«Слишком увлеклись спорами с арбитрами». ЦСКА встретил в Стамбуле судью Рыжика
Корреспондент Sports.ru увидел эмоции проигравших.
Две минуты перед большим перерывом получились у ЦСКА идеальными. Итудис работал как какой-нибудь control freak из NCAA: постоянные тайм-ауты с обеих сторон давали ему возможность выпускать конкретную пятерку на каждое владение, менять способы защиты, координировать атаку с маниакальной дотошностью. ЦСКА несколько раз перехватил, где-то успевал затруднить бросок – и столь же концентрированно и мощно смотрелся впереди. Получались не только логичные вещи вроде добиваний Курбанова после подбора или бесцеремонных двоек Хиггинса-Хайнса, под самую сирену Кори еще и запулил в воронку спонтанный мяч после того, как Джексон слишком размашисто перекрутил из-под кольца.
Это был бенефис тренера, одержимого необходимостью все держать под своим контролем. Греческий большой брат дергал за ниточки с ловкостью фокусника и оставил первую половину за армейцами не просматривающимся в вязкой нервной игре рывком 8:0.
Микротриумф микромании микроменеджментом в итоге оказался единственной победой армейцев в матче финалистов Евролиги. В третьей четверти «Фенербахче» увеличил дистанцию до «-11», а по такой игре это было довольно много.
***
Показалось, что началось все с решения Итудиса дать большой игровой отрезок Фрилэнду. Британец вновь не успевал страховать, не добегал в углы, не справлялся один в один, получал замечания.
Затем потерял себя уже сам Итудис: две пробежки в одном владении вызвали недоумевающее оживление на скамейке ЦСКА, и главный тренер, как самый громкий мятежник, был наказан техническим. Поддавшись его пылкому настроению, армейцы очень сильно отошли от качественных характеристик разрушительной машины, разобравшей «Фенербахче» за две минуты.
Судейский вопрос, обсуждаемый Итудисом после прошлого победного матча, вновь поднял свою уродливую крючкообразную голову.
ЦСКА сперва сильно удивился, когда Богдан Богданович был единственным, кто оказал сопротивление армейцам в первой четверти, встав на линию штрафных 8 раз.
ЦСКА недоумевал из-за второго фола Кайла Хайнса.
И совсем уж все перестали сдерживаться в третьей четверти, когда свистки настолько участились, что на время вывели из игры самого результативного на тот момент из гостей – Андрея Воронцевича.
Итудис в этот раз был предельно скуп на выпады в адрес судей на публичном поле:
– Мы старались улучшить игру в атаке, заигрывать мяч в пост, использовать заслоны. Старались показывать арбитрам, что и мы играем достаточно хорошо, чтобы и нам давали возможность чаще пробивать штрафные. Не получилось.
Но непоследовательная работа арбитров оказалась самой обсуждаемой темой в раздевалке. Возможно, поэтому особенной мрачности после поражения не наблюдалось – скорее, понимание того, что команды оказались в не совсем равных условиях.
– Мы сделали пару ошибок. Мне кажется, арбитры напортачили со свистками. Мы из-за этого слишком сильно расстроились, позволили себе увлечься спорами, потеряли концентрацию, а они этим воспользовались, – сказал Аарон Джексон.
Игроки ЦСКА увидели в арбитре Рыжика старинного неприятеля и, когда в свистках стало сквозить нечто личное, направили энергию куда-то не туда. Небольшая растерянность, потери и необходимое время на перезагрузку лишили армейцев какого-либо пространства для маневра. Рывок «Фенербахче» казался скорее «фаталити», а не рядовым спуртом баскетбольного матча. Богданович реализовал свой единственный трехочковый в матче и повернулся к взорвавшейся арене гладиатором, который исполнил общую волю. Странные необязательные фолы вдали от кольца и последовавший за ними хаос выбили ЦСКА из рабочего ритма.
После этого случилось много всего. Итудис сначала перешел на легкую пятерку с тремя маленькими и Курбановым в качестве четвертого, а затем, найдя необходимый оборонительный запал еще и у Фридзона, и вовсе оставил четырех «малышей» – он все пытался разогнать нападение, которое в этот раз запиналось на бесконечных «показах». С конца третьей четверти ЦСКА включил сверхагрессичный прессинг и дабл-тимы против разыгрывающих «Фенера». Тактические перестановки держали гостей в игре и даже подарили шанс что-то сделать в концовке, когда от разрыва оставалось 4 очка. Нандо ДеКоло имел хорошую возможность оказаться героем, но смазал все на ключевом отрезке. И напоследок лучшие клубы Евролиги подарили азартную беготню с промахами, потерями и прочими забавностями: разве что присутствующая по-прежнему неопределенность придала ей трагикомические черты.
Странные взаимоотношения российского клуба и украинского судьи тоже не обошлись в прошлом без развлекательной составляющей и известной дозы грибов, но неопределенность в них, похоже, начала всерьез тяготить ЦСКА.
***
Отставание от «Фенербахче» в итоге составило ровно шесть очков – ЦСКА допустил с линии штрафных шесть промахов. Трибуны Улкер-Арена провели встречу на привычно оглушительном уровне: Экпе Удох искупался в фонтане народной любви, хоровые пения принуждали самих участников вынимать телефоны и фиксировать происходящее, голосистый молодой человек, всю игру разрывавший воздух воплями “F### you, DeColo», выгнал Никиту Загдая из ложи прессы в буфет.
Но дело было не в них. Хотя филигранная работа с судьями в исполнении болельщиков всегда поражает: свист протеста после каждого решения против любимой команды, дикие выпрыгивания VIP-ов на бровку, интимные разговоры по душам по время перерывов. Кажется, что внимательная к мелочам публика гораздо в большей степени концентрируется на арбитрах, чем на исполнителях.
Джексон даже поучаствовал в словесной пикировке с VIP-ами, хотя сам фактор прессинга трибун начисто отрицал:
– Да нет, никакого давления не чувствовали, просто ребята болтают, называют тебя мягкотелым, называют тебя слабаком за то, что ты обращаешь внимания судьи на нарушения. Ну, и ты им говоришь: «Сами вы слабаки, попробуйте выйти на паркет и покажите себя». Но это не то, что нас выбило из равновесия. Выбила третья четверть.
Трибуны создали антураж, судьи создали настроение. По сути же это поражение очень похоже и на предыдущее в Москве, и на вторую половину финала.
Экпе Удох и руководимая им защита «Фенера» оказывает на армейцев парализующее воздействие и очень сильно, критично ограничивает, несмотря на все разнообразие ЦСКА, глубину и любовь Итудиса к экспериментальным сочетаниям. Нигерийский гигант вновь был лучшим на паркете и фактически уничтожил угрозу от ЦСКА в «краске», а его мобильность против маленьких как раз и заставляет искать все более быстрые атакующие сочетания.
Штаб Итудиса предложил вполне работающие ответы против Диксона и Слукаса, упустил из вида способности Богдановича к раскачиванию защиты и функциям плеймейкера, но, главное, так особенно ничего и не придумал против нигерийца, едва ли не самого страшного для красно-синих игрока в современной Евролиге.
– Это поражение, конечно, очень значимое, – объясняет Джексон. – Оно влияет на наше положение в таблице, на наше настроение. Но самое главное в нем – это то, что мы сможем чему-то научиться с его помощью. Что мы возьмем из него что-то, что нам пригодится в апреле-мае.
Фото: РИА Новости/Марко Войводич
что любые свистки в пользу соперника в спорных ситуациях готовы приравнять к заговору. Нельзя ли меньше
внимания обращать на судейство и принять как данность,что в отсутствие Теодосича ЦСКА-просто рядовая
команда,способная проиграть в Евролиге любому серьезному сопернику?