Нет Марко, нет проблем?
Древнюю крепость осаждает враг. У крепости пять башен. Четыре из них крепки и велики, не подступишься. А вот пятая низенькая, наспех собрана, так еще и часовые перепились и забыли запереть ворота. И что сделает враг? Попрет на четыре большие башни? Нет, конечно. Враг всем войском хлынет в эту маленькую башенку, ворвется в крепость, перебьет всех защитников, изнасилует женщин, заберет скотину, угонит в рабство детей, ну и так далее. И то, что у города были четыре большие крепкие башни, будут помнить разве что археологи. Вот так же временами и УНИКС, когда в его составе Марко Попович.
Можно легко обойтись без Марко-защитника
Нельзя сказать, что Попович слаб в защите один-на-один. Нет, он подвижен, хитер и редко позволяет себя задавить. Но в командной защите на его низкий рост и маленький размах рук накладывается безалаберность. Он не умеет вылезать из-под заслонов, остается непонятно где при пик-н-роллах, и фактически «подставляет» партнера, который остается один против двоих. С ним никогда не получится играть зонную защиту – через целую треть периметра будет гулять ветер. Да что там, если Марко не настроился, он может просто проморгать соперника – отвернулся куда-нибудь, а соперник раз и убежал под щит, не стал ждать Марко, наглец.
Та команда, которая знает и изучает УНИКС, с радостью пользуется этими особенностями Поповича – стабильно давит на самую слабую из башенок крепости. Получается, Пашутин без Марко может даже вздохнуть с облегчением: ведь после каждой игры Евгений говорит, что строит игру от защиты, а с хорватом на площадке довольно сложно возводить крепостные стены. Выставляя на периметре довольно высокую троицу Минард-Лайдэй-Маккарти, Пашутин сможет довольно крепко запереть дугу, чего он никогда не сделает с Поповичем.
Можно обойтись без Марко-эгоиста
Есть у Марко еще одна черта – он временами передерживает мяч. Это редкая претензия для европейских разыгрывающих, мы привыкли, что так обычно делают крутые американцы. Они слишком уверены в своих силах, чтобы делиться мячом с медленно бегающими и низко прыгающими партнерами. Зачем мне пасовать, я все равно могу забить больше них! Так же уверен в себе и Марко – дайте мне заслон наверху, а дальше я и сам знаю, что сделать! Конечно, иногда так и получается – у Марко великолепный дриблинг, он один из лучших снайперов Европы. Но при этом застаиваются, скучают без мяча другие игроки. Всегда плохо, когда мяч в атаке не двигается, его не успевают потрогать все пять человек. Да и стоит понимать, Марко – не Стив Нэш, при проходе он не видит всех четверых партнеров и обычно держит в уме только короткую скидку на центрового. Так дешево умные в защите команды не покупаются.
Поймали в коробочку
Сложно обойтись без Марко-плеймейкера
Но здесь давайте поймем – в УНИКСе на данный момент ровно два классно пасующих игрока, Самойленко и Попович. Сейчас в 7 матчах ПБЛ у них на двоих 47 передач, у остальной команды 36. Если поиграть заокеанскими терминами, в команде нет «комбогарда» (малыша, способного замещать и атакующего и разыгрывающего защитника), каким был например Шеммонд Уильямс, нет «пойнт-форварда» (легкого форварда, способного сыграть разыгрывающего), каким был Тарик Кирксэ, нет просто хорошо пасущего форварда, какими были например Штомбергас и Лавриновичи. Попович выбывает, и остается Петр, который не может играть по 40 минут в силу возраста и игровых особенностей.
Тогда в старте выходит американская троица Минард, Лайдэй и Маккарти. Номинально разыгрывает Рикки Минард, но на самом деле мяч более-менее равномерно делится между ними. Эти трое не привыкли заигрывать центровых, они привыкли обыгрывать и атаковать, чем будут заниматься и сейчас. И здесь УНИКС из полноценной «низовой» команды может превратиться в команду, где атакуют в основом защитники, а «большие» остаются без мяча. Чем это чревато? Тем, например, о чем писал в своем блоге Мессина: «известно же, что если семь раз не дать мяч центровому, на восьмой раз он уже очень неохотно побежит в защиту» – просто надоест впустую гонять туда-сюда свое большое тело. Все взаимосвязано в нашем сложном мире, как от защиты идет нападение, так и от нападения защита.
Сложно обойтись без Марко-снайпера
Здесь все просто. Великолепный точеный бросок, самый стабильный снайпер в команде. «Трехочковый бросок – состояние души, если уверен, значит попадешь», примерно такой вроде фольклор у баскетболистов? Уверенности у Марко на троих. В ПБЛ он бросает трехочковые с 44% (14 из 32), вся остальная команда – с 26% (20 из 77). В Лиге ВТБ матчей поменьше и поплоше, статистика не так показательна, но там Марко вообще забивает больше половины трехочковых, вытягивая общекомандный показатель до 35%. Нельзя сказать, что УНИКС останется без трехочковых бросков, но процент скорее всего будет ниже.
Посмотрите, как по-джордански высунут язык скоординировано тело при броске. Это большое умение.
Именно Попович – любимый персонаж болельщика на площадке, «серийный убийца», которого нельзя остановить, если у него полетело. Не зря Пашутин в этом году использует Марко и как чистого снайпера, а-ля Траджан Лэнгдон или Рэй Аллен, выстраивая комбинации под его «кэтч-энд-шут» – выбежал из-под заслонов как из засады, поймал мяч и сразу выбросил.
Еще сложнее обойтись без Марко-лидера
И давайте не забывать самого главного: Попович для нынешнего УНИКСа – главная звезда. Есть харизма, есть кураж, есть собственный выдающийся стиль, есть знание русского языка и открытость для болельщиков своей команды. И есть умение взбесить всю чужую команду, всех болельщиков чужой команды, каждого массажиста чужой команды и каждую уборщицу чужой арены. Марко Попович, Матьяж Смодиш, Милош Теодосич, или, если брать НБА, Кевин Гарнетт и его близкий друг Жоаким Ноа – игроки, которые могут невероятно раздражать, когда играют против твоей команды. Но именно они дают игре злость, огонь, страсть. Они яркие, без них просто блекло и скучно.
Раритетный пик-н-ролл Попович-Враньеш.
Итого
Я абсолютно точно не назову травму Поповича фатальной. Его вклад в игру порой спорен, все свои достижения в нападении он иногда сам же и сводит на нет игрой в защите, иначе с такой снайперской рукой играл бы в Евролиге на ведущих ролях. Но в первую очередь без него будет скучно, будет прямолинейно, будет обыкновенно. Заживала бы быстрее, что-ли, «одна из маленьких косточек» на ладони Марко.
А так да, его заигрывают как шутинг гарда временами, но в основном все равно - как племейкера.
А вообще нынче в УНИКСе все маленькие поочередно занимаются конструированием атак. Роль Марко по сравнению с началом сезона уменьшилась. С другой стороны, он по ощущениям самый лучший процент щас выдает. ПРотив хорошей зоны без него вариативность снизится по-любому.
Серьезный соперник покажет. После Нового года будут ЦСКА, Енька и Химки - вполне себе уровень. Вот и посмотрим.
Впрочем, вспоминая лучшие УНИКСы, приходит в голову, что команды образца 03-04 и 06-07 не были игрокозависимыми. Может, и сейчас такое будет?