10 мин.

НБА наблюдает за инновационным подходом к концовкам встреч на The Basketball Tournament. Грядут новые правила?

Оригинал

Если фанаты вспомнят невероятный камбэк Оклахомы против Орландо в среду, то именно он будет кульминацией среди диких, кричащих, беспощадных доводов Рассела Уэстбрука в гонке за MVP.

Ник Элам, 34-летний директор школы из Дейтона, Огайо наблюдал за этим с раздражением, а затем с волнением – по очень разным причинам. Тандер, отстававшие в течение всей четвёртой четверти, дважды сфолили в последние 30 секунд, чтобы затянуть игру, перед тем как трёхочковый Уэстбрука сравнял счёт за 7.1 секунды до конца. Последние 20.9 секунды основного времени длились как 10 минут и 3 секунды в реальном времени.

Элам, член Mensa, с 2004-го посвятил большую часть своего свободного времени решению трудной проблемы решающих минут концовок игр в НБА. Победа Оклахомы была показательна, потому что тактика умышленных фолов от Тандер сработала.

За последние четыре года Элам отследил тысячи игр в НБА, университетах и на международной арене, и нашёл классическую формулу баскетбольного камбэка – и умышленные фолы почти никогда не приводили к успеху. Согласно презентации, которую Элам отправил всему баскетбольному свету, он обнаружил, по меньшей мере, один умышленный фол за игру от отстающей в счёте команды в 397-ми матчах из 877-ми, показанных по национальному телевидению с 2014-го вплоть до середины нынешнего сезона. Согласно данным Элама, уступающая команда не победила ни в одной из этих встреч.

Разумеется, этого недостаточно, чтобы говорить об эффективности подхода. В модель Элама не было включено множество игр в НБА. Было много примеров, когда фолящие команды догоняли и сравнивали счёт, но позднее уступали.

Факт: сам процесс был ужасен, и редко приводил к неожиданным изменениям результата игры. Для Элама это не стоило того. «Камбэки происходят поразительно редко, - сказал Элам. – И методы, которыми команды добивались их, так искусственны и неприглядны». Он попытается придумать лучший способ.

Он знал о самых обычных решениях: жёстче наказывать за умышленные фолы, или позволять командам, подвергшимся «хакингу» выводить мяч из-за лицевой вместо пробития штрафных (другие предложили, чтобы команды сами выбирали пробивающего штрафные, дабы разубедить оппонентов фолить на игроках вроде Дуйата Ховарда). Ни одна из представленных уступавших в счёте команд не имела лучшей альтернативы, чем фолить.

Элам предложил кое-что более радикальное: избавиться от игрового времени в конце игры. По предложению Элама, оно должно исчезать после первой же остановки игры на отметке менее трёх минут в НБА и менее четырёх минут в NCAA. Официальные лица назначили бы результат, который следует достичь, он равнялся бы очкам лидирующей на тот момент команды плюс ещё семь очков, а затем игра возобновлялась бы без игрового времени. Команда, достигшая первой нужного результата, побеждает.

Проще говоря, если Клипперс ведут у Джаз со счётом 99-91, и Руди Гобер «хакнет» Деандре Джордана за 2:55 до конца, игра превращается в забег до 106 очков. Юта должна обыграть Клипперс на этом отрезке 15-6, чтобы победить.

Просьба Элама проста. Он любит баскетбол, и хотел бы увидеть его ещё больше. «Хакинг» в концовках важных игр – это не баскетбол. Уступающая команда никогда не сможет использовать эту тактику в системе Элама; они будут дарить очки сопернику, которому нужно всего семь до победы. Они будут вынуждены играть в настоящий двухсторонний баскетбол, и играть в него очень и очень хорошо в короткий промежуток времени. Большинство игр будут заканчиваться попаданиями в кольцо – захватывающе!

Он выбрал семь очков, потому что они составляют 1/16 от того, что команда забивает в среднем за игру, так же, как и три минуты составляют 1/16 от игрового времени матча. Он переделывал расчёт целевого результата с помощью сложных комплексных математических методов, некоторые из них менялись от игры к игре, но в итоге выяснилось, что такие простые вещи работают лучше (не сильно отличается от того, как Дэнни Биазон ввёл счётчик 24-ёх секунд).

В 2007-ом Элам начал посылать своё предложение всем, кого знал в мире баскетбола. Он знал, что это будет рискованно. «НБА – процветающая лига, - сказал он. – Я выступил против довольно большой силы. На их взгляд, это выглядело радикально. Я знал, что будет трудно получить одобрение».

Несколько высокопоставленных лиц, включая ГМов в НБА и ведущих на ТВ, ответили, что им нравится идея, но она никогда не взлетит. «На самом деле, это отличная идея, - ответил Эламу по почте Марк Кьюбан в 2012-ом. – Мы не сможем сделать это в НБА, но это могло бы быть весело в Д-Лиге (Кьюбан подтвердил это в общении с ESPN.com на прошлой неделе).

Сегодняшние ответы от официальных лиц лиги и главных в командах несут в себе похожий смысл. Когда вы объясняете, что слышали другое решение на то, что кажется трудноразрешимой проблемой, вы можете увидеть как глаза собеседника закатываются: «О, отлично. Ещё одна безумная идея». Но когда вы описываете предложение Элама, они останавливаются, делают паузу и говорят что-то вроде этого: «Знаешь? А это не так уж и плохо».

«Знаешь что?, - отметил Кики Вандевеге, вице-президент НБА по баскетбольным операциям для ESPN.com на прошлой неделе. – Это и правда интересно. Честно говоря, это действительно очень творческая идея».

Вандевеге сказал, что всё это слишком далеко от обсуждения сейчас даже для Д-Лиги, испытательного полигона НБА. «Это более резко, чем всё то, что мы обсуждали», - сказал он. Маленькие изменения урежут бесполезное время в концовках: ограничения на просмотр повторов и взятие нескольких тайм-аутов подряд и запрет в стиле ФИБА на тайм-ауты во время владения мячом. Эта психованная игра между Тандер и Мэджик поучительна; ненужные просмотры повторов и взятые тайм-ауты для того, чтобы выводить мяч из-за лицевой, составляли большую часть этого марафона в решающие минуты.

Факт: официальные лица лиги хотели бы, чтобы идея Элама была опробована в другом месте. Но где?

Попадите на The Basketball Tournament – турнир с участием 64-ёх команд по олимпийской системе, где победитель получает все 2 миллиона долларов призовых, который пройдет этим летом уже в четвёртый раз. Джонатан Мугар, основатель и глава TBT, получил презентацию Элама по почте прошлым летом. Мугар описывает себя как баскетбольного традиционалиста. Когда он первый раз проводил TBT, он даже не помышлял о счётчике времени на атаку.

Другими словами – он не целевая аудитория для Элама. «Я считаю себя пуристом, - сказал Мугар. – После каждого предложения в этом письме, я ожидал, что закрою его. Но похоже, что чем дальше, тем это приобретало всё больше смысла».

В итоге Мугар просмотрел всю презентацию. «Мне теперь невозможно смотреть баскетбол, не задумываясь о предложении Ника, - сказал он. – Он подчеркнул, как редко тактика умышленных фолов работает. Почему мы подталкиваем себя к этой непривлекательной стороне баскетбола?»

Он сомневался насчёт введения этого правила в TBT. Он был уверен, что это приведёт к непредвиденным последствиям. Весь турнир построен на том, что высокие ставки вынуждают команды играть в оптимальный баскетбол – команда на первом месте, бескорыстность, всё ради победы. «Мы не хотели выглядеть как бесполезный турнир», - сказал Мугар.

Поэтому он пошёл на компромисс: в этом турнире TBT правило Элама будет использоваться в последние четыре минуты каждой игры между команадами, борющимися за последние четыре места в настоящем турнире – всего 12 игр.

Эти игры будут показаны в интернете. НБА сможет посмотреть. Группы из членов отделов баскетбольной стратегии НБА и департамента судейства уже еженедельно (или почти еженедельно) встречаются и обсуждают нетрадиционные идеи вроде этой. Летней работой бедного персонала лиги будет отслеживание этого множества игр.

«Мы обязательно всё отсмотрим, - говорит Вандевеге. – Мы взглянем на все данные и посмторим, что из этого выйдет».

Самые острые стратегические вопросы звучат вокруг этой отметки в четыре минуты, момента, когда обычный баскетбол переходит в совершенно новую игру. Если лидирующая команда находится с мячом, когда время игры пересекло этот рубеж, то они, возможно, захотят поскорее завершить игру, чтобы зафиксировать счёт – особенно, если они первыми получают владение в концовке. Они даже могут бросить мяч в ногу соперника, чтобы остановить игру.

В этом сценарии, первый, кто владеет мячом будет получать большое преимущество. Забейте трёшку, и вы уже почти на полпути к победе. Лига может противостоять этому, начиная отрезок без времени после первого броска, или начиная этот отрезок только после забитого мяча. В TBT этим летом, любой «мёртвый мяч» после отметки в четыре минуты будет переводить игру в «безвременной» режим.

Для Элама и Мугара хорошо, что для лидирующей команды будет некоторое преимущество. Это их награда за то, что они впереди на отметке в четыре минуты до конца. Это отправляет нас к большему источнику раздражительности и любопытства среди руководителей команд и высших лиц лиги: «Неужели система Элама сделает камбэки такими лёгкими? Достаточно ли семи очков?»

НБА уже давно тревожит, по крайней мере, на уровне обсуждений, стоит ли им добавлять в игру больше случайности и непредсказуемости. Длинные серии плей-офф – это уничтожение андердогов. Но сколько элемента случайности будет слишком много?

«Я думаю, что это приведёт к росту числа камбэков, но я считаю, что этот рост воспримут положительно, - говорит Элам. – И вам нужно будет играть в настоящий баскетбол, чтобы соверашть эти камбэки».

Некоторые из официальных лиц команд предупреждают, что достижение этого необходимого результата может удлинить игры, включая игры на вылет, причём намного сильнее, чем это есть сейчас. Это кажется незначительной проблемой, в нормальной игре семь очков можно набрать быстро, а близкие-но-на-самом-деле-нет игры навсегда останутся такими, какими сейчас.

«Эта идея обращает внимание на проблему номер один, когда я смотрю игры НБА – бесконечные путешествия к линии штрафных и тайм-ауты в концовках игр», - сказал Дэниел Мори, генеральный менеджер Хьюстона, в интервью ESPN.com.

Но что случится, если равные игры будут идти до глубокой ночи без остановок из-за этого правила четырёх минут? Мы действительно хотим, чтобы эта система была применена в 7-ой игре прошлогоднего финала?

Это может привести к тому, что команда, обладающая большим преимуществом, сбавит обороты в четвёртой четверти: если вы ведёте 20 очков, то вы можете захотеть ограничить число владений для вашего соперника (Мугар не беспокоится об этом. «Я думаю, что командам будет трудно отходить от того стиля игры, который принёс им 20-очковое лидерство, - говорит он. – Это может нести неприятные последствия. Может быть похоже на то, когда футбольные команды начинают много болтать, чтобы сохранить результат»).

Концовки без времени создают, по крайней мере, ещё одну ситуацию, в которой команда должна будет намеренно фолить: если они впереди и им остаётся одно или два очка для достижения нужного результата, а у другой команды владение мячом и не хватает трёх очков до результата. Тогда защите придётся намеренно фолить, чтобы соперник не смог совершить потенциально победный трёхочковый.

Но подобный сценарий сейчас есть и в НБА: команды часто фолят на последних секундах, когда ведут три очка (вероятно, они делают это чуть чаще, хотя исследования этого не доказали).

Или представьте себе: команда забивает один штрафной и ей не хватает два очка до необходимого результата, но их оппонент, который получит владение, находится лишь в одном очке от цели. Должна ли команда отправить к кольцу всех своих лучших подбирающих, намеренно промахнуться и попробовать заполучить мяч обратно себе? Вероятность подбора после последовавшего отскока и затем забитого мяча важнее, чем заработанное за забитый штрафной очко?

Команды, находящиеся в одном или двух очках от достижения результата, могут начать падать в краске, прося фолы. Это будет мерзко, но не настолько, как хакинг-фесты. Это может не сработать, если рефери внимателен, говорит Элам. «Есть и минусы, - говорит он. – Но проводить более агрессивные розыгрыши в атаке намного лучше, чем смотреть на остановки, которые есть в игре сейчас».

Овертаймы бы исчезли. Таким образом баззеры, несмотря на то, что это просто броски, приносящие команде результат, будут нести в себе ощущения предвкушения вперемежку с ликованием. Перебор фолов может оказаться ещё более ценным фактором. Команды с достаточно большим отрывом могли бы снимать сливки. Уступающие команды бросали бы трёшки без разбора. Элам надеется на обратное – что в его системе командам, отстающим в счёте не понадобится так безумно бросать трёхочковые. Бигмены могут оставаться все ёще вовлечёнными в игру.

Несмотря на это, Элам очень рад видеть воплощение своей идеи. Адам Сильвер взглянет на это, может даже лично.

«Всё время я думал, что всё, что я имею – это меняющая всё идея для спорта, который я люблю, - говорит Элам. – Я боялся, что кто-то возьмёт эту идею, сбежит, оставив меня ни с чем».

Мугар и его партнёры пообещали, что такого не произойдёт. Первоначально они называли этот отрезок времени «правилом Mensa». Но передумали. Они окрестили его Elam Ending.

Подписывайтесь на блог, рассказывайте о нём своим друзьям, читайте другие интересные статьи и переводы в рамках этого блога и не забывайте поставить плюсик, ибо это мотивирует автора продолжать усердно трудиться.