12 мин.

«Несмотря ни на что, продолжай играть. Люби эту игру». Как ковался характер Монты Эллиса

NOTE: мои навыки владения английским очень посредственные, поэтому не стесняйтесь критиковать, но только конструктивно. А вообще, просто хотелось бы поделиться интересным материалом, ибо НБА я люблю, но больше НБА я люблю жизненные истории, которые связаны с самым главным в НБА, а именно, игроками. Этот материал про Монту Эллиса побудил меня создать здесь блог и попробовать выпустить хоть какой-то контент, который может и найдет отклик в умах и сердцах читателей.

***

Это было прохладное субботнее утро, но в особняке Эллисов оно чувствовалось как теплое и приветливое, потому что дверь открыла Хуаника Эллис.

Она приглашает внутрь и протягивает свои руки для объятий. Мила, малышка Монты Эллиса и Хуаники, все ещё в пижаме и возится с Ipad. Хуаника достаточно долго обращает свой взор на четырехлетнюю дочь, чтобы поздороваться и предлагает кофе или бутилированную воду. Кажется, Хуаника замерла. Глава дома, самое большое приобретение межсезонья для Индианы Пэйсерс и предмет этой статьи, находится где-то на территории особняка на берегу озера площадью в 15000 квадратных футов в северном предместье Индианаполиса и явно не торопится.

"Ммм, хмм",- первое бормотание от Монты.

Он смешал между собой ношение майки, длинных шорт и носков. Его кофейная кружка чествует Далласских Ковбоев, его любимую команду и причину, по которой он чуть не испортил свои шансы c любовью всей своей жизни. Он бродит по периметру гостиной, вымеряя шагами место прежде, чем решить, где остановиться. Он завершает около кухни, где нажимает на кнопку. Автоматические шторы сворачиваются, представляя стену из одних лишь окон. Солнце выглядывает сквозь облака, открывая сверкающее озеро и вереницу дорогих домов.

Холодно, но для рыбалки хороший день. Для Эллиса каждый день - хороший день для рыбалки. 

Как мальчик, выросший в беспокойном мире, Эллис нашел мир у воды. Ему почти 30, и рыбалка все ещё успокаивает его душу. Спасибо Господу за прохладный день, потому что это, наконец, заставляет Эллиса раскрыться.

"Это хорошо. Теперь вся рыба всплывет наверх", - говорит Эллис, пристально глядя в окно и наблюдая за холодом.

Прохладная вода означает, что вся рыба выплывет из укрытия. Вода в мире Монты Эллиса тоже охлаждалась.

***

Ещё мальчиком в Джексоне, штат Миссисипи, Монта ломал ящики из под молока на заднем дворе дома его бабушки и дедушки на Horseshoe Circle Lane и крепил эти ящики на деревянные столбы. Его баскетбольные кольца. Игры со своим лучшим другом получались такими хорошими, что вскоре к ним попросились поиграть соседские ребята. Когда ящики из под молока становились потрепанными, это не доставляло проблем - всегда можно было добыть ещё в бабушкиной мусорке. Старший брат, Антвейн Эллис, его баскетбольный герой, научил Монту: "Не смотря ни на что, продолжай играть. Люби эту игру." И маленький мальчик слушал. Даже когда его кумир оступился.

Кто знает, может Антвейн мог бы стать первым из Эллисов в НБА, но он проследовал жизненной дорогой оплошностей, его разум, уничтоженный опасными веществами и его некогда многообещающая баскетбольная карьера, непоправимо испортились. Наблюдая за этим, молодой Монта стал жестким и изменился навсегда. Он всё ещё помнил: "Играй".

"Баскетбол был моим спасением, - говорит Эллис. - Тогда у меня действительно не было детства, потому что я закрылся от внешнего мира".

Сейчас у Эллиса есть четырёхлетний контракт на 44 миллиона долларов. Этим летом, даже после прохождения хирургической процедуры (о которой ранее не сообщалось) на правом колене, которое следует считать его "хорошим" коленом, ему доверяют добавлять реактивное топливо в маленькую и быструю пятёрку Пэйсерс. Он очень ответственен, но большая проблема может заключаться в том, чтобы перестать прятаться в угрюмой крепости, которую он построил и открыться миру.

В понедельник ему исполнится 30. Больше, чем когда-либо, он хочет переоткрыть маленького потерянного мальчика из Джексона.

***

"Вперёд, синииииииие", - Эллис вопит своим резким голосом с характерным южным акцентом. Его голос самый громкий во время тренировок Пэйсерс, и он использует его для шуток, смеха, для пения - да, Монта может поддержать мелодию. Его дед пел в церковном хоре "Bright Stars". Эллис и его кузены продолжили традицию и создали "Junior Bright Stars", поющих духовные композиции в элегантных смокингах.  

"Эти парни не были отстойными, они могли петь, - говорит Джонас Джеймс, тренировавший Монту в средней и старшей школах. - Однажды они спели "His Eye Is On The Sparrow", и весь дух внутри затрепетал".

Пение являлось вторым семейным талантом.

Первым с рождения Эллиса является баскетбол.

Роза Эллис была звзедой юношеской баскетбольной команды колледжа Lanier High School, а затем уехала в Техас. Но ей пришлось оставить мечты, мать-одиночка воспитывала своих троих сыновей там, откуда сбежала.

Согласно исследованию в рамках недели образования, Миссисипи занимает 51-ое, даже позади Вашингтона, место в рейтинге К-12 (рейтинг, оценивающий количество людей, имеющих среднее образование). Международный центр по изучению пенитенциарных учреждений и инициатива в области тюремной политики утверждают, что в штате Миссисипи уровень смертности выше, чем в Китае и России вместе взятых. В Джексоне, который часто называют «Джекистаном» за его насилие, более 30 процентов населения живет за чертой бедности.

Антвейн был старшим из братьев. Он знал, что должен был приглядывать за Монтой.

«Я должен был быть старшим братом, мужик», - говорит Антвейн. - Я видел много всего, что он не мог видеть, как его мама переживает, я не собирался так его оставлять. Я сказал, что когда ему скучно, пусть делает баскетбольное кольцо. Каждый день мы просыпались, и он хотел играть в баскетбол».

Антвейн Эллис забивает сверху на школьной тренировке

Антвейн Эллис забивает сверху на школьной тренировке

Когда Монте было пять, Антвейн бросил мягкий мячик в его руки. То, что Антвейн выучил на тренировке, он принес домой для Монты.

«Он хотел, чтобы мы проводили там тренировочные упражнения», - вспоминает Марлон Мильтон, лучший друг детства Монты.

Хоть Антвейн и вырос до 6 футов 8 дюймов, сделал все возможное и помог Lanier High School выиграть чемпионат штата по баскетболу два раза, Монта был лишь «фасолью» (высоким и худым).

«На нем были кожа да кости», - говорит Меррилл Томас, преподаватель Монты в седьмом классе. - Если бы вы просто посмотрели на него, он уже мог сломаться».

Это обстоятельство делает спортивное мастерство «фасолевого» человека ещё более необычным. Монта был первым в теннисе в средней школе Rowan Middle School, легенда гласит, что он никогда не проигрывал. Он был секретным оружием в футбольных комбинациях, потому что никто не мог прыгать выше и дальше Монты. К тому же, он был лучшим вратарем, которого когда-либо тренировала Томас.

Монта Эллис – улыбающаяся звезда Lanier High School

Монта Эллис – улыбающаяся звезда Lanier High School

Когда Томас, женщину, назначили тренером команды восьмиклассников по футболу, дети рассмеялись, но Монта сказал, что он будет играть за нее и защищать ворота. За весь сезон в ворота проскользнули лишь четыре мяча.

Но прежде всего, Монта был ученым в баскетболе. Еще до того, как Монта выиграл 129 игр и два титула чемпиона штата, занял второе место в истории школьного баскетбола Миссиссипи с 4 167 очков и был назван игроком года в стране по версии Parade Magazine, товарищ по команде Lanier Исаак Уэллс сохранил телефон Эллиса под особым именем. Теперь всякий раз, когда Эллис звонил на Nokia Уэллса, высвечивалось: «Свободен от старшей школы».

Это было предсказание в самую точку, что Монта сделает скачок от любителей к профессионалам.

«Работать на тренировках с ним было невероятно», - говорит Уэллс. - Та жажда и тот талант, которые у него были. Он отличался. Он был совсем другой породы.»

Такой же, как его старший брат. Этот спинмув, джампер, даже «характер, который у меня есть время от времени, - отмечает сам Монта. - Это Антвейн в теле ростом 6 футов 3 дюйма».

«У моего брата было все», - провозглашает Эллис. Лишь однажды был недостаточно силен:«У моего брата было всё. Всё.»

Затем Антвейн всё потерял.

Антвейн не имел серьёзной работы с 2005-го года, с того года, когда его младший брат был задрафтован Голден Стейт Уорриорс. В начале следующего года ему исполнится 35, но у него даже нет телефона. Таким образом, этим утром, Антвейн, который так и не покинул Джексон, должен одолжить телефон у своей матери. Он говорит, что у него есть время поговорить.

«Мне всё ещё немного больно, - говорит Антвейн. – Я должен излечиться».

Прошло восемь лет с тех пор, как его лучший друг из школы был застрелен и заколот до смерти, а Антвейн всё еще залечивает раны. Тело молодого черного мужчины, найденного в заброшенном доме, не просто клише жизни в Джекистане. Это была трагедия, которая разрушила Антвейна. Так долго он был скалой для двух своих младших братьев. Затем он был брошен на произвол судьбы.

Эллисы говорят об этом времени с нерешительностью, как поступают семьи, когда защищают любимого человека. Роза описывает это как «небольшой инцидент, случившийся с его старшим братом». Монта считает это лишь «маленькой проблемой» Антвейна. Но правда заключается в том, что Антвейн бросил баскетбол и попытался найти новую опору в жизни.

Он курил траву и колол другие наркотики, семья утверждала, что кто-то другой наполнял его шприц. Его поведение изменилось. Иногда он был счастливым и улыбающимся Антвейном из прошлого.

Бросающиеся в глаза перемены напугали его маленького брата. Монте было 11 или 12, но он живо вспоминает, как он сидел на заднем дворе своего дома и разговаривал с Антвейном, когда это случилось.

«Он говорил нормально, потом вдруг разговор резко переменился», - говорит Монта. - Он так напугал меня, я заплакал. Я сломался окончательно, и я сказал маме, что больше никогда не хочу разговаривать с братом. Вещи, которые он сказал и о которых говорил были угнетающими, и мне было очень плохо. Я плакал много ночей, думая о том, что переживал мой брат».

В 2008 году Антвейну дважды выстрелили в спину. Но задолго до того, как он достиг этого дна, мечта о том, что Антвейн станет профессионалом, умерла. Друзья и родственники повернулись к нему спиной. Маленький брат никогда не покидал своего героя, но стал игнорировать. Его жизнь вращалась вокруг Horseshoe Circle Lane, школы Lanier High School и водохранилища Росса Барнетта, наполненного сомиком и краппи. «Для меня, - говорит Монта, - рыбалка, для меня рыбалка - это мирная жизнь».

Чтобы сохранять спокойствие, Монта отгородился от посторонних. Стены были возведены. Он построил их высокими.

«Люди, одурманенные наркотиками (Антвейн). Всё в его истории заставило меня смотреть на жизнь по-другому, - говорит он, глядя холодно и отрешенно. - Это было тяжело. Это создало скорлупу для меня. Тогда у меня действительно не было детства, потому что я закрыл внешний мир».

***

Стены не рухнули в Калифорнии, где Эллис первым упрямо укалывал критикой, как шипами, Дона Нельсона.

В эти дни Нельсон скрылся от глаз на побережье Гавайев, где не знал о сделках в НБА и отводил душу на стейках в компании бывших игроков. Тем не менее, его встречи с Эллисом хорошо известны. Нельсон унаследовал Эллиса на его второй год в лиге и тренировал его до сезона 2009/2010.

«Ну, первое, что появляется в моей голове, это то, что он ...»,- начинает Нельсон, и вы ожидаете услышать что-то вроде баскетбольного уничижительного: эгоистичный бомбардир, одномерный любитель передержать мяч. И все же Нельсон делает удивительное заявление.

«... потрясающий игрок», - заканчивает он.

Затем идет сноска: «Прямо сейчас».

«В молодости ему трудно было тренироваться, в этом я не сомневаюсь, - продолжает Нельсон. - Ему было очень трудно тренироваться рано. Как я уже сказал, он целеустремленный. Он думал, что сможет сделать все, как и много других молодых игроков».

Сегодня Эллис признает эту репутацию, понимая, почему его можно считать «хладнокровным». Затем в 2007 году он влюбился в Хуанику и начал меняться.

Они встретились на вечеринке и как-то завели оживленную дискуссию о «Чикагских медведях» и его любимых «Ковбоях». «Он был неуступчивым», - говорит Хуаника. Хуаника, хорошо зарекомендовавшая себя в качестве офицера полиции Мемфиса, не узнала, что Монта играл в НБА до тех пор, пока их отношения не продлились несколько недель, - и с тех пор они были вместе.

«Ему нужно было стать мужчиной, и я думаю, что самое лучшее, что когда-либо случалось с ним, был его брак ... и рождение первого ребенка», - говорит Нельсон. Монта-младший родился шесть лет назад. «Затем вся его жизнь начала развиваться, и он стал менее эгоистичным, больше похожим на командного игрока и больше на лидера. Ему потребовалось некоторое время, чтобы достичь этого, но Пэйсерс получили полный пакет».

Эллис, чье левое колено было оперировано после школы, перенес операцию на другом колене до выхода на рынок свободных агентов. Процедура была описана как «незначительная», но после 11 лет износа этих ног эта новость могла охладить руководство Пэйсерс. Но команда по-прежнему хотела, чтобы недостающее звено оказалось в новом растущем нападении. Итак, в первый день открытия рынка агентов Пэйсерс решительно вышли за Эллисом.

В The Capital Grille тренер Пэйсерс Фрэнк Вогель посмотрел Хуанике в глаза и подчеркнул, что ее муж «идеально подходит для того, чего мы пытаемся добиться».

«Пол Джордж снова вернется близко к оптимальным кондициям или в полностью оптимальных», - сказал Вогель, продолжив настраивать Эллисов. - Ты тот парень, который может делать работу для игрока на позиции мощного форварда. Но это не то, что мы даже хотели бы сделать с кем-то твоего калибра, с такими навыками к набору очков и той скоростью, которые ты имеешь».

***

Стены Монты медленно разрушаются. В течение многих лет у него не было отношений с его биологическим отцом, Марселой Синглтоном, но с тех пор прошло время и рана затянулась. Связь отца и сына восстановлена до такой степени, что Синглтон показывается на нижнем этаже особняка Эллисов.

«Он учится, - говорит Хуаника, которая убедила Монту поговорить с его отцом. Хуаника надеется, что Монта сможет впустить больше людей. - Он хороший человек. У него доброе сердце, но надо быть более восприимчивым. Вы всегда должны быть осторожны, но пусть больше людей будут в его жизни и кругу общения».

Он пытается открыть больше. Антвейн все еще может выздоравливать в жизни, но он чист и трезв и делает всё лучше. Худшие дни позади, несколько месяцев назад, Монта позвонил своей маме и, наконец, показал, насколько падение Антвейна повлияло на него. Роза Эллис не хочет делиться подробностями. Это слишком больно. Воды все еще слишком теплые для нее.

«Рада, что это был просто телефонный разговор, - говорит она. - Если это была бы беседа лицом к лицу, я думаю, что это было бы немного более драматичным и угнетающим».

Но теперь в Индианаполисе воды спокойны. Эллис свернулся в любимом кресле, сбоку свесились его ноги. Его лодка пришвартована снаружи, и Эллис остался терпеливым и дружелюбным с гостем достаточно долго. На улице холодно, и рыба всплывает.

«Сегодня, - говорит Эллис, - будет отличный день, чтобы добраться туда и попробовать воду».

Подписывайтесь на блог, рассказывайте о нём своим друзьям, читайте другие интересные статьи и переводы в рамках этого блога и не забывайте поставить плюсик, ибо это мотивирует автора продолжать усердно трудиться.