Этих «Уорриорз» скоро не станет. И дело не в Карри или Дюрэнте
Только те, кто рискуют зайти слишком далеко, способны выяснить, как далеко они могут зайти (Т.Элиот)
История учит, что любой, даже самый смертоносный механизм – от некогда реальной Римской империи до вымышленной Звезды Смерти – не вечен, что обусловлено следующими основными причинами:
наличием уязвимых мест (к примеру, вентиляции, ведущей прямиком к реактору);
склонностью к аутофагии, т.е. постепенному пожиранию самого себя (причем побуждающие к этому процессы могут иметь различное происхождение).
Как ни парадоксально это звучит, слабость самой доминирующей команды в истории НБА заключается в… ее силе. Любопытные ребята из Nylon Calculus провели собственный анализ успешности того или иного контендера, взяв за основу показатель VORP (характеризует, насколько эффективнее выступал игрок по сравнению с условным игроком, выходящим на замену) и разбив контендеров на 6 групп (здесь подробнее). «Большие четверки», к коим ожидаемо отнесены действующие чемпионы, исторически оказались менее успешны, чем, к примеру, суперзвездные дуэты или «Большие Трио». Причин тому великое множество – и финансовых, и личностных, сводить их к персоне одного игрока несправедливо, но проблема всегда начинается с кого-то. Этим «кем-то» в ГСВ станет один из лучших игроков дружины – Клэй Томпсон.
Попробуем разобраться в причинах и начнем, разумеется, с денег.
Платежка «Уорриорз» летом 2019, когда Томпсон станет свободным агентом, составит порядка 110 млн. на 4 (!) игроков – КД, Карри, Грин и Игудала. Первые трое – суперзвезды, а потому неприкасаемые; игровой уровень же 35-летнего Игудалы явно не будет соответствовать получаемой з/п, а клубы НБА так активно начали раздавать максимальные контракты, что в скором времени могут возникнуть проблемы с обменом и более молодых игроков, не говоря об Андре.
Итак, что Боб Майерс имеет в сухом остатке:
110 млн. на 4 человек (с учетом сбавленных оборотов, потолок к тому моменту как раз должен оказаться в этих пределах);
Томпсона, претендующего на максимальный контракт (порядка 33 млн. в первый год);
Грина, выходящего на рынок через год и претендующего даже не на аналогичные условия, а на большие (об этом ниже).
Бобби Маркс, который в свое время активно торговал пиками «Нетс», а затем занял теплое место подле ВоджА мирового пролетариата инсайда, подсчитал, что Лэйкобу и Ко потребуется потратить порядка 1,3 млрд.(!), чтобы сохранить чемпионский костяк еще на 4 года – и это без учета супермаксов Грина & Томпсона. Если «Голден Стэйт» решатся на такое, налоговый рекорд «Бруклина» рискует отправиться на свалку истории.
Что касается DPE, дарующих наиболее выдающимся игрокам дополнительные 50 млн. мертвых президентов, то здесь снова проблема: по правилам нового Соглашения, получить прибавку может ветеран, удовлетворяющий одному из следующих критериев:
звание MVP, DPOY или попадание в All-NBA Team в последнем сезоне;
звание MVP в одном из трех предыдущих сезонов или DPOY/попадание в All-NBA Team в двух из трех предыдущих сезонов.
Разговоры о получении Клэем MVP/DPOY тактично опустим, это сюр; каковы шансы защитника попасть хотя в одну из символических сборных? Его проигнорировали в 2017, а приезд Джимми Батлера, вторая жизни Криса Пола и потенциальный приход Ирвинга и вовсе делают задачу практически нереализуемой. Роль Грина в команде гораздо выше, а конкурентов во фронткорте – напротив, кот наплакал (и это мы еще не упоминаем про высоченные шансы на получение «Мистера Замка»).
В качестве последнего гвоздя в крышку финансового гроба Томпсона, одна немаловажная деталь: видите ли, каждая команда вправе предложить супермакс лишь двум игрокам из нынешнего состава. Будь Джо Лэйкоб хоть трижды богат, он не смог бы предложить DPE обоим игрокам (хотя ждать этого от человека, который просит игроков ужаться, и так не приходится).
На этом замечательном моменте от финансовых предпосылок перейдем к более привычным – личностным.
Несмотря на толерантные заявления Томпсона (он-де готов ужаться ради общекомандных интересов), по факту сам Клэй и его агент будут настаивать на максимуме. В 2014, когда защитник еще не был важной шестерней двукратного чемпиона, Томпсон уже обижался на руководство команды за то, что те не спешили предлагать максимальный контракт.
А теперь представьте себе реакцию Клэя, когда «Голден Стэйт» в результате сложного (говорю это без тени сарказма) выбора выдают DPE Грину? Для хладнокровных сторонних наблюдателей, вроде нас с Вами, все кажется объяснимым; не исключено, что это кажется и самому Клэю, но сухие термины вроде «объяснимо», «разумно», «логично» и пр. не имеют ничего общего с живым человеческим чувством. Чувством, что тебя подвинули.
9,5 из 10 человек в таком случае либо поднимают скандал и затевают войну, либо открывают для себя мир сильнодействующих веществ; в конечном счете все заканчивается расставанием.
Не будем забывать и про нормальные мужские амбиции.
Уровень того или иного звездного игрока определяется соответствием заявленному набору навыков:
Умение создать возможность для броска себе;
Умение создать возможность броска для партнера;
Элитные оборонительные навыки;
Здоровье (т.е. возможность проводить на паркете не менее 65 матчей по 30+ минут в течение нескольких лет – не менее 3-х).
Суперзвезды, вроде Леброна или КД, соответствуют всем 4-м критериям; товарищи вроде Уэстбрука, Хардена или Карри – трём. Клэй в этой системе ценностей стоит на третьем уровне: он достаточно здоров, стабильно проводит на паркете более 30 минут, демонстрирует отменную игру в обороне – но вот с созданием бросков себе, не говоря уже о партнерах, возникают проблемы. Частично подобная ситуация обусловлена игровой ролью и уровнем партнеров: Клэй в ГСВ – в первую очередь, элитный catch-n-shoot игрок, а созидать в атаке есть кому и без него (в стартовой пятерке «Уорриорз» 4 игрока старта (!) обладают навыками плеймейкера, и еще пара таковых сидит на скамейке).
В современной НБА, где умение доставлять мячи в кольцо перекрывает умение обороняться на всех уровнях, кроме Финала, Томпсон может гарантированно стать лучшим игроком ряда команд Востока и вторым-третьим лучшим игроком 29 клубов Лиги (что, впрочем, не означает, что Клэй может быть лучшим игроком побеждающей команды).
Среди всех игроков постоянной ротации всея НБА (и участников ASG-2017 в частности) у Томпсона наилучший показатель очков, набранных на владение (0.462) при мизерном времени, проведенным с мячом в руках (на уровне ДеАндре Джордана, которому мяч давать в принципе грешно). Фактически Томпсон – мечта любого тренера: неэгоистичный игрок, принимающий любую роль, при этом на 100% готовый быть главной опцией в нападении и, если придется, в защите, способный взорваться до уровня 60 очков за 3 четверти и – чем черт не шутит – стать самым результативным игроком Ассоциации.
При всем при этом на Западе Томпсону никогда не пробиться в старт, а массовая миграция звезд с Востока усложняет задачу попадания на МВЗ вообще. Кто-то из трио Карри-Харден-Уэстбрук уйдет в запасные, вернется Пол, добавится Батлер и, возможно, Кайри; вокруг каждого из них банально больше хайпа – и вот уже скромный Томпсон оказывается за бортом Матча Всех Звезд.
Ситуация с Ирвингом подтвердила и без того известный постулат: амбиции, живущие в игроках, не исчезают даже после достижения заветного чемпионства. Живущий внутри каждого небожителя приземленный человек жаждет земных удовольствий – признания, власти и, конечно же, денег. Когда тебе еще нет и 30, а ты – уже дважды чемпион (а в резюме Томпсона к моменту истечения контракта могут числиться уже 3-4 титула), хочется новых вызовов, и победа над исторической (и по совместительству бывшей) командой – весьма амбициозная задача. Особенно, когда речь идет о домашней команде (Вы уже слышите оглушительный рев трибун, когда комментаторы объявляют что-то вроде Klay-from-L-A), с бОльшими маркетинговыми возможностями, максимальной зарплатой и переполненными гордостью родителями, созерцающими с трибун Staples Center.
Разрыв Клэя Томпсона и «Голден Стэйт» – не сценарий, а лишь вопрос времени. Как верно подметил АП, проституточные журналисты (с) уже точат перо (и первые ласточки вроде обсуждений с Джорджем совместного будущего в «Лейкерс» уже в таблоидах); в нужный момент механизм запустится, ГСВ зажмут деньги, миазмы сомнений влезут под кожу Томпсона, а окружение и Твиттер довершат начатое.
Уверен, Майерс уже прорабатывает возможные варианты. В конце концов, одно дело – собрать суперкоманду-чемпиона, другое – сохранить общий уровень в условиях ухода ключевого игрока и жестких финансовых ограничений.
Что касается самих чемпионов, уход такого ключевого исполнителя, как КТ, если не поставит крест на действующей династии ГСВ, то точно поставит под сомнение статус гегемона, превратив «Уорриорз» в промахнувшегося Акеллу – и с игровой, и с психологической точек зрения.
И Колесо Сансары сделает еще один виток.
На нашем канале в Телеграм скоро должен состояться интересный анонс. Подписывайтесь и следите за новостями!
Фото: Gettyimages.ru/Ezra Shaw, Jason Miller, Ronald Martinez
Поставил плюс, потому что основной довод Автор озвучил и понятно описал: Клэй, имея 3-4 перстня, вполне может уйти в другую команду за своим наследием и большими деньгами.
Но почему автор не рассматривает вариант, в котором Клэй уйдет по СЭТу, как Крис Пол, в результате чего ГСВ получат достаточно активов, чтобы продолжать доминировать. А сам Томпсон получит гарантированный контракт на 5 лет и 200+ миллионов, да еще и с опцией игрока на последний сезон.
P.S. Интересный факт: если бы Дюрэнт согласился бы на 17 в этом сезоне, то еще 4 года ГСВ не были бы налоговыми рецидивистами и платили бы такой налог (приблизительно): 0, 30, 50, 70. Вкупе с сэкономленными в прошлом сезоне деньгами владелец бы потянул этот налог, а это возможные 5 титулов для Кевина.
2. ГСВ нужно еще убедить вторую сторону пойти на СЭТу, потому как команда-получатель ограничивается твердым потолком (не больше apron), плюс расстается с активами. Условно говоря, если это будет "Лейкерс" с местом под 2 максималки, на кой ляд им расставаться с молодежью и ограничивать себя в деньгах, если они готовы тратить, а ценность молодых на дешевых контрактах при таких тратах возрастает многократно (именно поэтому ГСВ и покупает пики 1 раунда). Ну, и самому Клэю какой резон ослаблять будущую команду?
3. DPE может дать только родная команда.
4. По новому СВА, при обмене в другой клуб по СЭТу игрок получает максимум 4-летний контракт с 5% ростом ежегодно. 5 лет и 8% более не работают.
5. Помешать СЭТу может и Base Year Compensation, который включается, когда а) команда, которая подписывает и обменивает игрока, над потолком б) команда, которая принимает игрока, не имеет достаточно места для прдписания в) з/п игрока повышается на 20% и более г) его з/п больше минимума. В таком случае условно з/п Томпсона для принимающей стороны будет 33 млн., а для ГСВ будет 50%, т.е. 16,5 млн (ну, или прошлогодняя з/п, если она больше 50% от новой з/п). Новая команда в таком случае должна отгрузить не менее 26 млн., но ГСВ-то готовы принять только 16,5. Нужна третья команда, готова принять часть контрактов, или включение одной/обоими командами других активов с учетом указанных ограничений.
Короче, больно много геморроя.