1 мин.

Судьи, нытье, победа на последней секунде. ЦСКА – самый зрелищный клуб в Европе

Тренер ЦСКА делает невозможное, чтобы только собрать полный зал. Вторая победа над «Басконией» при драматичных обстоятельствах.

Сито Алонсо бурлил с середины второй четверти и дальше уже двигался по нарастающей. Драматично вышагивал по боковой, взмахивал руками, пнул отскочивший к нему мяч, напоследок направился к арбитрам с таким видом, будто готов забить их ногами всех троих, но всего лишь укоризненно пожал руки. К последнему владению он окончательно уверился в том, что весь мир против него, и охотно посыпал бы голову пеплом, если бы им предусмотрительно запасся.

За секунду до сирены Кайл Хайнс вырвал подбор на чужом щите при равном счете. Фол на центровом, который помог ЦСКА вырвать победу, был стопроцентным. Но Алонсо уже этого не воспринимал и все предыдущее негодование принес с собой на пресс-конференцию.

– Я очень уважаю ЦСКА и то старание, с каким они играют, уважаю этот клуб и его историю. Но «Баскония» тоже команда с великой историей – она почти всегда среди лучших в Евролиге. И поэтому мы заслуживаем не меньше уважения. Вот только нам кажется, что иногда нас не уважают, иногда нам нужно прилагать в два раза больше усилий, чтобы добиться такого же эффекта.

Уважаю ЦСКА, но мы здесь и имеем те же права, что и ЦСКА. Мы делаем все, чтобы победить, но мы не можем. Мы играем с одной из лучших команд в Европе, но не может бороться те же средствами. Мне нравится жесткий баскетбол, но критерии для его оценки должны быть одинаковыми на обеих сторонах. Мы заслужили право на дополнительный период.

– Вы имеете в виду только последний момент или всю игру?

– Обе игры, восемьдесят минут.

***

ЦСКА, как обычно, уверенно победил уже к концу третьей четверти. И, как обычно, воспользовался четвертой для того, чтобы никому из присутствующих не было скучно.

Армейцы вроде бы сломали басков довольно легко и как-то даже неожиданно. Несколько потерь в конце второй четверти стали прологом для лучшего отрезка в исполнении ЦСКА, когда Милош Теодосич наконец вырвался на свободу и разорвал все оборонительные построения Алонсо так основательно, что разница достигла «+17», а тренер соперника убрал всех основных игроков. Армейцы здорово защищались, не позволяли ничего создать в усах, контролировали Ларкина, Бобуа и любого, кто смел полезть в «краску», а в атаке красиво выводили друг друга под открытые броски. Можно было идти домой, можно было наслаждаться зрелищным баскетболом.

Но эта команда справедливо полагает, что это довольно уныло.

Алонсо включил прессинг по всей площадке – ЦСКА с трудом начал выходить из зоны, разнервничался и мазал один бросок за другим. За последние 10 минут баски повысили жесткость защиты, набрали фолов, переусердствовали с дабл-тимами против Теодосича, потеряли Хангу и Тилли, но все равно выгрызли концовку и подошли максимально близко к тому, чтобы сыграть еще и овертайм.

Обмен хлесткими решениями на площадке ничуть не уступал жестким заявлениям на пресс-конференции. Если бы тренеры присутствовали на ней одновременно, то можно было бы подумать, что это какая-то неудачно подзатянувшаяся пьянка – так часто тут употреблялись слова «уважение», «я требую уважения».

– Мне кажется, что мои защитники выдержали давление под прессингом. Их все время сдерживали руками, с ним играли так, что нужно было давать нарушения. Я тоже считаю, что мы заслуживаем больше уважения.

Когда мы с кем-то играем, все время слышишь: «Лучшая команда Европы, лучшая команда Европы»… Но потом они еще и требуют уважения. Нам тоже нужно уважение! Мои игроки тоже заслуживают уважения! К сожалению, в последней атаке Кори поскользнулся – на самом деле, его толкнули, когда они поменялись с Теодосичем – и Бобуа забил открытый трехочковый.

– Вы сказали, что соперники удачно забивали броски с сопротивлением. Значит ли это, что вы довольны своей защитой?

– Я не совсем доволен, но я не готов здесь делиться с вами деталями.

Понимаете, все команды готовятся к ЦСКА. При этом они повторяют, что «это лучшая команда Европы», чтобы оправдать свое поражение. Это нас не расслабляет, мы не глупые, мы понимаем, что все приезжают сюда, чтобы нас обыграть. А потом, когда идет игра очко в очко, они требуют уважения. Пожалуйста, оценивайте не только одну сторону.

Да, нашу защиту иногда сложно оправдать цифрами, но если вы посмотрите внимательно, то по крайней мере половина забитых ими трехочковых практически были заблокированы. У «Басконии» отличные игроки, они забивают, но недостаточно для того, чтобы победить.  Мы победили!

Главная моя забота связана с тем давлением, которое мы должны тащить на себе как «лучшая команда Европы», как все говорят. У ЦСКА есть жизненная необходимость всегда побеждать. Необходимость! Почему? Кто это придумал?! Вот что меня заботит. Играть под таким давлением непросто, но мои игроки это делают.

Что касается защиты, меня заботят детали. Например, когда мы размениваемся или как конкретно мы играем с Бобуа при высоких заслонах. У нас не самые лучшие защитники в мире, но мы все равно побеждаем, мы все равно являемся чемпионами Евролиги, мы все равно ведем 2-0.

Разве кто-то нам это подарил?

Мы работали весь сезон, чтобы иметь преимущество домашнего паркета. Все играют против нас жестко, все нас бьют по рукам, все играют грубо, провоцируют нас, занимаются трэштоком. При этом они говорят, что «они играют против лучшей команды Европы», так что легко могут проиграть. Если же побеждают, то сразу становятся героями.

***

За 1,1 секунды до конца при равном счете Кайл Хайнс вышел на линию. Первый бросок зашел, поэтому американец получил команду во второй попытке специально промахнуться.

– Сказал Хайнсу промазать второй штрафной. Чтобы затруднить им вывод мяча и не позволить забросить под сирену. Но он не смог. Он мне сказал: «Коуч, клянусь, делал все, чтобы промахнуться». Я ему ответил: «Ну, если ты так промахиваешься, то всегда именно так и бросай штрафные». Но он, правда, старался промазать.

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович