Кака и Шевченко.
Мои партнеры давным-давно предлагали мне вложиться в футбол, но я держался. Я всегда думал о том, что это может создать врагов. В случае же с баскетбольным «Миланом» я встал перед сентиментальной необходимостью. Там была очень серьезная нужда. Я сказал себе: «Почему не помочь историческому клубу, хотя бы ради памяти моих родных баскетболистов?». Теперь я надеюсь, что клуб будет побеждать, и болельщики остальных команд простят меня и купят мои штаны».
Изначально Джорджо Армани пришел в «Милан» в качестве миноритарного спонсора. С 2004-го по 2008-й он вкладывал 20% инвестиций в бюджет – тогда общая ведомость составляла от 8 до 10 миллионов евро.
«Когда меня спросили, хочу ли я войти в число людей, желающих спасти «Милан», я подумал, что это будет моим подарком городу, который приютил меня – это означало, что клуб будет жить и останется в городе».
Постепенно Джорджо Армани все больше втягивался в жизнь клуба. В 2008-м он уже стал мажоритарным владельцем и вывел свою новую игрушку на новый уровень – «Милан» повысил бюджет до 20 миллионов, вернул себе скудетто и получил лицензию «А» на постоянное выступление в Евролиге.
К традиционному названию «Олимпия Милан» Армани добавил наименование одного из своих брендов – сначала Emporio Armani, а потом AX Armani Exchange.
«С каждым днем я все больше и больше вникал в работу клуба. Дошло до того, что я перестал пропускать все собрания. Я скорее превратился в болельщика, одержимого жизнью команды, и перестал быть просто владельцем».
За правление Армани трофеев у «Милана» не так уж много. Они два раза выиграли чемпионат Италии, 4 раза доходили до финала и еще два раза взяли Кубок Италии. В Евролиге так и вовсе их главным достижением остается четвертьфинал 2014-го, первый выход в плей-офф за 16 лет.
Армани, правда, не слишком переживает из-за отсутствия доминирования.
«У меня никогда не было никаких иллюзий. Когда я начал поддерживать клуб, я понимал, что нам нужно очень много сделать, много всего преодолеть прежде, чем мы сможем добиться успеха. Я никогда не думал о том, что можно как-то срезать этот путь, хотя время от времени меня и посещали моменты разочарования. Я никогда не давал минутному расстройству сбить себя, никогда не терял уверенности в наших возможностях. Конечно, иногда я сержусь. И очень сильно».
С баскетболом Джорджо Армани связан с детства.
Его брат Серджо Армани, выделяющийся ростом, выступал за молодежную миланскую команду.
Вслед за ним полюбила игру и сестра Розанна. Она тоже всерьез занималась баскетболом.
Сам Джорджо на площадку не выходил, но следил за игрой и в 60-е, во времена Билла Брэдли, и в 80-е, когда «Милан» гремел в Европе.
«Для меня баскетбол – это как «Амаркорд», в черно-белом цвете. Это возвращает меня в 50-е, когда мой брат Серджио, такой же очаровательный, как актер Джозеф Коттен, кружил всем головы своей игрой. Мы ходили вместе с мамой и сестрой болеть за него.
Сестра тоже играла, когда была девочкой. И хоть она была очень маленькой, ей удавалось добиться успехов – она была очень целеустремленной...
Любовь к баскетболу родилась во времена Борлетти, в 60-е. Весь Милан приходил на матчи, особенно потому, что за них бегали три гиганта-красавца, это очень привлекало дам в ту эпоху.
Спустя много лет я посмотрел игру в Лозанне, в Швейцарии, когда в финале Кубка европейских чемпионов встречались «Милан» с Бобом Макаду и Майком Д’Антони и «Маккаби». Это был отличный матч. Но за исключением этого у меня не было особенных возможностей следить за баскетболом, разве что когда я приезжал в Штаты, где мог увидеть Майкла Джордана, невероятного игрока и великого человека».
Решение спонсировать «Милан», как потом рассказывал Армани, он принял практически без раздумий. Среди причин он называл несколько: желание порадовать жителей города, который стал домом для его семьи, намерение отдать должное памяти брата, который умер в 96-м, но и его привязанность к игре тоже сыграла роль.
О баскетболе Джорджо Армани говорит очень красиво и поэтично. Как тот, кто смог познать ее истинную ценность.
«Баскетбол – это спорт, который генерирует адреналин. Когда я смотрю хорошую игру, я наполняюсь энергией, энтузиазмом. А если играют плохо, если команды не бегут, то я расстраиваюсь, прихожу в раздражение. Я не очень забочусь о том, что люди подумают обо мне, и баскетбол заставляет меня обнаруживать все мои эмоции.
Меня очень заводит в этом спорте элегантность движений, грациозная энергичность. Когда я смотрю, как игроки забивают в кольцо, мне приходит в голову современный балет, где с помощью правил контролируется и направляется энергия. Меня завораживает философия игры – нужно быть быстрым, очень быстро двигаться, обманывать соперников и доходить до цели с определенной агрессией. И при этом баскетболисты очень высокие, больше двух метров. И вот эти гиганты двигаются с удивительной гармонией. Их движения меня пленяют. Они очень массивны, но кажутся такими легкими-легкими.
Потом опять же редко где можно встретить такое чувство команды. Игрок, независимо от того, насколько он хорош, насколько он наделен уникальными техническими и физическими данными, как, скажем, в прошлом Майкл Джордан, не может победить в одиночку. Ему нужна помощь остальной команды, и у каждого в ней своя определенная роль.
Баскетбол – весь на виду. Наверное, это такой спорт, где нет шанса сделать какую-то подлость на площадке. И потом он велик тем, что в течение двух минут ситуация может полностью измениться».
У него есть мысли о том, что вредит игре.
«На матчах НБА очень здорово. Но проблема в том, что американцы постоянно едят, даже тогда, когда смотрят спорт, и вокруг всегда пахнет хот-догами».
Сам он от своих инвестиций в «Милан» не получает особенных дивидендов, за исключением эстетических и моральных.
«Возрождение «Милана» помогло сделать бренд Джорджо Армани более популярным среди молодых людей. Но здесь дело не только в финансовой отдаче. Я очень горд, что время от времени меня останавливают на улицах и даже те, кто носят Dolce & Gabbana, говорят мне: «Пожалуйста, продолжайте поддерживать нашу команду».
И отмечает, что баскетболисты бросают ему особенный вызов, так как придумывать одежду для сверхлюдей не так просто.
«Конечно, физическое строение спортсменов заставляет дизайнера быть более креативным. Но плавность и комфорт, характерные для моего стилистического видения одежды, помогают адаптировать ее без проблем под любую мускулатуру. Те звезды, с которыми я работал, не только хорошо выглядят в моей одежде, но и символизируют тот дух преданности делу и трудолюбие, которым я так восхищаюсь».
Хотя некоторые из них вполне годятся в модели.
Баскетбол давно стал частью образа Джорджо Армани.
Его друзья со всего света – Спайк Ли, Расселл Кроу – бывая в Милане, обязательно появляются на матчах команды. А сам он обязательно бывает на играх НБА, где у него тоже полно знакомых. Он тесно общается с Кобе Брайантом, который в 2008-м приезжал в Милан специально, чтобы посоветоваться об открытии своего бизнеса. И хорошо знает Пэта Райли: эталон элегантности НБА в середине 90-х постоянно стремился в Италию для встреч с Армани, никогда не расставался со сшитыми специально для него костюмами и заразил своей страстью Зо Моурнинга и Тима Хардауэя.
>20 миллионов евро? Эти деньги тратятся бездарно. ТОП-8 бюджет (почти в два раза больше чем у Олимпиакоса), а команда на одном уровне с середняками Еврокубка Улеб.
По результатам: сезон 15/16 евролига -- последнее место в группе на первом этапе (условное 21 место)
16/17 евролига -- последнее место в групповом этапе (16)
17/18 евролига -- пока четырнадцтое место