Из банка в NBA. Интервью с Романом Сприкутом
Банк, Лига ВТБ, жизнь редактора
С чего началось твое увлечение баскетболом?
Трансляции и нарезки баскетбола NBA по «7ТВ» в 2002 и 2003 годах. Я тогда учился в школе, это был 8-й или 9-й класс - та пора, когда собирается много разных увлечений. Видя этот баскетбол, энергичный и где-то клиповый, мне захотелось о нем больше знать. Я купил баскетбольную игру на компьютер, начал изучать какие-то вещи, которые можно было в тогдашнем интернете найти. Ездил к своему дедушке, у которого был подключен пакет «НТВ-плюс», чтобы смотреть телеканал «Баскетбол», по которому тогда показывали игры NBA, в том числе классические. Естественно, какие-то знания о баскетболе у меня были и до этого: еще в конце 90-х я начал увлекаться спортом и узнавать в том числе о баскетболе, а в тот момент меня это подтолкнуло, чтобы глубоко заинтересоваться.
У тебя образование финансиста, до Sports.ru ты работал в банке. Как ты решился бросить свою основную работу и стать спортивным журналистом?
Переходил я не столько на работу журналиста, сколько на работу социального редактора, по сути – SMM-щика. В какой-то момент я понял, что мою работу в банке может выполнять любой человек с минимальным уровнем дисциплины (даже не банковских знаний). Я почувствовал, что в этой работе нет авторского почерка, креативности.
И мне захотелось чего-то нового. К тому моменту я уже давно был на Sports.ru как читатель и блогер, и периодически общался с Сергеем Гилевым и Дмитрием Навошей на предмет того, что мы, может быть, когда-нибудь будем сотрудничать. Я связался с Сергеем, он предложил мне войти в его команду социальной редакции и писать тексты по ее заказу в баскетбольный раздел. Я почувствовал, что это работа, которая мне интересна, и решил перейти на неё именно из-за любви к спорту.
А не было страха? Ведь работа в банке стабильнее и комфортнее с точки зрения зарплаты и карьерных перспектив.
По поводу комфорта - я бы не сказал. Мне очень комфортно работать из дома, а моя нынешняя работа на 90% состоит из того, что я сижу дома.
Что касается денег – я, конечно, очень сильно потерял в зарплате, но я никогда не ставил финансовый вопрос во главу угла. В первую очередь, от работы я хочу не денег, а других вещей. Мне хотелось чего-то интересного, своего. Работы, благодаря которой я смогу узнавать что-то новое, делиться этим с другими людьми.
Пусть в банке я получал бы больше, но зато я считаю, что делаю что-то интересное и для людей, а не просто вбиваю цифры в табличку. Точнее, я тоже вбиваю цифры в табличку, но зато это кому-то нужно и интересно.
Какой график у редакторов Sports.ru? Опиши свой обычный рабочий день.
Редакторы бывают разные: есть дежурные, которые смотрят за тем, как наполняется лента дня. Я не являюсь дежурным редактором - занимаюсь только разделом NBA. Мой рабочий день начинается с мониторинга новостей на самом сайте - что наши новостники написали. Иногда их поправляю или прошу, чтобы их поправили. Затем эти новости и другие материалы пытаюсь продвинуть через соцсети, которые принадлежат NBA (русскоязычная страница ВК и твиттер NBA_RU).
Рабочий день начинается в девять. Если идёт сезон, я не смотрю игры ночью - смотрю их с утра в записи. Стараюсь не узнавать результат матча, который мне интересен, заранее, и дальше либо меня прикрывает помощник (тогда я начинаю рабочий день с двенадцати), либо самостоятельно стараюсь не попадаться на спойлеры игры. После матча я продолжаю работать над каким-нибудь текстом или, наоборот, пишу что-то короткое для ленты материалов. Если не было матча, то, естественно, я начинаю делать это раньше. Дальше, если у меня есть свободное время, я могу посмотреть ещё одну игру. В основном, занимаюсь технической работой: заливаю видео, проверяю материалы, редакторской работой, если есть текст для выноса в ленту.
Необходимо выделить 4-5-6 часов, в которые ты не должен ничего делать другого. Такое не всегда получается, потому что постоянно есть вещи, которые нужно обновлять раз в 2-3 часа минимум. Это сильно отвлекает, не даёт сконцентрироваться - такая вот мультифункциональная работа у редактора баскетбольного раздела. Заниматься в первую очередь соцсетями, следить за тем, как выглядит раздел со стартовой страницы и уже побочная функция - это написание текстов. Редакторская и авторская работы пересекаются, но они в лучшем случае взаимодополняют, в худшем - просто сменяют друг друга.
Планерки футбольных редакторов проходят вместе с баскетбольными?
Да, редакционная планерка одна, на неё приходят все редакторы разделов и авторы, которые находятся в Москве в данный момент. У баскетбольного раздела на сайте есть карт бланш: Юра Дудь нам редко говорит, что нужно написать ту или другую тему, потому что понимает, что мы разбираемся в кухне NBA и европейском баскетболе гораздо лучше. Соответственно, баскетбольные редакторы, Филипп Прокофьев и я, можем высказывать свои пожелания и по другим видам спорта тоже. Мы делаем это не так много, потому что мы оба люди тихие и разбираемся в остальных видах спорта не так хорошо, как в баскетболе.
Представь, что тебе нужно рассказать о себе человеку, который не знаком с тобой, как с автором. Но ты можешь рассказать о себе только посредством своих текстов. Какие тексты это будут?
В первую очередь, наверное, это будет не текст, а проект про зарплаты в НБА. Тогда человек сразу увидит, что конкретно я делаю на сайте – занимаюсь цифрами, зарплатами и всеми подобными вещами. Он сразу увидит мою степень заинтересованности именно в этой стороне баскетбола.
Интересно узнать насчет творческого процесса. До тебя мы брали интервью у Виталия Суворова, и он рассказывал, что в жизни курит мало, а во время написания текста легко может курить пачку, потому что ему это необходимо. А что необходимо тебе, чтобы писать?
Мне тексты проще писать под вечер или ночью. Так, чтобы я написал текст, а на следующий день свежим взглядом его перепроверил - они получаются бодрее и интереснее.
А если я начинаю писать утром, то это может занять целый день, в течение которого я ничего не успел. Из-за этого я начинаю беситься, нервничать, злиться на этот текст, и тогда такой текст может вообще не получиться – у меня достаточно много проектов, которые так и зависли в черновиках.
Наверное, единственное, что мне нужно – это мой личный компьютер. Мне тяжело дается работа на чужой технике. Особенно на чужой клавиатуре не с тем подъемом клавиш, не с той пружинностью клавиш, не с тем наклоном. Мне тяжело дается, когда экран другого формата, переключать запятую надо другой комбинацией клавиш. Еще мне нужно быть в своей зоне комфорта, у себя дома, тогда у меня получится лучше.
Ты болеешь за «Селтикс»?
Я болею за «Селтикс» и за «Сакраменто Кингс». Начиналось все с «Сакраменто Кингс», это до сих пор моя любимая команда, конкретный состав с 2002 года, потом постепенно любовь «сдвигалась» в сторону второй любимой команды. Это был «Бостон Селтикс», и в 2010-2011 годах любовь «сдвинулась» окончательно, так что теперь я в первую очередь болельщик «Селтикс».
Поддержка одного из клубов не мешает быть объективным журналистом?
Я не считаю, что журналисту необходима объективность в стопроцентном формате, что это какой-то основополагающий признак профессии. Во-первых, я больше блоггер, редактор, SMM-щик, социальный редактор. Я работаю в сфере журналистики, но само понятие «журналист» сейчас настолько размытое, что я не стану себя так называть, хотя бы потому что такого образования у меня нет и не было стремления его получить.
Я думаю, заинтересованность в какой-то конкретной команде, наоборот, помогает быть эмоционально увлеченным во все процессы, которые происходят в лиге, поскольку в NBA даже обмен между какими-то двумя командами в любом случае косвенным образом влияет на твою любимую, если она даже не причастна к этому. Все равно косвенное значение каждая мелочь будет иметь. Поэтому, когда ты болеешь за какую-то команду, ты увлечен ей, знаешь о ней больше остальных, ты интересуешься ей, это твое личное хобби, ты начинаешь интересоваться и тем, что происходит вокруг нее - другими командами, другими игроками и лигой в целом. Поэтому, я думаю, это только в плюс идет, а не в минус.
Артем Панченко в интервью говорил, что смотрит 20 матчей NBA в неделю. Сколько матчей в неделю ты смотришь? Бывает такое, что надоедает процесс, замыливается взгляд?
Я не смотрю так много как Артем по той причине, что я никогда не играю на ставках, не пытаюсь проанализировать какие-то тенденции, не пытаюсь получить так много информации.
Я дозирую информацию и смотрю не больше двух матчей в день и не больше одного матча в среднем. Я полностью отдыхаю от баскетбола летом: после того как заканчивается Летняя Лига, я не смотрю матчи сборных или европейских клубов, мне это не интересно, до предсезонки NBA я отдыхаю.
Не думаю, что взгляд замыливается. Когда я выбираю матч, который хочу посмотреть, то выбираю в этом матче какую-то вещь или тему, которую хочу разобрать. И это дает мне пищу для размышлений как журналисту и болельщицкий интерес, потому что я сам выбрал ее и хочу посмотреть, как, например, будет играть этот игрок, потому что сегодня у него будет больше игрового времени. Это совмещение болельщицкого взгляда и профессионального интереса, которого мне удалось достичь.
А ты смотришь Лигу ВТБ?
По своей воле – нет. За последние несколько лет единственный матч, который я посмотрел, это Матч Всех Звезд – потому что мне туда позвали, я приехал и вживую посмотрел.
Мне не нравится российский баскетбол, потому что он скучный, медленный, нет стабильности у составов, и российские команды ничем не отличаются от чешских, французских, итальянских, испанских, греческих, турецких. Это всё те же игроки, которые кочуют из одной команды в другую. Это тягучая игра европейского баскетбола. Это не очень большое количество местных игроков (а когда ты смотришь игру, в которой какие-нибудь американцы, сербы и греки играют против других американцев, сербов и греков, то теряется болельщицкий интерес). Доминирование ЦСКА в 21-м веке отвратило болельщиков от российского баскетбола просто потому что все предсказуемо. Может быть Финал Четырех, который будет со следующего сезона, даст какие-то сюрпризы и снова вернет болельщика, но на мой взгляд российский клубный баскетбол был настолько сильно убит, что возродить его удастся не скоро. Нужно возрождать регионы, нужно убеждать руководство Лиги в том, что надо больше команд, что нам нужен другой формат плей-офф. Я думаю, что российский баскетбол мы уже потеряли, и нам нужно все с нуля создавать заново, чтобы хоть какой-то интерес эта лига вызывала у болельщика. Ну и у меня, как у рядового болельщика.
Инсайдеры, NBL, детский баскетбол Карри
Почему баскетбол круче других видов спорта?
Наверное, тем, что он многоформатен: есть баскетбол уличный, есть профессиональный, есть баскетбол европейский, есть американский, есть мужской и женский… Это все настолько разные виды, что каждый может найти в этом что-то свое и не только в игре. Баскетбол давно перерос просто спорт, и кому-то может понравиться баскетбол, потому что он любит собирать кроссовки, кто-то начнет интересоваться NBA как частью хип-хоп культуры, кто-то начнет интересоваться NBA как одной из основных лиг, которая хранит свою историю, кому-то интересны зарплаты, прикиды, в которых ходят Расселл Уэстбрук иди Леброн Джеймс. К баскетболу можно подойти с такого множества сторон, что любой человек может найти в нем что-то интересное. Плюс высокая результативность, большая скорость игры, красивые данки, захватывающий трехочковые – все это делает баскетбольный матч таким растянутым видеоклипом. Это привлекает людей, и когда они начинают смотреть баскетбол, то уже думают сами взять мяч, покидать его. И это может делать каждый, в отличие от американского футбола, где нужна экипировка, или хоккея, где нужен лед. В баскетбол можно играть практически везде, даже если это ненастоящий мяч и ненастоящее кольцо, а скомканная бумага и мусорная корзина.
Именно поэтому его популярность растет во всем мире и сейчас.
Представь, что перед тобой стоит человек, который не следит за NBA и не разбирается в ней. Какие матчи ты посоветовал бы ему посмотреть, которые гарантированно позволили бы ему увлечься NBA?
Матч «Голден Стейт» против «Хьюстона». Это будет очень веселый баскетбол, в который будут играть две очень организованные команды, но не скучно организованные и ориентированные на защиту, а готовые показывать все лучшее, что есть в современном баскетболе. Это с одной стороны постоянная дележка мячом “ГС”, когда то один, то другой игрок выходит на первый план. У «Хьюстона» же будут два лучших архитектора игры в современном баскетболе (не считая Леброна) – Харден и Крис Пол, которые будут поочередно руководить действиями своей команды, и это тоже будет очень красиво.
Если это человек, который уже интересуется баскетболом, но в меньшей степени интересуется NBA, то ему нужно посмотреть на «Сан-Антонио». Там все организовано в высшей степени, но нет такого блеска, который есть у «Голден Стейт».
Если человек заинтересуется какой-то исторической вывеской, то это, конечно, должен быть матч «Лейкерс» - «Селтикс». Правда, «Лейкерс» сейчас не в лучшем состоянии, поэтому рекомендовать этот матч прямо сейчас я бы не стал.
В принципе, практически в каждой команде NBA практически в каждом матче есть на что посмотреть и чем влечься новичку. Этим Лига и замечательна, что практически каждый из 1320 матчей регулярки и ста-с-чем-то матчей плей-офф может быть интерес человеку, который впервые включит баскетбол.
Какой игрок NBA самый крутой на твой взгляд?
Сложно определить, что значит «самый крутой».
Если мы говорим о самом талантливом игроке, который играет сейчас в НБА, это, безусловно Леброн Джеймс. Но, естественно, в регулярном сезоне он играет в режиме энергосбережения, и ему исполнится уже 33 года зимой.
Самый пиковый игрок сейчас - это Кевин Дюрэнт. Это тоже уникальный талант, но ему не хватает ментальности Леброна. У него уникальные физические данные: мы никогда не видели игрока таких габаритов, который бы умел так много на площадке. И у него есть какая-то своя эстетика и изящность, который нет у Леброна и которая тоже может заворожить зрителя.
Тем, кому интересен очень энергичный и огненный баскетбол, нужно смотреть на Рассела Уэстбрука, который играет на таких скоростях, которые не покоряются больше никому в Лиге – этим он и берёт. Он за счет своих атлетизма, скорости и IQ (что бы про него не говорили) показывает, как можно делать на площадке всё и доминировать даже с позиции защитника.
И, наверное, самый крутой с точки зрения понимания крутости новичком – это Стеф Карри. Вот почему его так любят дети? Потому что он в принципе играет в такой детский баскетбол: легкий, бросковый. Он не напрягается ни на площадке, ни в жизни. Он не расстраивается из-за поражений, не реагирует слишком сильно на какие-то эмоциональные моменты в играх. Даже техника броска у него какая-то женско-детская. Он намного ближе к обычному человеку чем Дюрэнт или Уэстбрук, которые кажутся просто инопланетянами. Карри просто точно бросает и со стороны кажется, что этому может научиться каждый. На деле он уникальный игрок и приложил много усилий чтобы стать таким снайпером, но его стиль игры очень подходит новичкам, и в этом его собственная крутость.
Если бы у тебя была возможность снять документальный фильм о баскетболе, то про какую историю, персонажа или команду ты бы его снял?
Такое ощущение, что все интересные истории уже были рассказаны: трагедия Мориса Стоукса в 50-е или история «Портленда» 70-х, противостояние Бёрда и Мэджика, Дрим Тим. В такие моменты думаешь, что все интересное уже до тебя сняли.
Наверное, я бы хотел в рамках просветительской меры сделать фильм про ранние года профессионального баскетбола, и в особенности про лигу NBL, которая была до NBA и которая повлияла на то, что NBA появилась и выжила. Про неё часто забывают, когда говорят про историю NBA, но она дала NBA больше, чем её лига-прародительница. Наверное, это было бы глубокое погружение именно в старый баскетбол, потому что про это мало кто говорит (про NBL вообще написана только одна книга).
Какая баскетбольная история вызвала у тебя наиболее негативные впечатления/ощущения?
Как у болельщика, это самые мои юношеские впечатления – шестая игра финала Запада между “Сакраменто” и “Лейкерс”, когда лига довольно бессовестно пыталась устроить седьмой матч финала из-за того, что понимала, что в основном финале будет обязательно вынос восточной команды кем-то из пары Лейкерс-Кингс. И поэтому они хотели для поднятия рейтингов сделать как можно больше, для того чтобы устроить эту седьмую игру, которая бы собрала высокие рейтинги. Было множество судейских ошибок – это очень обидело меня, как болельщика “Сакраменто”. Я никогда судей не критикую, понимая, какая тяжелая это работа и как незаслуженно эти люди получают свою критику в большинстве случаев, но тот случай остался в памяти, как дикая несправедливость.
Расскажи подробнее о работе баскетбольных инсайдеров
Это работа, которую выполняют конкретные журналисты, обычно из ведущих спортивных изданий – ESPN, Yahoo, плюс местных изданий – от Orlandos Sentinal, Minneapolis Tribune, - у каждого города, в котором есть команда НБА. В каждой из этих газет есть журналист, который наладил связи с агентами местных игроков, руководством местного клуба, и знает о ней какую-то информацию, которая недоступна широким массам.
Соответственно, этот инсайдер получает в какие-то конкретные важные дни (во время Финала, драфта, межсезонья, важных матчей) информацию, которую кто-то пытается слить (или наоборот, которая будет интересна публике, и которую он пытается из кого-то вытрясти): переход игрока, состояние игрока, возможные увольнения тренеров и т.д. У инсайдеров налажена большая база контактов за годы сотрудничества с клубами и игроками, и за счет этого у них всегда есть доступ к источнику, который будет готов эту информацию скинуть. Иногда агенты сами проявляют инициативу и скидывают информацию просто потому что им это выгодно (например, им нужно пристроить какого-то игрока, чтобы тот получал зарплату. Они договариваются с каким-то клубом, что тот подписывает этого игрока. А взамен на это агент своего топового свободного агента постарается привести именно в этот клуб). Конечно, технически это все нелегально: в НБА не может быть связанных сделок, не может быть, чтобы один игрок перешел в клуб только для того чтобы какой-то другой игрок перешел туда – это запрещено правилами. Но такие процессы невозможно контролировать юридическими документами, это будет происходить все равно. Иногда агенту нужно сделать вид, что его клиентом заинтересовалось много клубов. Он сливает информацию о том, что прошли переговоры, хотя на деле это может быть встреча представителя команды с игроком в ресторане, где они друг другу сказали: «Привет! Привет! Хочешь перейти в мой клуб? Не хочу». И все. Для инсайдера это будет называться «две стороны провели переговоры».
Такие инсайдеры могут всерьез влиять на ситуацию?
Бывает, что инсайдер скидывает какую-то информацию в обход игрока и его агента, а они обижаются на это, пытаются как-то переиграть ситуацию, выставить игрока в более хорошем ключе. Последнее – это ситуация с Гордоном Хэйвордом и его переходом из «Юты» в «Бостон», когда инсайдеры написали гораздо раньше, чем игрок официально дал согласие и известил свои команды. Просто потому что игрок хотел сам объявить об этом в своем блоге на сайте Players’ Tribune, видимо дал какую-то команды гострайтеру об этом писать. Гострайтер слил инсайдеру, инсайдер в прессу, и весь мир уже, вроде бы, знал о переходе. А игрок не успел ни своей старой команде сообщить об этом решение, ни командам, с которыми общался, ни своей новой команде, ни своему тренеру бывшему, ни новому. Об этом переходе не знал никто кроме игрока, агента и его pr-команды, но из-за инсайдера об этом узнали все. Получается, что репутация игрока в некоторой степени пострадала.
А то, что произошло совсем недавно с Кайри Ирвингом, когда в прессе появилась информация о том, что он не хочет играть в одной команде с Леброном. Это не результат работы инсайдера?
Скорее, вопрос в том, кто слил эту информацию - это не работа инсайдера. Лагерь Кайри обвиняет Леброна. В любом случае, эта информация не осталась бы тайной. Если Кайри запросил этот обмен и менеджмент начал прорабатывать варианты обмена, то менеджмент других клубов уже знал об этом, и цена на Кайри была бы не максимальной – просто потому что инициатива обмена исходила от клуба. Я не думаю, что этот слив информации повлиял на отношения между Кайри и Леброном, на отношения между Кайри и менеджментом. Я думаю, что там уже все всё прекрасно знали и понимали: не только в кругу «Кливленда», но и во всей Лиге. Сейчас, когда информация слита, идет битва за репутацию, когда каждая сторона пытается выставить другую в негативном ключе. Это не столько про инсайды, сколько про желание покрасить своего игрока в нужный цвет и сделать белее, чем его соперник, чтобы репутация пострадала меньше. Чтобы наследие игрока, о котором так много говорят в НБА, пострадало в меньшей степени.
А как ты относишься к тому, что сейчас происходит в НБА: сильный перекос силы в сторону Запада и гегемония «Голден Стейт»?
Ну, гегемония еще не началась. Давайте дождемся еще по крайней мере одного сезона и посмотрим, как они проведут его. Мы уже видели команды, которые казались непобедимыми, но все равно у них появлялись какие-то подводные течения, которые эту команду разрушали.
Те же «Лейкерс» в начале 00-х казались командой, способной выиграть пять, семь, десять чемпионатов. Но проблемы между Шаком и Коби перевесили все возможные позитивные факторы от такого сотрудничества, и команда развалилась.
Точно также мы не знаем, что будет с «Голден Стейт» через год, через два, через три. Настанет время продлевать Клэя Томпсона и Дреймонда Грина. Грин – очень непростой товарищ. И Клэй, и Дреймонд до этого играли на скидочных контрактах, может быть, теперь они не захотят делать такие скидки. Например, Стеф Карри получил самый максимальный контракт просто потому что до этого он играл за шестой по величине контракт в своей команде. Возможно случится так, что этот клуб начнет стареть быстрее. Какие-то травмы мы тоже не можем предсказать. Поэтому говорить о том, что в Лиге появился гегемон и никто не сможет его свергнуть – неправильно, хотя бы потому что команду, которая выиграла 73 матча в регулярке и побила рекорд «Чикаго», казавшийся вечным, победил «Кливленд» в финале. То есть возможно, что будет какая-то сила, которая сможет противостоять «Голден Стейт». Тем более, что путь к финалу на Западе сейчас будет тяжелым, и команда, которая выйдет в финал от Востока будет свежее.
Опять же – никто не отменял фактор травм. «Голден Стейт» давно не играл на Западе серию против здорового соперника. Против «Сан-Антонио» не было Паркера и Кавая, против «Юты» играли, когда Гордон Хэйворд был, очевидно, нездоров. Они постоянно попадают на каких-нибудь «Клипперс», у которых один из лучших игроков сломал руку потому что кого-то ударил. И получается, что они берут не только своей мощью, но еще и каким-то своим везением. Может быть, в следующем году этого везения не будет, зато повезет какой-то другой команде.
Ок, с “Голден Стейт” понятно. А как ты относишься значительному перекосу сил в пользу Западной конференции?
Любое доминирование, что команды, что конференции, оно временное. В 80-е доминировал Восток – на Западе были одни «Лейкерс» и больше никого. Да, это была суперсильная команда, но у неё не было никаких конкурентов, поэтому они постоянно играли в финале.
Потом всё поменялось: в 90-е доминировали «Чикаго», но баланса в Лиге было больше, конференции были более-менее равны. Потом Запад стал доминировать.
По причине дисбаланса в конференциях больше команд борется в плей-офф. Если было бы так, что в плей-офф выходят только 16 лучших команд во всей лиге, то те клубы, которые боролись бы за 6-7 строчку на Востоке здесь не боролись бы ни за что, и просто сливали сезон ради высоких пиков. Я считаю, что сегментирование Лиги на конференции только помогает, потому что дает большему количество клубов побороться за более высокие цели, чем слив как можно большего количества матчей, чтобы иметь больше шансов на высокий пик драфта.
Почему NBA, на твой взгляд, не очень популярна в России? Что нужно сделать, чтобы популярность возросла?
Наверное, у нас все-таки больше футбольно-хоккейно-биатлонная страна , и исторически так сложилось, что баскетбол не был популярен, как вид спорта. Нужно больше людей, которые бы занимались им - играли в стритбол, 3х3. Отличие в том, что баскетбол надо еще и смотреть, и это будет интересно. Для этого нужно, в первую очередь, создавать красивую картинку местного баскетбола. NBA не может прийти из ниоткуда – в нашем менталитете всегда есть какой-то блок чуждому, чужому, иностранному.
Нужно показывать, рекламировать NBA – она у нас, к сожалению, не транслируется по общедоступным каналам. А телевидение – самый большой движок популярности спорта. Если бы NBA у нас показывали по тому же Матч-ТВ, то естественно, людей, которые бы заинтересовались ей, точно так же, как я заинтересовался, смотря нарезки и матчи на 7ТВ, было бы больше. Сейчас только те, кто знают, как смотреть NBA, будут ее смотреть. Таких способов сейчас много: можно смотреть NBA в интернете легально и нелегально, через League Pass или пиратские трансляции. И те, кто знают, как это делать, те уже интересуются баскетболом и будут так смотреть.
Но никто же не будет переключать канал на сопкасте, чтобы «оп! А тут показывают NBA. Дай-ка я посмотрю ее впервые в жизни» - такого не будет.
Поэтому, я думаю, в первую очередь, нужно как-то выходить на телерынок. И, во-вторых, рекламировать НБА какими-то проектами – рекламировать как альтернативу обычному досугу человека (кино и так далее).
Это, в принципе, проблема всего спорта – он не так популярен просто потому, что у людей и так есть, чем заняться.
С того момента, как ты начал смотреть баскетбол и сейчас: его популярность в России выросла?
За последние лет 10 (которые я могу как-то проанализировать), думаю, мало, что изменилось. Просто потому что баскетбол ушел с телеканалов и люди стали меньше его смотреть. Они, может, больше им интересуются в интернете, но это нивелируется тем, что людям негде посмотреть NBA. А европейский баскетбол, мне кажется, сильнее упал в интересе, потому что в Евролиге у нас на что-то претендует в большинстве случаев только ЦСКА. У нас очень мало квот, а их мало из-за низкой посещаемости, а низкая посещаемость из-за того, что российский баскетбол не интересен из-за своей предсказуемости. И, получается, этот замкнутый круг никак нельзя преодолеть.
Панченко, работа в NBA, Билл Симмонс
Сейчас есть три самых популярных автора, пишущих на русском языке – это ты, Кирилл Свиридов и Артем Панченко. Ты можешь назвать еще несколько, менее очевидных авторов, которые пишут на Трибуне или где-то еще и которые могут выстрелить в будущем?
Ну, так сложно. Во-первых, я не хочу кого-то упоминать, чтобы никого не забыть и не обидеть. Во-вторых, такие оценки могут остановить кого-то в развитии – кто-то может подумать, что всего добился. Я не хочу кого-то выделять, просто потому что кого-то человека, который нуждается в подобной поддержке, сейчас нет. Все пишут на достаточно хорошем, но не на звездном уровне, им просто нужно больше работать. Я считаю, что людей, которые бы добрались до высот ушедших с сайта Хусаинова, Панченко, Троилова, Хрусталева, сейчас нет. Но многие приходят ниоткуда, многие просто бояться писать, потому что думают, что не умеют, многим просто нужна практика, чтобы писать больше.
Я не думаю, что такие люди есть, потому что и Свиридов, и Панченко – это уникальные авторы, которых вырастить, «нафармить» невозможно. Тот объем работы, который выполняет Свиридов, и тот бескомпромиссный подход к написанию текста, который есть у Панченко… Такое не воспитывается, такое даже невозможно напрактиковать, это нужно уже внутри себя иметь. Нужно только пытаться писать, и вдруг это действительно зародится и окажется, что человек может делать какие-то уникальные тексты про баскетбол. Или это могут быть другие форматы, потому что ограничиваться лишь текстом в 2017 году уже не очень правильно, не очень модно. Нужно переходить на какие-то более крупные медийный проекты.
А ты сам читаешь Артема Панченко?
Я читал Артема, когда он писал для Sports.ru – еще до того, как был редактором. Несмотря на агрессивный стиль письма и некоторую неточность в прогнозах, он пишет интересные мысли, смотрит на вещи не под тривиальным углом, и иногда его высказывания вызывают не просто желание плюнуть в монитор, а, наоборот, запускают маховик мысли.
Каких спортивных журналистов (русских или иностранных), пишущих про баскетбол, ты читаешь сам?
Я читаю большинство авторов с ESPN и Yahoo, тех, которые пишут про «Бостон» По отдельным лицам – Билл Симмонс и его команда с The Ringer: Зак Лоу, Кевин Пэлтон.
Посоветуй три книги спортивной тематики
«The Breaks Of The Game» Дэвида Халберстама о сезоне «Портленда»
«Wilt 1962» Гари Померанца - книга, которая повествует о рекордной игре Уилта Чемберлена, в которой он набрал 100 очков. В ней описаны все детали игры, это – хороший образец того, как одно событие можно вписать в целую книгу.
А самая интересная автобиография была у Боба Коузи – разыгрывающего «Селтикс» в 50-60ых годах. Она очень ярко описывает нравы первой половины 20 века в Америке и развитие баскетбола в самом зачаточном состоянии (когда Коузи пришел в лигу, NBA существовала 3 года). Это очень интересно читать в качестве исторического экскурса в создание NBA.
У тебя достаточно узкая специализация. Потолок в России ограничен, по сути, по независящим от тебя причинам, - популярностью NBA. В связи с этим – каким ты видишь свое будущее, самого себя через 10 лет? Например, Артем Панченко говорил, что его конечная цель – это работа в NBA.
Я бы очень хотел работать в NBA – с радостью даже на небольшой должности. Но я не люблю строить такие далеко идущие планы, говорить, что будет через 5-10 лет, - если я их построю, а они не сбудутся, я буду горевать. Если построю, а сбудется совсем другое – я буду думать: «А чего ж я не строил планы насчет этого, может, они были бы еще лучше, если бы я сразу поставил такие цели». Для того чтобы работать в NBA, нужно сначала заработать себе имя здесь, как-то приглянуться этой самой NBA. Сейчас я сотрудничаю с лигой в рамках проекта официального сайта NBA в России на Sports.ru – может быть, я как-то это имя себе пытаюсь заработать.
Но какой-то определенной цели преодолеть один этап, выйти на следующий и как-то на этом выехать у меня нет – я в принципе предпочитаю по жизни плыть по течению, и пользоваться хорошими возможностями, если они попадаются.
Как ты считаешь, реально ли попасть русскому автору в NBA?
Не очень-то легко. Я знаю очень много хороших американских (и не только) экспертов, которые хотели бы работать в американской журналистике или в клубе NBA, и у них это не получается, хотя они хорошо подкованы в своей теме, и даже имеют связи. Это непросто, поэтому я не ставлю перед собой такой цели, - это дело случая, нужно кому-то приглянуться, и сойтись по самым разным параметрам. Говорить что это невозможно – неправильно. Но, я думаю, это все равно, что какому-то начинающему баскетболисту думать: «Я буду упорно следовать своей цели, и обязательно попаду в NBA». Это сфера избранных, и точно так же далеко не каждый может попасть в журналистику, менеджмент NBA.
Оказавшись перед Биллом Симмонсом, что ты ему скажешь?
Расспрошу у него, как он делал интервью с Биллом Расселом – насколько это было сложно, что осталось за кадром, стал бы он такие проекты делать еще. И о том, как бы он мог поделиться своим опытом со мной: в плане работы в NBA, с точки зрения блогера, выросшего в самого известного журналиста в мире.
Интервью подготовлено в рамках образовательного проекта "Летняя Школа". Посмотреть другие проекты мастерской Спортивной журналистики можно в блоге.
Этот материал - часть серии интервью, которые мы регулярно берем у крутых авторов спортивных медиа и крупных телеграм-каналов. Если ты не хочешь ничего пропустить, то срочно подписывайся на наш блог на Sports.ru. Если ты хочешь читать интервью без задержек, а также ежедневно получать подборки самых крутых материалов о футболе на русском и английском языке, подписывайся на канал "Футбольный дайджест".
А если серьезно то было очень интересно)