«Классики» на минном поле. Бывший тюремный надзиратель выиграл Еврокубок
Жоан Пласа вернул испанскую «Уникаху» в Евролигу, взяв с клубом второй по значимости континентальный трофей. В годном лонгриде об одном из самых крутых тренеров континента Дмитрий Герчиков рассказывает, почему специалист достоин уважения не только за спортивные заслуги.
…За десять минут до финальной сирены решающего матча Еврокубка-2017 «Уникаха» из Малаги шла ко дну стремительней «Титаника» в водах Атлантического океана. Тяжким грузом на душах парней из Андалусии лежало 13-очковое отставание. Да еще и цементным блоком, намертво прихватившим ноги, тащило в беспросветную муть неудачи удаление основного центра Алена Омича. Из парней, способных закрыть брешь под кольцом, на скамейке значился лишь 19-летний гринго Вини Окоуо. Однако его слабые выступления до антракта не позволяли питать даже робкие надежды на преображение вундеркинда в концовке. Казалось, что в таком состоянии да еще и на чужом паркете «Уникаха» обречена. Но смелое решение рулевого Жоана Пласы перевернуло ход встречи с ног на голову. Выпустив в «краску» номинального легкого форварда Карлоса Суареса, коуч полностью поломал тактическую систему визави и вывел из зоны комфорта Бояна Дублевича – главную ударную силу «апельсинов».
Последовавший за заменой ключевой отрезок всего противостояния Малага, перешедшая вдобавок на зонный прессинг, выиграла со счетом 20:4 – и «закрыла» серию до трех побед триумфом 2:1. Соответственно, не только добавила в клубную сокровищницу новый трофей – там пыль не вытиралась аж 11 лет! – но и вернула себя в Евролигу на сезон-2017/18.
«Камбэк» чуть ли не все издания Старого света наутро окрестили фантастическим. Хотя на самом деле главному архитектору успеха не привыкать к осуществлению невозможного. К своим 53 годам уроженец Барселоны мог бы при желании представляться эдаким баскетбольным Иисусом, протягивая вместо визитки список сотворенных чудес. Вспомнить хотя бы, что до него ни в футболе, ни в баскетболе каталонец не управлял главной командой «Реала». Пласе же это удалось – да еще как! По окончании дебютного сезона, летом 2007-го, он принимал поздравления с победой в «примере» и завоеванием титула лучшему рулевому страны по версии тренерского союза. Тогда же он поднял над головой Еврокубок. Ну а спустя два года, столкнувшись с алогичным увольнением из стана «бланкос» (Флорентино Пересу потребовался свой Моуринью в баскетболе – и нашего героя сменил Этторе Мессина), не опустил руки и «перезагрузил» карьеру вопреки обстоятельствам. Правда, повторно добираться до элитных вершин ему пришлось по совсем скромным и не приспособленным для этого ступеням: «Жальгирис», «Кахасоль», «Уникаха»…
Впрочем, если взглянуть на жизнь бородатого «энтренадора» чуть шире, она целиком и будет состоять из подобных маневров – эдаких «классиков» по минному полю. В молодости Жоан мечтал стать великим баскетболистом, однако кроме добротного паса ничем иным особо из когорты сверстников не выделялся. Поэтому уже в старших классах ему пришлось переквалифицироваться в тренеры. Причем азы профессии он постигал сразу в трех местах: мужском минорном клубе «Сант-Адриа», женском «Сантисима Тринидад» и детском «Бетсаида» – последний появился на свет благодаря инициативе самого Пласы и его братьев. По воспоминаниям сверстников, наш герой за партой старательностью не блистал, зато со свистком и планшетом чувствовал себя, словно рыба в воде. А потому нет ничего удивительного, что на спортивной почве успехи пришли к Пласе еще до получения каких-либо аттестатов. Его дети вышли в финал первенства Каталонии – и тем самым подсказали верное направление на жизненном распутье Пласы.
Увы, полностью посвятить себя баскетболу талантливый юноша не мог. Его отец, державший магазин по продаже шин, был вынужден закрыть дело. А потому Жоану, периодически помогавшему в семейном бизнесе «за прилавком», пришлось искать новое место работы. Уровень безработицы в регионе на ту пору зашкаливал, да и рекомендаций у парня было кот наплакал, поэтому будущий триумфатор Еврокубка согласился на ставку… надзирателя тюрьмы на западе Каталонии, в Льейде! Занятость, которую наш герой рассматривал как временную, на самом деле растянулась аж на 13 (!) лет, три из которых он провел в пенитенциарном заведении для молодежи. Как признается сам Пласа, тот период жизни изменил его как человека – за время, проведенное у решеток, он видел всякое. Например, пережил самый настоящий бунт 300 заключенных. Это случилось в одну из ночей накануне приезда высокопоставленного чиновника из Гранады. Вечером территорию тюрьмы покинул нанимаемый персонал, и остались только охранники. Жоану вменялось в обязанности проверять каждую из камер через глазок. В какой-то момент его вызвали наверх по тревоге: мол, кто-то из заключенных совершил побег. Когда же Пласа вошел в камеру, то увидел кровь от порезанных вен, обрывки от ремней и еще много всяких ужасов, о которых до сих пор предпочитает не вспоминать: «Та ночь была самой длинной в моей жизни, но деталей не раскрою. Скажу лишь, что именно тогда осознал – никогда, ни при каких обстоятельствах не оставлю это делом своей жизни».
Слово Жоан сдержал, но для исполнения оного потребовалось потратить уйму сил. У него появилась семья, а значит, требовались деньги на ведение быта. Баскетбол же оставался отдушиной, тем хобби, ради которого Пласа жертвовал и без того мизером свободного времени. «В перерывах между сменами ездил смотреть за работой Божидара Мальковича в Лимож. Отказывал себе в семейном тепле и уюте ради баскетбола, но понимал – иного выхода вернуться в игру нет», – признается наш герой и всякий раз благодарит жену за терпение, которое она проявила в тот трудный период.
К слову, помимо Божи, своими учителями Пласа считает брата Луиса, Мигеля Нолиса, Манеля Комаса и Аито Гарсию Ренесеса. Правда, в отличие от них, специалист куда мягче и в жизни, и в работе. И здесь на философии каталонца вновь сказывается «тюремное» прошлое: «Меня раздражают нетерпимые люди, высокомерные, заносчивые. Те, кто считают, что обладают абсолютной истиной и никогда не ошибаются. Невоспитанные, непримиримые, наглые. Но никогда не буду наказывать их или учить жизни. Либо предложу им разделить мою философию, либо отпущу их на все четыре стороны. Ставить в рамки, карать, ограничивать свободу, демонстрировать превосходство силы? Нет, спасибо. Насмотрелся на это с лихвой, и никому не пожелаю испить из этой чаши».
Любопытно, что Жоан не видит в поражении (или даже серии неудач) трагедий, поскольку после любой осечки жизнь продолжается. Главное, по мнению тренера, сделать верные выводы из неудач – и найти способ воплотить извлеченные их них уроки в жизнь. Как он это делает сам, можно уяснить, навскидку, из свежего примера. Перед решающей встречей с «Валенсией» Пласа решил показать подопечным фильм. Ход не новый: помнится, Пеп Гвардьола любил закручивать перед футболистами «Гладиатора» с Расселом Кроу в качестве мотивации. Каталонец же, проштудировав ошибки своих ребят в финальной серии, остановил выбор на… документалке «Игуана против змей». По сюжету, ящерица, атакованная гадами, загоняется в безвыходное положение и, кажется, обрекается на смерть. Но благодаря хитрости, ловкости и проворности выходит победителем из неравной схватки. «Артхаус», конечно, еще тот – но, как показывает практика, эффект от «проката» он возымел наилучший.
Вообще, нестандартные поступки – это визитная карточка Пласы. Скажем, когда он тренировал «Жальгирис», то пообещал во что бы то ни стало доработать сезон, хотя клуб фактически «кинул» его на десятки тысяч долларов. Дело в том, что в разгар чемпионата-2012/13 «Укио Банк», которым рулил меценат каунасцев Владимир Романов, внезапно (и при подозрительных обстоятельствах) разорился. Тогда как именно он гарантировал сохранность зарплат игроков и тренерского штаба – перед заключением контрактов всех новобранцев «зеленых» закрепляли за счетами и карточками этого финансового института. Некоторые исполнители в связи с инцидентом клуб покинули, поскольку даже с возвратом причитавшихся и уже отработанных средств возникли проблемы. Пласа же, которого активно зазывали на родину, бежать с корабля отказался: «Я обещал тысячам болельщиков сделать команду чемпионом. Дал слово. И значит, буду держать его во что бы то ни стало».
Кадровый кризис грозил планы каталонца подорвать – тем более, что «Жальгирис» разрывался тогда на несколько фронтов, сражаясь в Евролиге, Единой лиге ВТБ и на внутренней арене. Однако Пласа добился своего, короновав команду вопреки обстоятельствам. За это по окончании сезона местные боссы наградили специалиста клубным орденом почета.
Забавно, но тот успех, равно как и многие иные, Жоан не практически не отмечал алкоголем. С одной стороны, для Пласы вкус победы – это всегда вкус чей-то боли. Поэтому после финальной сирены в больших матчах наставник сразу же отправляется к скамейке соперника поблагодарить за игру и… извиниться. «В следующий раз этот трофей наверняка будет твоим», – лейтмотив, который слетает с уст каталонца с конца 2000-х и по сей день. С другой стороны, употреблять крепкие напитки «энтренадор» отказывается, поскольку не приемлет потери контроля и концентрации. Да и похмелье ему противно как явление. «Помню, до момента как возглавил Мадрид, в принципе не пил виски. Но в столице настояли: мол, что ты за тренер такой, если отказываешься от столь аристократического напитка? Тем более похмелья после него не бывает. Однако все равно даже после таких рекомендаций больше одного подхода к бокалу не делаю. И да, по сей день никогда не напивался до беспамятства».
В здравом уме и трезвой памяти Пласа находится подавляющую часть своего ежедневного бытия, однако пару часов в сутки иногда все же выкраивает, чтобы сбежать от реальности и спрятаться в стране грез. Территория эскапизма для тренера – писательская Нарния. Туда коуч сбегал еще в пору, когда охранял заключенных, и выпускал мысли уставшего мозга на волю. В итоге в конце прошлого десятилетия Жоан нафантазировал целый роман, который поначалу опубликовал на родине для друзей тиражом всего 300 экземпляров. Но прошло всего пару месяцев – и «Одеяние Анжелины» разошлось по стране, словно горячие пирожки. А после того, как книга стала бестселлером в Испании, ее взялись переводить и на иные континентальные языки. Проза и в самом деле своеобразная: рассказ ведется о полной несчастий жизни 40-летней Джулии, которая находит отдушину в своем воображаемом прошлом, куда попадает благодаря таинственному покрывалу.
Наверное, в чем-то текст выглядел автобиографичным, поскольку искренностью и доверительностью повествования покорил сердца тысяч читателей. В Каунасе, например, выстроились очереди, когда Пласа презентовал роман и расставлял автографы на пилотных экземплярах. Кроме того, отзывы критиков побудили Пласу дальше двигаться в столь смелом направлении – и через пару лет он повторил свой эксперимент. Разница заключалась лишь в том, что «Проснуться вовремя» полностью основывалась на переживаниях и личном опыте Жоана, о чем тот говорил уже в открытую. Получилось здорово. «Как-то в Стамбуле ко мне подошел человек родом из Аргентины. Он сказал, что его зацепили мои тексты, поскольку нашел в них много общего со своей жизнью, мыслями и переживаниями. Так я понял, что искренние эмоции и слова, идущие от сердца, не признают географических границ», – вспоминал Пласа.
Что ж, на неделе в коллекцию сюжетов Жоана добавилась еще одна невероятная история, из которой наверняка выйдет неплохой роман о силе воли неугомонного борца за простое человеческое счастье. В Испании ее непременно сметут с полок, поскольку баскетбольная драма развернулась в знакомых им с детства локациях. Жителям же смежных стран стоит полгодика подождать, ибо есть стойкое ощущение, что последнего своего слова Жоан Пласа как минимум до выступления в Евролиге -2017/18 точно не сказал.
Фото: facebook.com/UnicajaBaloncesto; Global Look Press/imago sportfotodienst, Soeren Stache/dpa