Есть ли жизнь после УНИКСа?
Вопрос риторический, ведь после «отсидки» на скамейке запасных казанского клуба, баскетбольная жизнь молодых российских игроков в большинстве случаев только начинается. К сожалению, это характерная ситуация для всех отечественных команд, которые ворочают пузатыми бюджетами...
Форвард БК «Уралмаш» Владислав Евстафьев еще недавно сидел за могучими спинами легионеров УНИКСа, теперь же он отправился в свободное плавание, и, кажется, вполне доволен этим. Впрочем, судите сами.
«В «УРАЛМАШЕ» Я ОЩУТИЛ СЕБЯ НАСТОЯЩИМ ИГРОКОМ ВПЕРВЫЕ ЗА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ»
- Прошлогодний сезон стал для тебя дебютным вне структуры УНИКСа, можно сказать, родного для тебя клуба, в котором ты прошел путь от выступлений в ДЮБЛе до первой команды. Можешь ли ты назвать этот год успешным?
- Я думаю, что наполовину успешным. Если бы в «Новосибирске» я получил больше игрового времени, сезон можно было бы считать хорошим. Однако вместе с агентом и клубом мы вовремя решили, что мне лучше уйти в другую команду, чтобы там получать свое игровое время. Так я попал в «Уралмаш», в котором мне оказали полное доверие и я ощутил себя настоящим игроком впервые за долгое время.
- Ты ушел из «Новосибирска» по обоюдному согласию с клубом. Почему все-таки не сложилось?
- В «Новосибирске» были очень сильные ребята, которые уже успели себя зарекомендовать в Суперлиге-1 и показывали хорошую статистику. На них ложилась основная нагрузка. Тренер не рисковал менять ход игры, и они проводили на площадке много времени. Владимир Николаевич Певнев в свое время сам был игроком, и он понимал, что мне нужно играть. Он сказал, что мной интересуются несколько команд, и предложил мне рассмотреть эти варианты.
- Какие команды тобой интересовались?
- Две команды, в которых можно было продолжить карьеру. Это ярославский «Буревестник» из Суперлиги-2 и «Уралмаш». Мой агент предложил мне поехать в Суперлигу-3 («Уралмаш»), потому что там я бы смог получить много игрового времени. Более того, в Екатеринбурге меня ждали до начала сезона, когда я еще находился в УНИКСе. Был даже звонок от тренера «Уралмаша», который звал меня в команду.
- Ты играл в УНИКСе-2 более пяти лет. Тяжело ли было после молодежной лиги приспособиться к баскетболу уровня Суперлиги-1?
- Суперлига-1 от молодежной лиги отличается зрелостью игроков, их опытом и силовой подготовкой. Это, так сказать, кадровое агентство лиги ВТБ. Если говорить о предстоящем сезоне, то, насколько я уже знаю, 3 или 4 молодых игрока перейдут в лигу ВТБ.
И наоборот, игроки, которые не смогли найти себе команду в ВТБ, но долго там игравшие, спустились в Суперлигу-1. То есть они понимают, что оттуда легче вернуться на высокий уровень. Сейчас в Суперлиге-1 очень жесткая конкуренция, туда приезжает большое количество легионеров, развитие идет бурное.
- В прошлом году «Уралмаш» выиграл Суперлигу-3. Какие задачи у команды на следующий сезон?
- Команда существует только один год, и нет такого, что мы сразу хотим выйти в Суперлигу-1. Сейчас у нас есть бюджет на Суперлигу-2, чтобы не страдать с переездами, с плохими гостиницами, а очень комфортно чувствовать себя в этой лиге.
В этом году у нас нет задачи – занять первое место, но мы должны войти в пятерку. С этим показателем мы уже можем искать партнеров и формировать бюджет на следующий год.
«ИНОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО ЕСЛИ ПОСТАВИШЬ НЕ ТУ МУЗЫКУ, КОМАНДА МОЖЕТ ПРОИГРАТЬ»
- Тебе дважды в «Новосибирске» и «Уралмаше» приходилось вливаться в новый коллектив. Проходят ли в этих команды какие-нибудь ритуалы посвящения новичков?
- У нас в «Уралмаше» разминку на каждой тренировке всегда, по выбору тренера, проводят разные люди. Если первую неделю я только смотрел и повторял за другими игроками, то потом тренер сказал проводить разминку уже мне. Причем каждый игрок добавляет в упражнения что-то свое. Такую фишку я еще нигде не видел – обычно это делает один и тот же человек.
В «Новосибирске» я был командным ди-джеем и, так получилось, что остался им и в «Уралмаше». У меня есть колонка, и неважно где игра, на выезде или дома, я приношу ее в раздевалку и включаю музыку. Постепенно сформировался плей-лист с предпочтениями всех игроков, который постоянно обновляется, потому что никто не хочет слушать одно и то же. Иногда кажется, что если поставишь не ту музыку, команда может проиграть. Обычно всегда есть ключевые трэки.
- В сезоне 2012/13 тебя вызывали в молодежную сборную России U-20, но в итоговую заявку команды на чемпионат Европы ты не попал. Настолько высокая конкуренция?
- На самом деле, на подготовительных этапах я получил несколько травм. Когда мы играли в Литве с молодежными сборными этой страны, в одном из матчей я неудачно повернул голову, и у меня что-то защемило в шее. После Литвы, мы приехали в Москву, там у нас был сбор перед международным турниром в Стамбуле – одним из заключительных этапов подготовки. В Москве мы играли со сборной России, которая впоследствии выиграла Универсиаду в Казани. Это был хороший опыт – сыграть против Кулагина, Антипова, Лазарева и других ребят. В итоге я попал в 12 человек, которые отправились в Турцию. В Стамбуле я практически не играл, так как на одной из тренировок подвернул ногу. Когда вернулись в Новогорск, я был расстроен, что мне не удалось сыграть, появилась какая-то неуверенность, пропала концентрация и за 3 или 4 дня до вылета на чемпионат Европы я снова получил травму – сильно подвернул голеностоп. После медобследования стало ясно, что на восстановление нужно не менее двух недель.
- Назови трех игроков той сборной, которые произвели на тебя наибольшее впечатление?
- Надо подумать. Могу так сказать о Владе Трушкине. Его краткая характеристика – трудолюбие, отдача на тренировках. Выделю Сашу Гудумака за его упорство, борьбу, и вообще, он настоящий капитан. Комолов, я бы назвал его спокойным снайпером, который всегда хладнокровно бросал трехи. И еще четвертым назову Дениса Захарова, который со своими данными, со своей скоростью и силой мог спокойно растолкать всех и пройти до кольца.
«НБА – ЭТО ПРОСТО БОРЬБА АТЛЕТОВ»
- Есть ли в баскетболе такой человек, манера игры которого тебе нравится, и стараешься ли ты ему подражать?
- Когда я только начинал заниматься баскетболом, у меня появился диск с игрой NBA Live 2005, на обложке которого был Кармело Энтони. Я не знаю, может быть, самое первое чувство остается навсегда, но с тех пор этот игрок для меня топ. Я бы очень хотел играть, как он. Энтони супер снайпер, который забил очень много решающих бросков.
- Смотришь матчи НБА, когда есть время?
- Нет. НБА не смотрю, нравится Евролига. НБА – это просто борьба атлетов. Если смотреть хайлайты – вау! Смотришь матч, и какой-нибудь игрок может просто постоянно мазать, мазать, мазать, а благодаря нарезке моментов из него делают суперзвезду. Скажу так, когда наши тренера делают нарезки игроков Суперлиги-3, то и из них можно сделать суперзвезд. Евролига же это реально интересно, всегда борьба. Взять любую команду в этом году – почти никогда не было скучных матчей, но был умный и техничный баскетбол.
- Какая команда из Евролиги образца прошлого сезона тебе понравилась больше всего? За кого хотелось бы попробовать поиграть?
- «Брозе Баскетс». Я бы очень хотел поработать с Тринкьери. Думаю, что он очень хороший тренер. В этом году его не самая звездная команда на равных провела много матчей с топ-клубами. Так же хотелось бы поработать с тренером «Фенербахче» Желько Обрадовичем. Тренер, который воспитал Богдана Богдановича, сделав из молодого парня игрока уровня НБА.
- Из тех тренеров, с которыми тебе уже довелось поработать, кто тебе в профессиональном плане дал больше всего?
- Если я сейчас не скажу Велишаев (тренер УНИКС-ДЮБЛ), у меня брат будет дальше тренироваться? (смеется). Вообще, я очень благодарен Андрею Николаевичу Кибенко. Я с ним провел 5,5 лет, и он сделал из меня того, кем я сейчас являюсь. За долгое время он первый тренер молодежной команды УНИКСа, под руководством которого игроки из Казани пробились в сборную России. Я – первый, потом поехал Азат Тукмаков. На сборах в Васильево у нас были тренировки по 7 часов в день. На первой тренировке в 6 или 7 утра, пока не жарко, мы бегали 2 часа, потом в час дня занимались в качалке, работали над дриблингом и бросками, а вечером еще 2 часа играли в баскетбол.
- Расскажи, как ты попал в баскетбол?
- Я ушел из школы после 9 класса, и после сдачи экзаменов, поехал на просмотр в УНИКС, о проведении которого совершенно случайно узнал в интернете. Зашел на сайт команды и увидел там, что с 29 по 30 число будет проводиться набор юношей в команду УНИКС-ДЮБЛ 1992/95 годов рождения. 29 августа я поехал в Баскет-холл, где меня и других ребят просматривал Энвер Ибрагимович Велишаев. Через месяц мне позвонили и сказали «если ты хочешь за нас играть, то тебе нужно завтра приехать на тренировку». Так все и началось.
Вообще в школе я играл во все. Мой друг Юрий Табачников, на которого я старался равняться, всегда и везде водил меня с собой. Летом мы по 5-6 часов играли в футбол, зимой играли в хоккей, занимались легкой атлетикой, которая в детстве мне очень нравилась.
Лет в 13 я начал очень быстро расти и стал высоченного роста. Вскоре меня стали приглашать играть в баскетбол за район, хотя я был младше остальных игроков на несколько лет. Мне тогда еще нужно было разрешение от родителей, что они доверяют меня моим друзьям, и я могу участвовать в соревнованиях. С того момента я начал все больше играть. А так у меня любимый вид спорта – футбол. Я бы и сейчас ушел в футбол, если бы была такая возможность.
«КОГДА ТЫ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ – МОЖНО ЗАКУРИТь СИГАРУ»
- В Екатеринбурге играет один из самых титулованных женских баскетбольных клубов – УГМК. Ходишь на их матчи?
- Мы с одноклубниками постоянно посещаем игры УГМК и волейбольной команды «Уралочка». В УГМК многие девушки выступают за сборные своих стран, но, конечно, больше всех восхищает Таурази – она гений, просто Коби в юбке. Она что-то шарит в этой игре, я так скажу. Есть Грайнер, которая забивает сверху, что тут еще сказать?!
- Какая из девушек самая красивая?
- Своя (смеется).
- Можешь ли ты сказать, что Екатеринбург один из самых баскетбольных городов России?
- В Екатеринбурге есть «Уралмаш», «Урал», УГМК, есть еще третья мужская команда «ТЕМП-СУМЗ УГМК», которая находится в 40 км от города. Также в Екатерибурге хорошая детская баскетбольная школа, много студенческих команд, так что его стопроцентно можно назвать одним из самых баскетбольных городов России.
БЛИЦ.
- Когда ты последний раз напивался?
- Вчера (смеется). Если серьезно, то когда ты стал чемпионом – можно закурить сигару. В остальное время спортсмены стараются вести здоровый образ жизни.
- Что для тебя баскетбол? Работа, страсть...
- Это высокооплачиваемое хобби.
- Что будешь делать, когда карьера подойдет к концу?
- Была бы возможность, ушел бы в ФСБ (смеется). Мне кажется, там интересно. Они – суперкрутые ребята. Для меня это, как подойти и сказать «я Бэтмен». Мне кажется, эти ребята, так и делают, только говорят «я из ФСБ».
- Самая дорогая вещь/покупка/трата, которую ты смог себе позволить за одну зарплату?
- Приставка «PlayStation».
- Можешь назвать уровень зарплат в Суперлиге-3?
- Если говорить об игроках уровня стартовой пятерки, то зарплата в границах от 50 до 100 тысяч рублей.
- Александр Кандель, Станислав Еремин, Сергей Белов, Анатолий Мышкин. Кто из этих прославленных людей играл за «Уралмаш»?
- Все играли. Это история нашего клуба. Мышкин приезжал смотреть наши игры, Еремин тоже приходит, сейчас он вроде бы главный менеджер «Урала». Баскетбольная школа Канделя вообще около моего дома находится. Сергей Белов одна из легенд советского баскетбола. Мы встречались с болельщиками, и самые опытные из них рассказывали нам, как будучи маленькими, они забирались на шведскую стенку в старом зале, где раньше играл «Уралмаш», и смотрели, как играют Белов и Кандель.
- А год основания команды скажешь?
- 1960 год. Это написано на гербе нашей тренировочной формы.
- Как будто готовился к этим вопросам. В заключение интервью закончи фразу – если бы я не стал баскетболистом, то ...
- Пошел бы в школу милиции, чтобы потом попасть в ФСБ.