6 фактов о лучшем шестом игроке Лиги ВТБ
Подписание Сулеймана Браймо в межсезонье завершило селекцию красноярского «Енисея». Тогда новичок сибирского клуба не производил особого впечатления. В активе форварда не было больших свершений и громких титулов. Львиная доля его карьеры прошла в экзотических по баскетбольным меркам странах (Катар, Япония, Новая Зеландия, Мексика). В Европе же нигериец провел лишь один сезон в скромном немецком «Гиссене», где не всегда был на первых ролях.
В первый же год в Лиге ВТБ баскетболист показал удивительный прогресс, позволивший ему завоевать титул «Лучшего шестого игрока» турнира. И для Браймо, и для команды это можно считать прорывом (впервые в истории «Енисея» индивидуальную награду получил один из игроков команды).
Вместо Браймо мог быть Миннерат
В «Енисей» Браймо мог и не попасть. Здесь свою роль сыграл случай. Красноярцы на позицию четвертого номера готовились подписать Николаса Миннерата. С американцем уже достигли устной договоренности. Но в процессе оформления документов форварда успел перекупить саратовский «Автодор».
Миннерат в итоге стал лучшим снайпером Лиги ВТБ (23,3 очка в среднем за матч), но его клуб не попал в плей-офф. Хотя по составу волжане не уступали «Енисею». Сам же Николас в регулярном чемпионате с особой мотивацией настраивался на матчи против сибиряков. В первой игре он сделал дабл-дабл (24 очка + 10 подборов), а во второй в Красноярске установил личный рекорд результативности в лиге — 37 очков.
Сложно сказать как бы сложилась судьба игроков и «Енисея» в случае подписания Миннерата сибиряками. Но сейчас красноярцы вряд ли жалеют о случившейся рокировке. Олег Окулов называет Браймо одним из главных открытий в своей тренерской карьере.
Прогресс нигерийца по ходу сезона действительно впечатлил. Но многие уже забыли, что в межсезонье ситуация выглядела не столь радужно. С подписанием Браймо «Енисей» рисковал. Приглашение малоизвестного игрока не слишком вязалось со статусом Лиги ВТБ.
Олег Окулов: Когда мы посмотрели Сулеймана в матчах чемпионата Германии, я увидел потенциал игрока. Да, он пришел к нам из слабой команды. Были большие опасения насчет его адаптации в России. Но мы приняли этот риск и в итоге не прогадали. Сейчас я смело могу сказать, что с приглашением Браймо мы угадали на все сто процентов.
Одним из главных факторов при выборе «Енисея» стали интеллект и воспитание Браймо
Сулейман вышел из образованной семьи. В США он не только играл в баскетбол, но и весьма успешно учился. Он окончил университет и получил диплом инженера. В свое время перед Браймо стал выбор – учеба или баскетбол. Выиграла в итоге страсть к игре. Но интеллект также работает в пользу форварда «Енисея».
Олег Окулов: Мы собрали много информации о его характере и поведении вне площадки. Он, к примеру, очень активен в соцсетях. При этом пишет грамотно на хорошем английском языке. Подкупила также оценка и разбор отдельных игровых ситуаций, которые проскальзывали в его комментариях.. Подписывая Сулеймана, мы знали, что это спокойный и умный парень.
Браймо тяжело вливался в состав «Енисей»
Путь к нынешнему статусу лидера «Енисея» у форварда был не только радужным, но и весьма тернистым. Проблемы с получением визы отсрочили приезд Сулеймана на предсезонные сборы сибиряков. К команде он присоединился уже на последнем этапе подготовки. Вливаться ему пришлось в сложившийся коллектив с устоявшимся микроклиматом.
Олег Окулов: Браймо поздно присоединился к команде. В первых матчах он выглядел не слишком уверенно. Я видел настороженное отношение к нему игроков. Но я продолжал верить в Сулеймана. Я знал, что ему для того, чтобы раскрыться, просто нужно время на адаптацию.
Всегда улыбчивый Тони Тэйлор тактично заметил, что команда сразу приняла в свои ряды нового игрока. Но в реальности это было не совсем так. И капитан сибиряков Василий Заворуев, и главный тренер Олег Окулов честно подтвердили, что процесс адаптации Браймо был не таким уж и простым.
Василий Заворуев: Сначала Браймо произвел впечатление закрытого человека. Это мешало с ходу наладить с ним контакт. Он был на какой-то своей волне. Возможно, его пугали будущие российские реалии. Но когда он понял, что здесь нет ничего страшного, он постепенно начал раскрываться.
Первое впечатление, которое произвел Браймо, оказалось незабываемым для партнеров по команде.
Василий Заворуев: Сулейман очень любит одеваться в яркие одежды. Он может собрать вместе все цвета мира и прийти в чем-то желто-розово-фиолетово-зеленом. И при этом он сначала ни с кем толком не разговаривал. В первое время такой контраст внешнего и внутреннего вызывал непроизвольные улыбки.
В случае с Сулейманом очень четко видны отличия между игроком на площадке и в жизни. И партнеры по команде, и тренерский штаб отмечают этот удивительный контраст.
Тони Тэйлор: На площадке и за ее пределами Сулейман очень разный. Во время матча он полностью выкладывается, делает все для победы, играет со страстью. В обычной жизни он спокойный и веселый парень.
С тем же Заворуевым у Браймо уже в первый день приключился казус.
Василий Заворуев: Мы тогда были на сборах в Прибалтике. К тому времени у нас уже сложился определенный порядок. Я на правах капитана застолбил за собой места в конце автобуса. И тут такая история. Прихожу после тренировки, а на моих местах сидит новичок. Но никакого конфликта не случилось. Мне достаточно было сказать всего два слова: «Я – капитан», – и Сулейман тут же освободил мне место.
Браймо увидел ту историю со своей стороны.
Сулейман Браймо: Во всех командах я привык сидеть на задних местах в автобусе. Но здесь они принадлежать Василию. Он капитан команды, ее вожак. У него должны быть особые привилегии. Поэтому никакого конфликта и не могло быть.
Отсутствие ненужной конфликтности стало одной из главных причин, позволивших в итоге Сулейману влиться в новый для себя коллектив.
Олег Окулов: На таком уровне нет баскетболистов без характера. Но всему свое время и место. Характер ты должен проявлять в игре. И там Браймо нередко показывает зубы. Но за пределами площадки я не видел, чтобы у него с кем-то был конфликт. Уровень воспитания и образования позволяет ему решать спорные моменты без нагнетания атмосферы.
Домашний матч с «Калевом» стал переломным для Браймо
На притирку к быту, партнерам и новому уровню игры у Браймо ушло какое-то время. Переломным лично для него можно считать домашний матч с «Калевом». У красноярцев из-за травмы ту встречу пропускал основной центровой Фрэнк Элегар. Но сибиряки не заметили потерю одного из лидеров. Причиной тому стала великолепная игра Сулеймана. Он буквально растерзал оборону соперника, набрав 30 очков.
В декабре Браймо попал в тройку лучших игроков Лиги ВТБ. И именно с этого месяца начался заметный прогресс форварда. Это очень хорошо показывает статистика.
Удивительно, но сам Браймо не видит чего-то особенного в той встрече. В качестве переломной для себя называет победу над «Локомотивом» в третьем туре. На просьбы же выделить лучший для него матч со словами: «Мы хорошо отработали в защите» – вспоминает домашний триумф над УНИКСом. Встреча же с «Калевом» вызывает у игрока улыбку. Короткая фраза: «Это тоже был хороший матч» – показывает всю суть этого баскетболиста.
Браймо – трудоголик
Отсутствие звездности и командный дух Браймо отмечают многие. Это радует и Олега Окулова.
Олег Окулов: Мне кажется, что позитивную роль в характере Сулеймана сыграло отсутствие большого внимания прессы в ранние годы. Он не был среди топовых школьников в США, не выделялся в университете. Поэтому сейчас он не требует к себе какого-то особого внимания. Тренер для него непререкаемый авторитет. Он нормально воспринимает замечания и делает на площадке то, что от него требуют.
А дальше главный тренер сибиряков произносит именно те слова, которые лучше всего объясняют прогресс Браймо.
Олег Окулов: Браймо – это тот игрок, который создал себя сам. Он поздно начал играть в баскетбол. А это требует от него постоянно учиться и совершенствоваться. Отсюда у него и склонность к анализу. Другие более раскрученные игроки могут остановиться в своем развитии по принципу: «Я итак хорошо играю». А Сулейман даже в этом сезоне не поймал звездную болезнь. Это видно по тренировкам. Он индивидуально много работает над поддержанием физической формы. Использует специальные диеты. Приезжает в зал за два часа до матча и готовит свое тело к каждой игре. Помимо командной подготовки он проделывает большой объем самостоятельной работы.
На словах это может выглядеть легко, но на деле все это тяжелый труд на грани фанатизма. Сулейман признается, что как такового отпуска у него и нет, а работа над собой не прекращается никогда.
Сулейман Браймо: В межсезонье я продолжаю работать над совершенствованием своей игры. Я арендую спортзал и нанимаю личного тренера, который помогает мне исправить недостатки и улучшить мои сильные стороны. Фактически в первый же день, как я возвращаюсь в США, я начинаю готовиться к следующему сезону.
Трудится форвард не только физически, но и умственно. Интеллект помогает Браймо готовиться к играм.
Сулейман Браймо: Я пересматриваю все прошедшие матчи. Делаю для себя анализ моментов. Стараюсь понять, где мог сыграть лучше. Это помогает готовиться к следующим встречам. Считаю, что понимание игры – это одно из моих сильных качеств. К слабым сторонам я бы отнес работу с мячом и нестабильность броска. Но с помощью дополнительных тренировок я стараюсь исправить эти недостатки в своей игре.
Олег Окулов считает Браймо одним из лучших «шестых» не только в Лиге ВТБ, но и во всей Европе
В «Енисее» у Браймо особая роль. Он должен придавать импульс игре команды, выходя со скамейки. С этой задачей он справляется весьма успешно. По ходу второй части сезона Олег Окулов частенько называет Сулеймана одним из лучших «шестых» в Европе.
Олег Окулов: Легко начинать со скамейки в ЦСКА, когда там даже вторая пятерка сильнее, чем у всех команд в Лиге ВТБ стартовая. Тот же Теодосич выходил бы с первых минут почти в любой европейской команде. А вы попробуйте тащить на себе вторую пятерку «Енисея». У нас еще принято оценивать игроков только по их статистике. Но Браймо не только набирает очки. Прежде всего, он выходит на паркет, чтобы отработать в защите и помочь с подбором. В каждом матче он проделывает просто колоссальные объемы черновой работы. Но все это остается за кадром для простых болельщиков. Оценить это могут разве что специалисты.
Со словами тренера «Енисея» трудно не согласиться. В Лиге ВТБ даже закончивший «регулярку» вторым «Зенит» не может похвастать двумя равноценными пятерками. Это отлично показывает пример Тулсона. Американец в нынешнем сезоне чаще выходил со скамейки (10 – в старте, 14 – со скамейки). В активе у него есть 6 матчей, в которых он набирал более 20 очков. Но все они случились тогда, когда Райан начинал игру в старте. Со скамейки же его результативность падала вдвое (старт – 21.2 очка, скамейка – 9.9 очков).
С Браймо ситуация обратная. В роли «шестого» игрока он выглядит даже эффективнее. Сам игрок не видит в этом ничего удивительного.
Сулейман Браймо: На старте карьеры я много играл в качестве «шестого» игрока. Поэтому нельзя сказать, что эта роль совсем уж непривычна для меня. Я – командный игрок. Если тренеру нужно, чтобы я выходил со скамейки, я буду выходить со скамейки. Для меня это не имеет принципиального значения. Плюсом игры со скамейки я могу назвать то, что у меня есть лишние 5-6 минут на анализ начавшейся игры. Я вижу, как действует соперник, где у него слабые и сильные стороны. Это помогает мне с ходу вливаться в игру и приносить результат.
Наш разговор с Сулейманом состоялся после тренировки «Енисея» накануне вылета команды на четвертьфинальные матчи в Химки. По традиции форвард ушел с площадки последним, поработав с одним из тренеров «Енисея» над броском. На выезд сибиряки отправились сразу без двух тяжелых форвардов Андрея Кощеева и Александра Павлова. А ко второй игре лишились еще и Фрэнка Элегара.
«Енисей» в итоге всухую проиграл четвертьфинальную серию. Сам Браймо старался как мог, но получалось у него далеко не все. И все же по итогам плей-офф он оказался лучшим в составе сибиряков по результативности (47 очков), подборам (27), перехватам (6), эффективности (51), и проценту реализации трехочковых (50% - 6 из 12).
Сложно сказать, где пройдет дальнейшая карьера Браймо. Возможно, он останется в «Енисее», возможно, перейдет в одну из топовых европейских команд. Но в любом случае в сердцах красноярских болельщиков он оставил яркий след, который не забудется с годами.
Фото: Ирина Сомова, Иван Петухов, официальный сайт Лиги ВТБ