Бретт Йормарк: «Прохоров и Jay-Z вместе – это очень мощная команда владельцев»
– Знаете, я вот своим друзьям говорил тут в последнее время: «Я встречусь с генеральным директором «Нетс». И все реагировали одинаково: «О, круто. А что он здесь делает?» Так вот, что вас в Москву привело?
– Несколько причин. Во-первых, наши игры должны быть на телевидении. Ведь сейчас трансляциями игр занимается НБА, и в прошлом году тут на двух каналах, «НТВ-Плюс» и «Россия-2», было показано порядка 150 матчей, а наших было немного. В этом году я еще не знаю, что и как будет распределяться. Они точно будут на «НТВ-Плюс», и я не уверен насчет «России-2». По меньше мере 30 матчей будут транслироваться в России. Конечно, главным образом – важные матчи, с сильными соперниками. Нас должно быть хорошо видно.
Это еще один шаг в глобализации команды. Мы переезжаем в Бруклин, а это глобальный рынок. Вообще, когда я пришел в «Нетс» 5 лет назад, то стал продвигать стратегию «Going global». И теперь, с приходом Прохорова, все эти процессы у нас ускоряются. Михаил хочет того же самого.
– Что помимо телевидения?
– В России у нас большие возможности для развития. Лига тоже их видит, поэтому они и открыли здесь офис. Благодаря Михаилу у России будет теперь в НБА своя собственная команда. Наши игры будут на телевидении. Мы достигли договоренности с «adidas», и наша линия будет активно здесь продаваться, в магазинах компании по всей стране. Люди будут заходить на njnets.com и следить за нами.
За пару дней в Москве у меня было больше 30 встреч с представителями самых разных компаний. Потребительские товары, банковские услуги, страховые компании, рекламные агентства. Я изучаю маркетинговую среду и бизнес-ландшафт России. Как здесь все это работает. Как здесь развито спонсорство, и созрели ли компании, чтобы становиться спонсорами, и готовы ли они присоединиться к нам.
– И кто из них готов?
– И сейчас я вижу для нас три пути развития в России. Для тех российских компаний, которые хотят развивать свой бизнес в США, мы можем стать таким “мостиком”. Помочь им сделать этот шаг и предложить наши наработки в маркетинге. Ведь, если компания приходит на новый для себя рынок, ей надо от чего-то отталкиваться. Где-то представить свои услуги или свой продукт. И я хочу, чтобы мы стали этим двигателем для российских компаний.
И в то же время есть обратная связь – здесь мы можем предложить хорошую площадку для продвижения, во время трансляций наших матчей. Американские компании, у которых есть интересы в России, могут этим воспользоваться. Многие из них уже знают нас по работе в Нью-Джерси, может быть, уже с нами сотрудничали. Они смогут использовать «Нетс», чтобы прорекламировать себя потенциальным покупателям.
Ну и местные компании в качестве спонсоров нас тоже интересуют. Потому что «Нетс» все время будут здесь на виду. Будет много телевидения, много атрибутики. Надеюсь, что наши игроки рано или поздно станут здесь более узнаваемыми. Это одна из наших целей, и первый шаг к ней мы сделаем 10-го октября. Рано или поздно местные компании дойдут до того, чтобы становиться споносорами «Нетс» и развиваться вместе с нами. Если у них нет пока большого опыта спонсирования спортивных брендов, мы поможем им. Обучим как надо это делать.
– То есть речь пока не о заключении каких-то реальных сделок?
– Нет, это была такая пристрелка, знакомство. Я встречался с разными людьми, пытался понять ситуацию. Первые выводы, которые я сделал – баскетбол в стране на третьем месте по популярности, после футбола и хоккея. Наша задача улучшить эти показатели. НБА будет делать то же самое – через свой офис в Москве. То же самое они делают в Китае и во многих других странах. И мы можем в этом помочь.
– Вообще создается впечатление, что это будет не офис НБА, а офис “Нетс” в Москве. Потому что о том, что офис лиги хотят открыть, я слышал уже много лет, а теперь, когда сделка состоялась, через несколько месяцев и офис появился.
– Нет, у нас здесь офиса не будет. Это именно офис лиги. Они очень долго искали подходящего для этой работы человека, и вот сейчас, наконец, нашли и наняли его. Просто все удачно совпало. Рынок выглядит многообещающе. Из-за Прохорова, из-за того, что мы приходим в Россию и будем здесь на виду. Это и для них, и для нас идеальный момент, чтобы сделать это шаг. Но мы, конечно, будем активно сотрудничать.
– Вы, кажется, единственный человек в офисе клуба, кто сохранил свою позицию после его продажи. Тренер уволен, президент и генеральный менеджер уволены. Это потому, что спортивное и бизнес-направление работают независимо друг от друга?
– Вообще идеологически мы очень близки. Мы части одной культуры, и бизнес-направление с большим уважением относится к спортивному, а они очень уважают нас. Для того чтобы достичь успеха, мы должны идти рука об руку. То, что хорошо для баскетбола, хорошо и для бизнеса, и наоборот.
– Нельзя начать хорошо продавать, если команда не выигрывает?
– Ну вообще ты можешь продавать веселье, хорошее настроение, но по большому счету, конечно, нужно иметь хороший продукт, тут как в любом другом бизнесе. Так вот, мне, наверное, немного повезло, что я остался в клубе. Мы познакомились с Прохоровым, с его командой менеджеров. Нам удалось как следует узнать друг друга пока, мы готовили сделку по продаже. Им, видимо, понравилось работать со мной, мне понравилось работать с ними, и тут решили ничего не менять. С нетерпением жду, как мы, теперь объединив усилия, сможем сделать более успешную команду в Нью-Джерси, а потом переехать в Бруклин и там уже создать действительно нечно потрясающее.
– Давайте теперь о том, что вы там будете создавать. Когда я говорил с Эвери Джонсоном, он очень напирал на то, что это будет совсем новая команда и новая культура. Но ведь “Нетс” за последние 10 лет два раза в финале играли...
– Переезд в Бруклин – это все-таки подразумевает серьезное обновление...
– И название ведь надо новое придумывать?
– Да, и здесь столько возможностей – все надо еще изучить...
– Мне вот “Доджерс” очень нравится. “Бруклин Доджерс” – классика!
– Ха-ха. Мы очень хорошо все это взвесим. Но в любом случае “Бруклин” – это уже очень сильное слово и замечательный бренд. Наверное, нельзя его не использовать. Ну и “Нетс” нам, в общем, тоже нравятся. И у “Нетс” есть уже совсем неплохая история. “Бруклин Нетс” это совсем неплохо. Хотя мы еще далеки от окончательного решения и особенно не торопимся. В любом случае Бруклин дает нам потрясающие возможности для развития. Бруклин – это 2,5 миллиона жителей. Куинс совсем рядом, и это еще 2,1 миллиона. Прямо под ареной пересекаются 9 линий метро. И еще железная дорога связывает нас с Лонг Айлендом. А ведь “Нетс” родились на Лонг-Айленде. Еще до вступления в НБА, мы играли в АБА под именем “Нью-Йорк Нетс”. Мы возвращаемся к истокам и можем рассчитывать на тех, самых давнишних наших болельщиков. Мы получим новых – в Бруклине, в Куинс. И те наши болельщики из Нью-Джерси, которые захотят за нами последовать, будут иметь такую возможность. Это совсем новое начало, на собственной арене… Это будет нечто особенное.
– Вы Манхэттан совсем не упомянули. Не планируете за него сражаться? Он полностью оккупирован “Никс”?
– Ну... Вот о чем я действительное мечтаю – так это о настоящем дерби. Таком большом, серьезном, принципиальном противостоянии.
– Новые “Subway Series”?
– Вот именно, противостояние между “Нетс” и “Никс” должно стать большущим событием. Чтобы в те вечера, когда мы играем в “Гардене”, или они приезжают к нам в “Barclays Center”, это было бы то, чего ждал весь Манхеттан, и весь Бруклин. Чтобы каждый мечтал попасть в такой вечер на арену, все это обуждали. Интерес к баскетболу от этого растет, и обе команды выигрывают.
– И еще, если вы называетесь “Бруклин Нетс”, то вы как бы и уходите от проблемы, как перестать быть “вечно второй командой в Нью-Йорке”. Ведь вы вроде как и не в Нью-Йорке? Вы же не станете “Метс”!
– Ну да, это должно так сработать. Это и делает нас особенными. Вы правы, все знают, что есть “Нью-Йорк Янкис”, а потом уже “Нью-Йорк Метс”. Есть “Нью-Йорк Джайнтс”, а потом уже “Нью-Йорк Джетс”. А Бруклин делает нас совсем другими. Бруклин знают во всем мире, и это уже символ. Бруклин – это сила, это целеустремленность. Так что вторыми в Нью-Йорке мы точно не будем. Это другая история.
– Раз уж про Бруклин заговорили, расскажите о Jay-Z. Что это значит иметь такого человека среди владельцев команды?
– Ну Джей вообще потрясающий. Знаете, Прохоров и его команда с ним сразу довольно близко сошлись. А я его хорошо знаю уже несколько лет. Последний год для него получился очень непростым. Ему не нравилось то, что происходит. То, как поражения сказываются на имидже команды. Но зато сейчас, когда переезд уже совсем близко, у него другое настроение.
У них с Михаилом довольно много общего. В каких-то моментах. А сейчас они смогут объединить усилия, чтобы изменить команду. Прохоров – в первую очередь победитель. Он хочет выигрывать, он будет требовать побед, и он даст команде энергию чтобы побеждать. Jay-Z может придать нашим матчам настоящий звездный статус, это тоже не помешает. Особенно в Нью Йорке. Так что Прохоров и Jay-Z вместе – это очень мощная команда владельцев.
– Что насчет предыдущего владельца, Брюса Ратнера? Он ведь не был баскетбольным фанатом, для него покупка была исключительно деловым шагом?
– Прежде всего, он, конечно, хотел перевезти команду в Бруклин, чтобы она стала сердцем его девелоперского проекта. Конечно, это был бизнес. Но он стал болельщиком, когда у него появилась своя команда. Он не пропускал домашних матчей. Он стал интересоваться всем, что делает менеджмент. Он вообще узнал о баскетболе гораздо больше, чем до сделки.
– Не пропускал домашних матчей? Просто понимаете, со стороны казалось, что команда действует в режиме строгой экономии и просто готовится к тому, чтобы переехать с минимальными потерями.
– Если оценивать ситуацию с моей позиции, мы не то что бы сильно экономили. В первые сезоны не особенно оглядывались и на потолок зарплат. И не забывайте, при Ратнере мы выменяли себе Винса Картера, и это были неплохие годы. Ресурсы, которые были нам необходимы, мы всегда получали.
Но Брюсу все карты смешали эти постоянные отсрочки начала строительства. Эти судебные иски и другие препятствия. Никто не планировал перевозить в Бруклин слабую команду. Наоборот. Но ведь одно дело – активно инвестировать в команду с хорошим будущим, и другое – финансировать то будущее, которое неизвестно когда начнется. И Брюсу понадобилась помощь. Зато сейчас получится, что каждый играет на том поле, на котором показывает лучший результат. Прохоров – спортсмен, он отлично чувствует это направление, и он получил хороший простор для деятельности, ведь у нас было столько истекающих контрактов. А Ратнер – девелопер, и он, наконец, сможет заняться развитием своего проекта и в первую очередь строительством арены.
– На баскетбол ходить он продолжит?
– Да, он уже купил себе сезонный абонемент.
– Я слышал, вы говорили Fox News, что это будет самый успешный для “Нетс” сезон по продажам. А в то же время у вас как раз сегодня на сайте висит предложение с 50-процентной скидкой на билеты...
– У нас уже было очень успешное лето в смысле продаж. Мы уже продали на 2600 сезонных абонементов больше, чем в том году. Все, у кого были абонементы год назад, продлили их на этот сезон, так что свой план мы уже перевыполнили и продолжаем улучшать показатели. Это уже было лучшее лето за то время, что я работаю в клубе. И я пока не могу найти этому объяснения. Ведь экономика еще не вернулась на докризисный уровень. И команда в том сезоне много проигрывала. Но, видимо, на людей действует то, что это теперь команда Прохорова, и они верят ему. Покупая билеты, они как бы голосуют “За”. Они понимают, что грядут перемены, и хотят быть свидетелями. У нас уже новая арена в Ньюарке, где мы будем играть 2 сезона, а потом и совсем новая...
– Слышал, что “Майами Хит” уволили весь свой отдел продаж после того, как продали все билеты на новый сезон. Как к этому относиться? Выглядит как шаг, достойный Дарта Вейдера.
– Ну мы никогда в подобной ситуации не бывали. Чтобы все билеты так разом продать. Но, если все что можно продать уже продано, можно подумать о том, чтобы дать возможность твоим работникам поискать возможности, может быть, попробовать себя на новом месте, раз на этом расти уже некуда. Вообще хотел бы я когда-нибудь оказаться в подобной ситуации, интересно, как бы поступил я? Может быть в Бруклине удастся?
– Наверное, в связи с этим новое коллективное соглашение и возможный локаут – это для вас настоящая головная боль?
– Нет, я вообще об этом не думаю. Я же не могу как-то на это повлиять. Мы работаем как обычно, и это, по-моему, единственный способ спастись. Нам вообще нельзя на это переключаться. У нас впереди интерсный и важный сезон. Много игр, игры в Лондоне, игры в Китае, визит в Москву. Так много хорошего, на чем мы можем сконцентрироваться!
– Кстати, это будут для вас домашние или гостевые игры?
– Домашние. Две домашние игры. У нас там будет перед этим небольная пауза, чтобы все подготовить. В Лондоне потрясающая арена, там можно устроить отличное шоу. К тому же мы сыграем перед нашими партнерами из банка Barclays. Мы ведь уже играли там предсезонку с “Майами Хит”, это было очень круто.
– Да, я же был на той игре. И места у меня были очень хорошие...
– Отличный получился матч.
– Да, вот только результат... в овертайме...
– Так мы же выиграли!
– Ах да. Я тогда за “Майами” болел.
Согласен с тобой. Но главное, что в Россию не вложат ни копейки... .
http://www.sports.ru/tribuna/basketball/teams.html?view=favourite
Почему не рад приходу?