Морган Вуттен: «Для меня большая честь, что мою книгу перевели в России»
Когда звонишь 85-летнему человеку, настраиваешься на сложный разговор: чаще всего нужно повышать голос и повторять свои фразы по несколько раз, да еще и мучаешься, как разобрать его слова, тем более, на английском. Но когда говоришь с Морганом Вуттеном, забываешь о его возрасте – такой блестящий ум с годами действительно только лучше. Пока проект Михаила Прохорова «Бруклинский мост» переводил его книгу «Как стать баскетбольным тренером и достичь успеха» меня не покидало ощущение абсолютной доступности важнейшей информации. Ко всему этому добавлялась огромная влюбленность в дело автора книги – ровно то же, что я и услышал по телефону.
- Тренер, я обратил внимание, что это третье издание вашей книги, а первое вышло 25 лет назад. Что мотивирует вас вносить правки в и без того известную книгу?
– Понимаете, игра меняется, и мы как тренеры не можем это игнорировать. Тренер не может переставать учиться, я много рассуждаю об этом в нашей книге. Если ты работаешь с детьми (а наша книга, прежде всего, для школьных тренеров), то ты должен быть не старее, но опытнее и будто бы моложе. И баскетбол в этом очень помогает – к примеру, я хорошо помню времена, когда еще не было трехочкового броска. Мы, в нашей школе ДеМата, по сути, изобрели фол в нападении, потому что именно мы научили наших ребят так играть в защите и стали обращать внимание судейских комитетов на такие моменты.
- В США вы великий тренер, в России о вас, возможно, не так хорошо знают. Расскажите немного про свою карьеру.
– Почти 50 лет я работал тренером в ДеМата – одной из лучших баскетбольных школ в США. Мы 5 раз выигрывали национальный чемпионат, 22 раза становились чемпионами штата. Я думаю, это говорит многое о моей карьере. Но еще лучше за меня скажут мои бывшие игроки, практически большинство из которых по-прежнему регулярно звонят или навещают меня.
- Тренерами в НБА оказываются единицы, но часто приходится слышать, что на уровне школ и колледжей еще полно отличных тренеров. Почему же вам не довелось поработать с более старшими игроками?
– У меня было много приглашений: Университеты Северной Каролины, Джорджтаун, Дьюк. Но мне всегда хотелось оставаться для ребят нечто большим, чем просто баскетбольный тренер. И это, о чем я так часто говорю в книге. Школьный тренер – это больше, чем любой учитель для детей. Потому он регулярно общается с детьми во время их эмоциональных пиков: радости и разочарований. Баскетбольный тренер запоминается больше всех.
- Кого вы можете назвать самым успешным баскетболистом, с которым вы когда-либо работали?
– Я думаю, что назову Эдриана Дэнтли, у него была отличная карьера в НБА. Но опять же, вы позвонили не тренеру НБА, а школьному тренеру. Поэтому я могу до бесконечности называть имена своих учеников, которые стали потрясающими профессионалами в других сферах и просто отличными людьми. Это главный успех в моей карьере, потому что мы никогда не ставили баскетбольные победы выше важности развития человека.
- Многие игроки уже после школы хотят отправиться в НБА, им это не позволяет сделать лишь необходимость провести хотя бы год в колледже. Значит ли это, что их так хорошо тренируют в школе?
– Талантливые дети были и будут всегда, и это часть того, почему американская баскетбольная школа лучшая в мире. Но меня всегда больше интересовал вопрос, что будет с этими людьми после баскетбольной карьеры. Поэтому мы всегда подчеркивали такой порядок приоритетов для школьников в нашей работе: Бог, семья, школа, баскетбол. Все остальное, в том числе деньги, должны быть после этого. И если ученик будет следовать этим принципам, то у него гораздо больше шансов преуспеть во всех пунктах включая последний.
- Джон Вуден говорил, что не знает тренера лучше, чем Морган Вуттен, на любом уровне. Вам льстит такая оценка?
- Такое забавно слышать от тренера Вудена – он просто не может так говорить о себе. Но я понимаю, что у меня больше опыт работы, и им я пытался поделиться в книге.
- Чем вы занимаетесь сейчас?
– Я не тренирую с 2002-го года, но по-прежнему остаюсь частью жизнью ДеМата и являюсь послом этой школы по Америке и вообще всему миру. Вот теперь, к примеру, о ней узнают в России.
- Вы вообще что-нибудь знаете о российском баскетболе?
– Тимофей Мозгов из России? Тогда знаю! Он был игроком потрясающей команды!
- Если бы 20 лет назад вам сказали, что вашу книгу переведут в России, как бы вы отреагировали?
– Я был бы крайне удивлен. Но я уважаю тренеров по всему миру, и уверен, что в России тоже много отличных тренеров и прекрасных людей, которые готовы заняться этой работой. Но они должны помнить, что дети не прощают нечестности, поэтому если вы не выкладываетесь полностью в этой работе, то никогда в ней не преуспеете. И я говорю даже не про победы на площадке – я говорю про людей, которых вы воспитываете при помощью этой невероятной игры. Будьте открыты для детей, никогда их не унижайте и не издевайтесь, влюбляйте в баскетбол, и будьте тренером, в чьи руки вы хотели бы отдать собственного ребенка. Я желаю вам удачи!