4 мин.

Незаметный герой «Химок». Кто он?

В современном баскетболе топ-команды играют в таком плотном графике, что избежать спадов по ходу сезона практически невозможно. Недавние четыре поражения подряд «Кливленда» в НБА лишний раз подтверждают эту аксиому. В таких ситуациях коллективы действительно высокого уровня отличает способность преодолеть такие отрезки, не дав им превратится в полноценный кризис.

На этой неделе «Химки» доказали, что по праву относятся к европейской элите, положив конец серии неудач двумя победами в Евролиге. Причем условия для реабилитации у команды Георгиоса Барцокаса были не самыми благоприятными. Химчане встречались на выезде с обладающей чуть ли не самой мощной поддержкой домашних трибун «Црвеной Звездой», а через день принимали шедший вторым в турнирной таблице «Олимпиакос».

В обоих победных матчах одним из лучших в составе «Химок» был центровой Малкольм Томас. Удивляться этому не приходится. После того, как выбыл из строя его коллега по амплуа Томас Робинсон, Малкольм является одним из самых стабильных игроков желто-синих. Он принимал участие во всех встречах Евролиги нынешнего сезона и только в одной из них вышел не в стартовом составе. Чаще него с первых минут выходили на паркет только Алексей Швед и Джеймс Андерсон (среди партнеров), а также еще пятеро баскетболистов других команд. А резко возросшая после травмы Робинсона ответственность стала не грузом на плечах Томаса, а скорее крыльями за ними. Подчеркивает это весьма почетный титул лучшего игрока тура Евролиги, полученный центровым после поединка с «Бамбергом».

Путь к европейскому признанию центрового был долгим и непростым. За предыдущие шесть лет с момента окончания университета он успел поиграть в Северной и Южной Америке, Азии и Европе. Хотя в Старом Свете вряд ли многим запомнился бигмэн, который за четыре месяца в тель-авивском «Маккаби» набирал по 4,4 очка в среднем за игру. Зато в Китае в прошлом сезоне Малкольм был на виду, став лучшим подбирающим местного чемпионата.

Но большую часть профессиональной карьеры бигмэн провел в скитаниях по родине. Не вызвав интереса на драфте 2011 года, он сменил четыре команды в D-лиге и пять в НБА. Правда, в сильнейшем чемпионате мира он отыграл всего 40 поединков, проводя на площадке по 8 минут. Самым успешным в его одиссее был период пребывания в «Филадельфии». Именно там в сезоне-2014/15 впервые (но не однажды) сработала связка Томаса с Алексеем Шведом, которая сейчас радует зрителей шикарными аллей-упами.

Бить сверху Малкольм умеет эффектно и со смаком, но его ценность для «Химок» определяет не это. Баскетболист такого плана был необходим Барцокасу, чтобы воплотить свои идеи на площадке. В наше время никого не удивишь бигмэном со стабильным дальним броском. Но большинство из них составляют растягивающие четвертые номера, которые обычно в нападении «пасутся» на дуге и не горят особым желанием лезть в рубку под кольцом. Томас относится к совершенно другой категории. Он в первую очередь является игроком «краски», готовым бороться там не щадя ни себя, ни соперников. Но при этом, оставив его без опеки на дуге, получишь точный трехочковый с вероятностью 38 процентов. А это выше среднего даже для игроков задней линии.

Выполняя функции центрового, Малкольм уступает в габаритах многим оппонентам. В НБА по этой причине он и вовсе использовался только в качестве мощного форварда. Однако в четырех последних поединках Евролиги ни одаренный Никола Милутинов, ни мощный Маттиас Лессор, ни высоченный Вальтер Таварес, ни опытный Леон Радошевич не доминировали под щитами против «Химок». А сам Томас в них набирал по 12 очков и совершал по 7 подборов в среднем за игру.

 

Недостающие сантиметры и килограммы бигмэн с лихвой компенсирует мобильностью, напором, жесткостью и пониманием игры. Так в нападении соперники зачастую просто не успевают за его перемещениями, а в обороне Малкольм умеет бороться за позицию так, что во многих случаях визави, даже получив мяч, оказывается с ним в неудобном для продолжения атаки положении. Не слишком радуются разменам с участием Томаса и защитники противника. Обыграть его за счет скорости или финтов совсем не просто, а бросать через длинные руки еще сложнее, чем через игрока задней линии.

У Малкольма можно найти немало сходств с партнером по передней линии Энтони Гиллом. Оба они до нынешнего сезона были практически неизвестны в Европе, оба готовы пахать на благо команды, забыв о личных амбициях, и оба стали ключевыми игроками нынешних «Химок». Но при этом Томас не так экспрессивен и зачастую кажется более погруженным в себя, особенно когда сидит на скамейке. Однако насколько важно для команды иметь в составе такого генератора позитива, как Тони, настолько же необходимо партнерам то ощущение надежности и несгибаемости, которое вселяет поведение Малкольма.

В баскетболе нередко характер играет не менее важную роль, чем мастерство. И когда рядом с тобой на площадку выходит человек, который всей своей карьерой доказывал, что любые испытания это лишь этапы на пути к вершинам, то преодоление любого спада становится лишь делом времени и настойчивости.