Первый Кельт
Это не очередной выпуск цикла о легендах «Селтикс». На самом деле, я даже не уверен, что до нового года успею написать хотя бы еще пару выпусков (занят, знаете ли, безмерно всякими мелочами типа работы, практики, учебы, диплома). Если признаться, это даже не статья, так, небольшая заметка об игроке «Селтикс», о котором я не то что не собирался писать – я даже в страшном сне не думал, что когда-то буду писать о нем, потому что даже повода не представлялось.
Нет, это не Антуан Уокер.
Иногда интересные факты из далекого баскетбольного прошлого мне удается раскопать в футбольном настоящем. В общем, ногомяч в первый и последний раз появляется в этом блоге, поэтому если не хотите ничего знать об этом виде спорта, можете промотать до следующего абзаца. Новость вот в чем – на днях выпускник академии клуба «Манчестер Юнайтед», а ныне игрок клуба «Вест Хэм» 24-летний американец Джонатан Спектор забил первый гол в своей карьере – за 177 проведенных игр, и мало того, что он забил именно «Манчестеру», так еще и сразу два. Но в этом мало интересного.
Зато оказалось, что дедушкой Джонатана Спектора был Арт Спектор (зная об обоих, никогда не подумал бы о родстве), который – внимание – был самым первым игроком в истории «Селтикс». Именно с Артуром Эдвардом Спектором был в 1946 году подписан первый контракт в Бостоне.
Родился Спектор в 1920 году в Филадельфии в театральной семье. Его отец, Абрам Спектор, был иммигрантом из России и сценаристом, писавшим водевили. Мать, Кэтрин Спектор, играла в постановке известного бродвейского варьете «Безумства Зигфелда», была одной из так называемых «девушек Зигфелда» (последняя из «девушек Зигфелда», Дорис Итон Трэвис, недавно скончалась в возрасте 106 лет). Но Арт Спектор решил играть на другой сцене – сцене баскетбола.
В начале сороковых Спектор играл за один из сильнейших колледжей – Вилланову, которая за время нахождения Арта в составе проиграла всего пять встреч. Главным тренером той команды был Александр Северэнс, легенда студенческого баскетбола, тренировавший «Вилланову Уайлдкэтс» с 1936 по 1961 год, под его руководством была выиграна самая первая игра в истории существования NCAA в 1939 году. Но несмотря на силу «диких кошек», им так и не удавалось выиграть чемпионат NCAA ни при Арте Спекторе, ни после него. В первый и последний раз Вилланова выиграла турнир 1 апреля 1985 года. Увы, легендарный тренер Александр Северэнс скончался за несколько часов до начала финального матча.
Но вернемся к Арту Спектору. Как и любой еврей-баскетболист (коих тогда было примерно столько же в процентном отношении, сколько сейчас – афроамериканцев, и это едва ли преувеличение), Спектор стал профессионалом по окончании университета, подписав контракт в Американской Баскетбольной Лиге в 1944 году (НБА еще не существовала ни в каком виде).
Уроженец Филадельфии, да еще и еврей, казалось бы – Спектору самый путь в команду Philadelphia SPHAs. SPHA – это Еврейская Ассоциация Южной Филадельфии (South Philadelphia Hebrew Association), и эта баскетбольная команда существовала целых 30 лет, с 1925 по 1955 годы. Еврейская команда Sphas все еще играла в баскетбол, когда ныне избранные целиком в Зал Славы белая команда Original Celtics и темнокожая команда New York Renaissance прекратили свое существование. За это время за Филадельфию поиграло великое число еврейских баскетболистов, от Эдди Готтлиба до Рэда Клотца. Но Арт Спектор то ли не состоял в этой Ассоциации, то ли просто не нашел места в команде, то ли ему контракт предложили лучше в Балтиморе.
Итак, Спектор сначала играл за «Балтимор Буллетс», где дошел до финала ABL и проиграл его... «Филадельфии Сфас». Потом Арт перешел в Трентон Тайгерс (также в ABL). Наконец, появилась профессиональная лига под вывеской «Баскетбольная Ассоциация Америки», и в ней были организованы новые команды. С одной из таких («Селтикс»), как уже было сказано, и подписался Арт Спектор, раньше, чем кто-либо другой.
В первой игре «Бостона» в лиге против «Провиденса» (о которой я писал неделей ранее) Спектор не играл и потому не замерз. Но играл в первой домашней игре «Селтикс» на Бостон Арене, набрав 4 очка в поражении 55:57 от «Чикаго Стэгс». Чикагцы победили, кстати, благодаря броску Макса Заслофски на последних секундах. Наблюдало за этим ровно 4329 болельщика – куда меньше, чем за вчерашним успехом внука Спектора.
Арт Спектор провел за «Бостон» три с хвостиком сезона, набирая по 5 очков в среднем. Процент попадания ниже 27% не должен вас смущать – во-первых, в те годы все бросали с подобной точностью, а во-вторых, Спектор считался спецом по обороне в той слабенькой команде и редко показывал проблески атакующего таланта (но не так редко, как некоторые из его потомков).
«Селтикс» сороковых были очень слабой командой. Когда «Селтикс» с большим трудом, разругавшись с комиссионером, получили в состав разыгрывающего Джека Гарфинкела (также еврея, но на этот раз уже игравшего за «Сфас»), тот с трудом смог найти взаимопонимание с командой. Не хочу подчеркивать «деревянность» Спектора, он был не худшим в том составе, но первые три передачи Гарфинкела в составе «кельтов» попали точно Спектору в голову, не ожидавшему передач. И такова была вся команда, не готовая к комбинационному баскетболу.
И тогда пришел Ауэрбах. В 1950 году он стал строить новую команду, с Коузи и Маколи, но к тому моменту Арт Спектор уже закончил карьеру игрока и, в принципе, избежал участи половины команды, которой было велено покинуть расположение Селтикс, потому что на их место Ред набрал других игроков. Но Спектор уже не играл. Превращение БАА в НБА в 1949 году стало водоразделом для многих вещей, в том числе и для карьеры Арта. Он сыграл еще 7 матчей в новой лиге и сразу же перешел на тренерский мостик, став ассистентом главного тренера «Бостона» – тогда еще Джулиана.
Когда Догги Джулиана сменил Ред Ауэрбах, Спектор перебрался на работу скаута. Знаменитое игнорирование на драфте Боба Коузи – не его «заслуга», а самого Ауэрбаха, зато именно Спектор посоветовал задрафтовать Чака Купера, первого темнокожего игрока, задрафтованного в НБА. Спустя несколько сезонов Спектор покинул «Селтикс».
В 1964 году состоялся второй в истории матч ветеранов НБА (первый был в 1957, а следующий – только в 1984), на него были приглашены не только Коузи, Шерман, Маколи, Майкан, Миккельсен, но и Арт Спектор. Как видите, Арт, несмотря на далеко не звездный статус, был очень уважаемым игроком своего времени.
У Арта был сын, Арт-младший, у которого родилось четверо детей, и младший из четверых стал играть в соккер. В 1987 году Арт Спектор скончался в возрасте 70 лет, но в архивах он навсегда останется Первым Кельтом в истории Бостона.
В тот момент Джонатану был всего год, поэтому деда он совсем не знал. Чуть больше его знал Билл Расселл. Билл, болельщик всех видов спорта, перед чемпионатом мира по футболу 2010 года посетил тренировку сборной США и познакомился с Джонатаном Спектором. Джонатан спросил, знал ли великий Расселл его деда, и оказалось, что даже спустя десяток лет после завершения карьеры Арт посещал игры «кельтов» и даже однажды мимолетно беседовал с Расселлом лично.
И вряд ли бы я все это узнал о Первом Кельте, если бы не стал смотреть википедийную страничку о невыразительном футболисте, который вчера в Англии смог забросить свои первые два очка.
Ах да, гола.
Да и писать книгу - муторное дело. И материала у меня хватит разве что на журнал.)))