ЦСКА проиграл два раза подряд. Как так?
ЦСКА самоустранился от борьбы в Белграде. Sports.ru - о том, чего не хватило.
«Звезда» играла перед 20-тысячными трибунами, ЦСКА – после новогодней вечеринки
ЦСКА начал в Белграде как обычно:
Промах – быстрый отрыв Йовича.
Фридзон путается в быстрой атаке и не забивает из-под кольца – трехочковый Дженкинса.
Потеря Теодосича – Дженкинс улетает в отрыв
0:13 для ЦСКА уже не удивляет. Согласно секретному циркуляру Жорди Бертомеу, самому богатому клубу не разрешается начинать игру до того, как разница превысит 10 очков.
Все доселе невиданное произошло дальше. Постепенно начали закрадываться сомнения – затем уже оформляться и становиться крепче – превращаться в устойчивое подозрение – и наконец, сменяться уверенностью: ЦСКА провел худший матч при Димитрисе Итудисе, выйдя на паркет «Комбэнк Арена» с совершенно иным настроем, чем хозяева. Чисто на энергетическом уровне соперники выглядели по-разному: с одной стороны, дерущиеся на щитах, не дающие никакого простора сербы, с другой, команда даже с разным уровнем физической готовности, не говоря уже обо все остальном. «Црвена Звезда» вышла на пик, одержав вторую победу подряд над фаворитом Евролиги, ЦСКА впервые за долгое время уступил два раза подряд и завершил нестабильный, отмеченный потерей лидеров и радикальной сменой игрового образа декабрь вот такой сонной игрой.
«Звезда» выиграла борьбу за подборы – 36-31, заставила совершить 19 потерь (12 перехватов у хозяев) и выбила чемпионов из ритма жесткой, работающей на заряде переполненных трибун защитой. А дальше уже бежала и резвилась в отрыве. ЦСКА уступил и по очкам в быстрых атаках – 6:24, и по атакам второго шанса – 4:8.
У ЦСКА на все это был лишь один аргумент: скорость Арона Джексона. На фоне 20 тысяч глоток и энергетики ревущего зала, а также как будто угорелых парней в красно-белом это выглядело так, будто человек с помощью одних ладоней пытается бросить вызов водяной мельнице. Источник мощности подвел.
Провалились почти все
В игре с «Маккаби» Итудис сделал интересную вещь в последнем владении – отдал решающий бросок Кайлу Хайнсу, который просто продавил всех под щитом. Когда я спросил его об этом, тренер ЦСКА подчеркнул, что дело совсем не в центровом, а в том, кто создает благоприятную для атаки ситуацию.
В данном случае проблема еще более сложна. С одной стороны, у ЦСКА явно отсутствовали созидатели. С другой, даже при не самом, мягко говоря, выразительном нападении армейцы не реализовали огромное число открытых атак или атак из-под щита. Поэтому решать проблему «курица-яйцо» не имеет смысла.
ЦСКА фактически отказался от привычного вида нападения.
Выпали все атакующие защитники: Фридзон не получал никакого простора и не мог обыграть, ДеКоло не выглядел готовым, больше находился в тени, мазал свои стандартные броски и в конце настолько расстроился из-за себя, что начал пихаться с сербами, Хиггинс вообще был не похож сам на себя (и совсем не потому, что подстригся).
Но, наверное, важнее всего – то, что происходило с Теодосичем, до травмы взвалившего на себя всю атаку ЦСКА. То ли серб так и не оправился, то ли его слишком хорошо знают в Белграде, но заинтересованно-воодушевленным он казался лишь в тех моментах, когда спорил с судьями – как Дженкинс и Йович его встретили жестким прихватом, так он и не смог от них отмахнуться. У Теодосича шесть потерь, но гораздо хуже то, что у него не получалось давать импульс остальным. Функции генерала на площадке полностью отошли к Джексону, но американец сконцентрирован на меньшем количестве вариантов. Пик-н-ролл, проход, скидка на Воронцевича под три или на «большого» – в принципе, работали, и поэтому Итудис продержал его больше 30 минут, но это лишило нападение какого-либо разнообразия.
Это только половина.
Вот так выглядит карта двухочковых бросков ЦСКА: соотношение попаданий и промахов в «краске» составляет 13 к 12, чуть больше 50 процентов. У «Звезды» еще хуже, и все же в глаза эти несуразные моменты особенно бросались.
Несколько подобных мелочей могли повлиять на итоговый результат. ЦСКА упирался вплоть до середины четвертой четверти, когда при отставании в «-6» Кайл Хайнс промазал оба штрафных и даже получил право на еще один из-за заступа. На этом моменте силы окончательно закончились.
Итудис не смог перестроиться по ходу игры
ЦСКА почти вернулся с «-15», но переломить игру не смог. Итудис приучил к тому, что всегда выводит команду из нокдауна за счет глубокой ротации, вариативной атаки и все новых джокеров. И все это было и в Белграде: Курбанов добавил новое измерение для нападения своими выходами в усы, где защитники у него двигались в замедленной съемке, Воронцевич вышел чрезмерно агрессивным и порадовал не только дальними попаданиями, но и проходами под кольцо, Джексон получил больше свободы и выступил в качестве лидера, а Хайнс с Огастином в какие-то моменты научились останавливать сербские пик-н-роллы. Только из проблесков, из перестроений не получилось тенденции.
Возможно, где-то не хватило глубины – когда в пятерке есть лишь один обостряющий игрок, система драйв-н-кик не работает. Возможно, ЦСКА с его маленькими пятерками уже хорошо изучили, и без полноценных ДеКоло и Теодосича, европейских звезд (то есть игроков, которых можно остановить, лишь жертвуя чем-либо), армейцы не могут выйти на высший уровень. Возможно, Итудис слишком увлекся экспериментами: не предоставил больших возможностей энергии Никиты Курбанова, не нашел идеальной пары «больших» одновременно для защиты и атаки, слишком много дал времени ДеКоло и продолжил упорствовать в своей иногда подозрительной уверенности в Милоше.
«Это очень болезненное поражение, но оно даст пищу для размышлений и мне, и игрокам».
По наблюдениям со стороны, грек гораздо больше и смелее идет на эксперименты с составом и ротацией во время выездных матчей. Евролига изменила формат и постепенно учит относиться к поражениям иначе – есть турнирная стратегия, понимание того, что выиграть все невозможно, и теперь все более походит на НБА: проигрыши – не повод для болельщицкой истерики, а скорее информация для внутреннего потребления. В НБА в таких случаях часто говорят, что поражения даже полезнее, так как заставляют работать над ошибками.
Фото: РИА Новости/Михаил Сербин
И это кстати первый за очень долгое время блеклый матч Милоша. Даже с Фенербахче он, хотя и провалил овертайм, всю игру тащил.