33

Борислав Гуляев: «Потолок зарплат в клубах означает потолок доходов РФБ»

Единственный в России специалист по спортивному маркетингу с опытом работы в женской НБА Борислав Гуляев, в настоящий момент помогающий «Хит» налаживать связи с русскоязычной общиной Майами, рассказал о деловой составляющей баскетбола и проанализировал состояние дел в России.

«Какие деньги можно выручить от восьми домашних матчей в сезоне, даже если мой клуб играет на семитысячной арене? Первое разумное предложение – новая схема розыгрыша, чтобы домашних матчей было хотя бы 25–30, причем с равномерной загрузкой. Для сравнения: в НБА команды играют в сезоне 82 матча, из них ровно половину дома, плюс плей-офф. Российские матчи плей-офф, которые все проходят в один день в одно и то же время, – это нонсенс как для болельщиков, так и для телевизионщиков. Календарь надо выстраивать так, чтобы вместо погони за еврокубками повышать престиж национального чемпионата. Второе разумное предложение – потолок зарплат (со штрафами за его превышение), чтобы повысить уровень конкуренции в лиге и, соответственно, интерес к ней. Третье: если не можем создать собственный телеканал, надо хотя бы выгодно продать телеправа, рекламные статусы и площади – и разделить прибыль между всеми клубами.

Клуб сам по себе прибыльным быть не может, даже будь он сверхпопулярным. Для этого он должен находиться в составе лиги, которая организует для клубов-участников единое экономическое, маркетинговое, правовое и информационное поле, лиги, которая устанавливает единые для всех ограничения расходов и помогает с доходами, то есть представляет собой устойчивую бизнес-систему. Если владелец клуба – частное лицо, и все заточено под получение дохода. В России же известны случаи, когда клуб платил болельщикам, чтобы те пришли поддержать команду. Это российское ноу-хау – верхняя планка идиотизма в спортивном маркетинге.

В российских детских спортшколах 1733 баскетбольных отделения, которые ежегодно выпускают более 10 тысяч молодых игроков. Однако прошлым летом наши молодежные сборные – как юноши, так и девушки – провалились на всех чемпионатах мира и Европы, а национальная сборная постоянно испытывает дефицит исполнителей во всех линиях. Россия докатилась до натурализации иностранцев. В клубах 30% игроков мужской суперлиги и 21% женской – это варяги, которые забирают до 80% игрового времени у отечественных талантов. Основная проблема в системе, при которой государственное финансирование школ зависит не от количества выращенных ими талантов, а от мест, занятых их командами на соревнованиях. Стремление добиться нужного результата – и через него финансирования – любой ценой порождает и фальсификацию паспортов игроков, и «работу» с судьями, и черный пиар в СМИ. Главной целью работы спортшкол должна быть подготовка игроков, права на которых купят профессиональные клубы. Чем больше нашли и вырастили будущих звездочек, тем больше получили на расчетный счет и школа, и тренер. Своего рода ферма – как у сербов или литовцев. А у нас все сводится к количеству – игр и спортсменов, – которое никак не переходит в качество. Чтобы заработали экономические стимулы, – лигой должно быть организовано прозрачное трансферное пространство, необходимо выработать правила продажи прав на игроков. А госфинансирование спортшкол должно быть не более чем средством укрепления их материально-технической базы или компенсации расходов на участие в соревнованиях.

Из интервью президента РФБ Чернова узнал, что ему не важно, сколько команд будет участвовать в чемпионате России. Гораздо важнее, чтобы никуда не делся ВТБ, на средства которого они собираются проводить новые турниры. Для выхода на самоокупаемость клубы должны сократить свои расходы, а это напрямую повлияет на доходы федерации, которую эти клубы содержат. Потолок зарплат в клубах означает потолок доходов РФБ. Характерно заявление Чернова, до недавнего времени руководителя суперлиги о том, что «в России нет предпосылок и рычагов для создания коммерческой лиги». При таком подходе ее не будет никогда. Нынешний чемпионат России – увлекательное соревнование «кто больше потратит денег». Вот Михаил Прохоров и перевел инвестиции из ЦСКА (где он терял не менее 30 миллионов долларов в год) в НБА (где с толковым маркетологом он сможет зарабатывать не менее 100 миллионов). Рассчитывать на федерацию наивно: клубы и их собственники должны понять, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – рассказал Гуляев в инервью Русскому репортеру.

Рекомендуем
Комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий
Главные новости
Последние новости