1 мин.

Деритесь за жизнь. ЦСКА дожал «Маккаби» в Тель-Авиве

Новый выездной триллер армейцев – с первого ряда.

– Есть разные способы побеждать. Наверное, это не лучший, но вот так получилось.

Димитрис Итудис очень сильно задержался на послематчевую пресс-конференцию и, наверное, поэтому с журналистами говорил исключительно в пафосном ключе. Ну, или на подтексте.

– Мы довольны тем, что сохранили командное единство. Сегодня MVP был весь ЦСКА. Без ДеКоло. Без Теодосича. Мы победили. Это знаковая победа.

ЦСКА прилетел в Тель-Авив без двух лучших игроков Европы и мог рассчитывать на поблажку в глазах кого угодно, но только не главного тренера. Но, видимо, все, что накипело у него за первую четверть, он предпочел произнести за закрытыми дверьми.

– Они хотели доказать, что у них хорошая команда, что они могут играть с нами, и поначалу смутили нас, – объясняет Арон Джексон.

Чернокожие парни «Маккаби» постарались компенсировать отсутствие уволенного главного тренера неожиданной концентрацией и единовременным приложением всех усилий.

Сложнее всех пришлось Андрею Воронцевичу, против которого вышел более подвижный на ногах, но при этом не дающий себя продавить Девин Смит. Это противостояние стало определяющим для первых минут: армейский форвард терялся в плотной опеке на периметре, не успевал выбросить, не мог обострить. И, потеряв создающего пространство игрока, остановилось и все нападение. ЦСКА не находил открытых бросков, а плохие, из-под опеки, и вовсе вывели драматичность на привычный высший армейский уровень. «Маккаби» подбирал вообще все и улетал в любимые отрывы. Если и есть в Европе команда, которой такие вещи нельзя позволять, то вот это была она, прямо перед парнями Итудиса. За первую десятиминутку гости пропустили 31 очко, 25 очков за первую половину были набраны после быстрых атак. По подборам ещё показательнее: 3-14 – оба «больших», которые допустили такое, присели до конца матча.

– Это проблема тактическая, – уточнил Итудис. – Но вы тоже играете не сами по себе, против вас соперник, который хочет многое доказать, хочет показать, что их рано списывать, что они заслуживают внимания. Мы проигрывали подбор и позволяли набирать легкие очки. В первой четверти разница по подборам – 14-3. Из этих трех два взял Никита. Я им сказал: «Где моя команда? Что, только Никита остался?»

***

Между самим поводом для пафосных речей и стартовым провалом было и еще что-то очень странное. Итудис попробовал реанимировать атаку привычной маленькой пятеркой и выпустил Фридзона вместо Курбанова, но к этому «Маккаби» был готов. Вышедший Виктор Радд добавил и подвижности и делал так, что «желтые» легко находили размены и оставляли «большого» против одного из армейских защитников.

Итудис ответил так, что к этому оказались не готовы уже сами его подопечные. Был ли это эксперимент над коллективом, неудачный ход или просто удивительная фантазия, но бороться с отсутствием отскоков вышли одновременно Хряпа и Антонов при присутствующем тут же Хайнсе, а необходимость дать отдых Хиггинсу и Джексону привела к оформлению дуэта из братьев Кулагиных. Подборы появились, но исчезло все остальное: крайним оказался Дмитрий Кулагин, которого словно подставили – в условиях стагнационной атаки он пытался что-то выдумать в одиночку, но разве что организовал небольшой кирпичный завод с кустарным производством. Грек терпеливо следил за этими мучениями и решил их все же прервать, когда Кулагин получил неспортивный, а разница достигла «-18».

***

Даже если Итудис оплошал и сам, мощный шлепок по тревожной кнопке в итоге помог разобраться и найтись. Жизнеспособность этого ЦСКА такова, что хочется проверять всеми известными европейскому баскетболу стрессовыми тестами.

Михаил Кулагин не очень интересно выглядел в качестве первого номера, но остался на паркете уже без брата, в качестве снайпера на слабой стороне. Джексон во втором пришествии выступил уже более агрессивно, его двойки с Хайнсом – вариант более обкатанный и надежный, чем пока что-то туманное с Фрилэндом, Фридзон устрашает все защиты уже одним выходом, так что младший брат решил, что более комфортных условий для его лучшей игры в Евролиге на данный момент может и не быть. Без «сквозняков» не обошлось, но попадать Кулагин начал в самый нужный момент и помог раскрыть защиту «Маккаби». Едва ли не впервые Кулагин не просто тратил все силы на преодоление физически более сильных соперников, а уже прямо вот играл.

О еще одной находке с Итудисом получился многозначительный диалог:

– Справедливо ли думать, что в ближайшее время можно будет увидеть Семена Антонова в старте?

– А это вообще важно?

– Справедливо ли думать, что Семен Антонов претендует на то, чтобы считаться самым ценным четвертым в команде сейчас?

– Важно лишь то, что Семен Антонов – игрок ЦСКА. Важно то, что его действия говорят сами за себя. Только его действия. Он сам сохраняет молчание. Он работает молча, но его успехи вызывают шум. Саймон готов сделать все для команды – совершить четвертый, пятый фол. Поэтому я считаю, что сегодня MVP  – это не два, три человека, а весь ЦСКА, вся команда. Я им сказал: «Мы должны забраться на гору. Пусть это будет Олимп, пусть это будет Эверест»... Оказалось, что скалолазы у нас есть.

Семен Антонов вышел в начале третьей четверти вместе с Огастином и исправил все, что не работало у ЦСКА в первой половине. Центровой ловчее смотрелся в защите против пик-н-роллов, а форвард делал все – успевал за «маленькими» при переключениях, страховал и нисколько не стеснялся Смита на другой стороне. К трехочковым еще и Саймона «Маккаби» оказался психологически не готов. Каждая его плюшка подрывала уверенность хозяев и разносилась по залу коллективным вздохом. Всего их было три – когда ЦСКА вернулся в игру и вышел вперед, «Маккаби» потребовалось какое-то время, чтобы прийти в себя. В течение нескольких атак «желтые» просто выбрасывали мячи в аут едва ли не сами. Концовка началась еще в середине третьей четверти.

***

Домашние матчи «Маккаби» начинают с гимна клуба: пока трибуны распеваются, игроки, стоящие еще в подтрибунном помещении, выводятся на экран: кто-то разминается, кто-то медитирует. Сонни Уимс просто танцевал что-то невнятное и будто пытался проснуться. Для бывшего армейца, выдворенного Итудисом, матч вроде бы обязан был стать знаковым событием всего сезона. Должны же быть у него и другие жизненные приоритеты, помимо увольнения тренеров.

Уимс так и не проснулся.  Мало того, что подкачал сам – умудрился завершить игру с отрицательным показателем эффективности и 6 потерями при 3 промахах и 0 очков. В итоге форвард утащил за собой и остальных. Внутреннюю борьбу за звание альфа-самца нельзя было прервать, так что слаженные коллективные усилия в первой четверти перешли в предсказуемую пальбу в заключительной: Гаудлок вышел победителем, но мяч чаще оставался у Уимза – тот мазал и от переизбытка желания штамповал однообразные потери, связанные с техническим браком.

Один момент у Уимса все же понравился.

При счете 72:69 в пользу «Маккаби» он оказался напротив Джексона и заставил ошибиться и его.

– Ну, да. Он хорошо меня знает, у нас местами получилась интересная дуэль. В том моменте он здорово отработал, молодец.

Ничего путного, правда, не вышло. В следующем же владении Уимс вновь потащил сам и поскользнулся.

***

Автобус «Маккаби» с армейцами на борту перед игрой караулила толпа человек в 50, кажущаяся еще больше ввиду ограниченного пространства.

– Мы здесь все за русских, все за ЦСКА, – интимно сообщил мне местный гражданин в красной майке. – Вот майка красная, на работу надел. Более того, смотри, носки красные.

Носки действительно были ярковаты.

Автобус подъехал, и один за другим начали появляться представители клуба, но центром движения масс оказался другой колоритный товарищ, по такому случаю сменивший кепку на пилотку.

– Наши приехали!

– Арсений, экран разверни и меня фотографируй!

– Андрюха (это вышел Воронцевич), подойди!

– Витя, Витька! (последовало совместное исполнение «Мы ЦСКА, мы победим» под одобрительную улыбку взятого в охапку Хряпы)

– Димка (появился Кулагин), иди сюда!

Болельщики ЦСКА в зале присутствовали, и их было не так мало, но разглядеть хоть небольшой островок красного в желтом море не представлялось возможным.

Желтый цвет был доминирующим. Аншлаг, бой барабанов и песнопения на протяжении 40 минут, ненависть к арбитрам и Итудису, поиск позитива в мелочах, отупляющее разочарование, когда все закончилось. То, что «Маккаби» балансирует между цирком и катастрофой, на атмосфере никак не сказывалось. Разве что проскальзывало искрами того самого «sense of urgency», понимания, что отступать больше некуда.

Перед матчем на всю трибуну разместился баннер с понятным посылом.

На последних минутах, когда соперники отвечали друг другу ударом на удар, все уже были на ногах и обращались к игрокам в паузах тоном, в котором слышались одновременно и мольбы, и угрозы.

Потери и промахи ничего не решали. В концовке нужно было «драться за жизнь»: ЦСКА тоже промахивался, тоже ошибался, тоже был далек от высших стандартов качестве ДеКоло-Теодосича. Но промахи с линии штрафных Хайнс исправлял мощнейшей игрой под щитом и вытащил очень важный подбор, проблемы с организацией Джексон компенсировал цепкостью, не раз помогшей ему вернуть отданный мяч. А затем появился Кори Хиггинс, лидер в ключевой момент. Он тоже долго натыкался на защитников, терпел, задохнулся в физической борьбе. Но затем откуда-то появилось невероятное: совершенно сумасшедший проход через толпу, два попадания со средней и такой говорящий яростный взгляд в сторону Сили. Самое важное для настоящего лидера – показывать все в ситуации на грани, даже несмотря на любые провалы, которые были до того. С возвращением ДеКоло и Теодосича динамика здесь может быть интересной.

Хиггинс закрыл почти все вопросы. Итог уже подводили тренеры: последняя комбинация от Итудиса пошла неожиданно внутрь на Хайнса, задавившего хлипкую переднюю линию «Маккаби». В ответ же предложили читаемый розыгрыш на Гаудлока – тот увидел не кольцо, а только летящего к нему после размена Антонова.

Болельщики в желтом замерли в паузе, затем выдохнули и пошли к выходу. Мужчина в пилотке встречал команду и на выходе и умудрился поцеловать едва ли не всех. Ведь весь ЦСКА – MVP. Хоть кто-то точно живет по философии Итудиса.

 

Фото: РИА Новости/Михаил Сербин (1,2); cskabasket.com/Михаил Сербин (3)