Центровой мечты. 55 лет Хакиму Оладжувону
Вспоминаем одного из величайших игроков в истории баскетбола, который 21 января отметил свой юбилей.
Вся жизнь Оладжувона – словно череда маленьких и не очень чудес. Первый бросок по кольцу уроженец нигерийского Лагоса совершил только в 17 лет. До этого момента в его жизни был только футбол, а о баскетболе Хаким (на тот момент еще Аким), по его собственным словам, даже и не думал. Но именно этой игре суждено было прославить его на весь мир.
В 1980 году Оладжувон решился на переезд в США, где планировал попасть в известную всему миру студенческую лигу NCAA. Он сумел приглянуться главному тренеру команды Хьюстонского университета Гаю Льюису. Кроме того, Хакиму посчастливилось целое лето поиграть в баскетбол против одного из лучших «больших» НБА той поры Мозеса Мэлоуна, который стал для него настоящим учителем. И очень быстро нескладный и долговязый нигерийский паренек превратился в одного из самых перспективных молодых баскетболистов в студенческом баскетболе Америки. В итоге это привело к тому, что на драфте НБА-1984, который по сей день считается многими сильнейшим в истории, Оладжьювон был выбран под первым номером командой «Хьюстон Рокетс». Вы только вдумайтесь – человека, который еще недавно не умел играть в баскетбол, оценили выше, чем Майкла Джордана, чья слава гремела уже тогда. Просто фантастика!
В новой команде Оладжувон вместе с лучшим новичком предыдущего сезона Ральфом Сэмпсоном, кстати, тоже выбранным под первым номером драфта, составил убийственный дуэт «больших», который прозвали «Башни-близнецы». Нет, тому «Хьюстону» не суждено было взять чемпионский титул. Максимум, чего они смогли добиться – это сенсационный выход в финал-1986, где «ракеты» потерпели поражение от «Бостон Селтикс». Однако та команда до смерти напугала всю лигу, вынудив многие клубы пытаться воссоздать аналогичную игровую модель. А вскоре того «Хьюстона» не стало из-за наркотического скандала и начавшего разваливаться из-за травм на запчасти Сэмпсона. И следующие несколько лет Оладжувон тащил на себе ослабленную команду и учился быть лидером. Принял ислам, добавил букву «Х» к своему имени, превратившись таким образом в Хакима, и ждал своего следующего шанса.
Судьба предоставила его в 1993 году. Конечно, можно до бесконечности спорить, что было бы, если бы Майкл Джордан вдруг не решил стать бейсболистом в память о своем погибшем отце, но трудно не согласиться с тем, что «Хьюстон» безоговорочно заслужил два своих титула в 1994 и 1995 году. Хаким Оладжувон не только стал MVP-1994 и самым полезным игроком в двух финалах подряд – он последовательно разобрался со всеми своими конкурентами за звание лучшего центрового поколения. Ни Патрик Юинг, ни Дэвид Робинсон, ни молодой Шакил О’Нил в очной схватке не смогли противопоставить лидеру «Хьюстона» ровным счетом ничего. Подобного доказательства превосходства история лиги еще не знала. А на следующий год он стал и олимпийским чемпионом. Полученное в 1993 году гражданство США позволило Оладжувону попасть в третью версию «Дрим Тим», завоевавшую «золото» Олимпиады в Атланте.
Хаким сумел разрушить все стереотипы о позиции центрового. Он стал легендой не за счет какой-то звериной мощи и атлетизма (хотя с физикой у него всегда было все в порядке), а благодаря игровому интеллекту, уникальной для высокорослого игрока работе ног и подвижности, неповторимому набору финтов и обманных движений, которыми он мог оставить в дураках любого опекуна, и своему большому сердцу. У Оладжувона на протяжении всей карьеры практически не было звездных партнеров – и Клайд Дрекслер, и Чарльз Баркли, и Скотти Пиппен или уже прошли свой пик, или из-за травм мало напоминали себя прежних. Однако он не только был безоговорочно лучшим игроком в своих чемпионских командах, но и вел за собой партнеров, неизменно раскрывавших рядом с ним свои лучшие качества. Может быть, по сравнению с другими великими он не добрал чемпионских титулов или статуэток MVP, но Хакиму удалось выиграть в баскетболе практически все, и стать настоящим примером для подражания. С ним никогда не было связано ни единого скандала за пределами площадки, а его именные кроссовки, выпускавшиеся фирмой Spalding, стоили так дешево, что их могли позволить себе дети даже из самых бедных семей. Кто еще из великих спортсменов, при всем к ним уважении, преднамеренно пошел бы на такой контракт?..
По окончании карьеры Оладжувону успешно вложил свое состояние в недвижимость, и окончательно закрепился в статусе одного из самых любимых и уважаемых спортсменов Хьюстона. Он никогда не был заинтересован в том, чтобы стать полноценным тренером какой-нибудь команды – делиться своим богатейшим опытом в тренировочных лагерях с молодыми игроками ему нравится куда больше. И звезды НБА настоящего никогда не чурались обращаться к нему за помощью, причем это касается не только центровых, но и, например, Коби Брайанта или Леброна Джеймса.
Хаким Оладжувон доказал, что мечты сбываются. Остается только поверить. И усердно работать.
Фото: nba.com, pintertest.com, Yahoo Sports, USA Today, nydailynews.com, wcpo.com
С Айзеей постоянно встречаются и общаются на тему баскетбола; с Хейвордом этим летом несколько дней чисто вдвоем провели... Даже с сыном Шака занимался).
Кобе можно много предъявить, но обвинять его в отсутствии желания передавать знания - бред несусветный.