0

Римас ГИРСКИС: Работать в России так же интересно, как в Америке

''Послезавтра в чемпионате России по баскетболу, возможно, будет поставлена точка: в Казани и Саратове пройдут третьи матчи финальных серий за золотые и бронзовые медали. Как и год назад, золото делят пермский "Урал-Грейт" и казанский "Уникс", Сергея Белова и Станислава Еремина. Если действующему чемпиону место в финале досталось в полуфинале с "Автодором", то "Униксу" пришлось сломить отчаянное сопротивление "Локомотива" Анатолия Сухачева. Впрочем, не только Сухачева. В равной доле заслуга в повторении лучшего результата клуба в истории российских чемпионатов (место в топ-квартете) и выходе в финал Кубка Корача принадлежит литовскому специалисту Римасу ГИРСКИСУ. С тренером-легионером, известным в баскетбольной среде еще по работе с вильнюсской "Статибой" в чемпионате СССР, побеседовал корреспондент "Известий" Евгений ЧЕЖЕГОВ.

У американцев дрожали руки

-- Литовский баскетбол последних лет ассоциируется у нашего болельщика с двумя событиями: победой "Жальгириса" в Евролиге-98 и Олимпийскими играми в Сиднее, где сборная Литвы едва не обыграла американскую "Дрим Тим". Почему дрогнули -- неужто испугались?

-- Когда матч окончился, президент ФИБА Станкович сказал президенту Федерации баскетбола Литвы Павилонису: "Такой игры в вашей истории уже может не быть". И он был прав. Теперь американцы будут гораздо серьезнее относиться к европейским командам, так как они поняли, что уровень баскетбола в мире подравнялся и голыми руками уже никого не возьмешь. Возвращаясь к игре, скажу, что причина нашего поражения была даже не в том, что мы испугались -- мы играли достаточно уверенно и свободно на протяжении всей встречи. Неплохо провели первую половину, а во второй даже вышли вперед. Но сказалась неопытность литовских игроков. Молодого Шишкаускаса, который из трех штрафных в концовке реализовал только один. Тиминскаса, отправившего передачу через зону, в которой находился высоченный Кевин Гарнетт. Кроме того, дрогнули и судьи, позволившие американцам делать в нашей трехсекундной зоне все, что те хотели. Наверное, и арбитры, как и американские тренеры, испугались, что может произойти невероятное. Потому и не свистнули один-два стопроцентных фола со стороны сборной США. Все эти факторы в сумме и позволили "Дрим Тим" спастись. Ну а то, что промахнулся решающий трехочковый Ясикявичюс, -- это американцам улыбнулось спортивное счастье. Зато сейчас Ясикявичюс стабильно попадает решающие трехочковые в Испании, где выступает за "Барселону". (Смеется.)

-- Полагаю, вы отдали бы многое, чтобы Ясикявичюс тогда не промахнулся?

-- Конечно. Вся Литва, да и, думаю, Россия болела за сборную маленькой прибалтийской страны, а не огромной Америки. Даже сейчас, спустя почти два года, я время от времени вспоминаю тот полуфинал, просматриваю видеозапись. Чем дальше тот день, тем сильнее понимаешь, какую возможность мы упустили. И тем отчетливее всплывают в памяти мелкие детали матча. Как, например, переживали тренеры сборной США Руди Томьянович и Ларри Браун. У Томьяновича после сирены так дрожали руки, что он не мог попасть сигаретой в рот. А у меня и моих коллег, когда мы вышли покурить, руки не дрожали. Значит, не такие мы и слабые? (Улыбается.)

-- Несмотря на поражение, литовцы доказали, что с "Дрим Тим" сегодня можно играть как минимум на равных.

-- Безусловно, матч против США был потолком возможностей нашей сборной. Ведь, если вспомнить, нас не очень принимали в расчет, говорили о том, что без Сабониса, Карнишоваса и Илгаускаса Литва не столь опасна. На деле же мы очень долго и серьезно готовились к Сиднею, с каждым матчем прибавляли. Перед игрой с "Дрим Тим" на групповой стадии тренерский штаб (в него входят ассистенты Йонаса Казлаускаса Хомичюс, Сирейка и я) прислушался к советам нашего давнего приятеля Донни Нельсона из "Голден Стэйт Уорриорз", который прекрасно знает американскую команду. Честно говоря, его советы пришлись нам не по душе, но главный тренер взял их на вооружение. И мы вчистую проиграли. Перед полуфиналом Хомичюс, Сирейка и я уже активно отстаивали наш вариант защиты против американцев, упор в котором сделали на противодействии быстрым отрывам сборной США. И эта система сработала: американцы провели минимум скоростных атак. Мы выполнили почти все из того, что задумали, и я считаю, что тот полуфинальный матч против США был вершиной наших тренерских карьер. Во всяком случае, моей.

-- Как распределяются функции между тренерами сборной Литвы?

-- Мне очень нравится, что у нас не существует жесткого распределения ролей. На каждую игру каждый ассистент получает отдельное задание. Это не позволяет сидеть на месте, не надоедает. Голова постоянно работает и генерирует свежие идеи. Потом высказываем свои мнения, и главный тренер на их основе принимает решения.

Евролига была "Локомотиву" по силам

-- Каковы главные впечатления от России и российского чемпионата?

-- Многое за последние годы изменилось в России к лучшему. Но и неудобств хватает. Особенно меня поражает "Аэрофлот": его старые самолеты, в которых совсем нет места; бесконечные очереди и паспортные контроли в аэропортах, на которых приходится выстаивать по часу. Для решения этих проблем надо, по-видимому, провести через эти очереди президента России. Может, тогда наведет порядок. (Смеется.) Что касается непосредственно баскетбола, то условия здесь очень хорошие, жаловаться грех.

-- Появление в "Локомотиве" Эурелиюса Жукаускаса -- ваша работа?

-- Когда перед сезоном у нас зашел разговор с Сухачевым об игроках и, в частности, о центровых, я предложил Анатолию попробовать Эурелиюса. И сейчас очень рад, что в нем не ошибся. Скажу больше: именно в "Локомотиве" Жукаускас сумел раскрыть свой потенциал и заявить о себе как об одном из лучших центровых Европы.

-- Нетрудно заметить, что игровой почерк "Локомотива" схож со стилем, характерным для литовских клубов: команда неплохо действует в позиционных атаках и часто бросает.

-- Это так, но мне хотелось бы, чтобы "Локомотив" играл в настоящий литовский баскетбол -- более дисциплинированно, более организованно в ситуациях "один на один", "два на два". Но у нас очень сложный коллектив. Два американца, два югослава, один литовец и несколько российских ребят. Каждый из них со своей школой, со своими привычками, и сделать команду из них не так просто.

-- Наличие в команде американцев Фармера и Робинсона не усложняет взаимоотношения в коллективе?

-- С американцами, конечно, есть проблема, и проблема большая. Каждый из них -- большой любитель поиграть на статистику, хотя и уверяет тебя, что действует в интересах команды, а цифры ему неинтересны. Это не так. Первым делом после любого матча они смотрят на свои проценты. Любят играть помногу, не слишком утруждают себя в защите. Типичные американцы, одним словом. Сложно с ними. "Локомотиву" они, конечно, помогают, но я знаю, что могут играть сильнее. Тот же Робинсон, по моему убеждению, самый талантливый и индивидуально сильный игрок в чемпионате России в своем амплуа.

-- В этом сезоне "Локомотив" вышел в финал Кубка Корача. Как выглядела бы команда в Евролиге?

-- Прежде всего хочу подчеркнуть, что выход "Локомотива" в финал Кубка Корача -- огромный успех для российского баскетбола. И поражение от "Нанси" ни в коем случае не должно преуменьшить это достижение. Что касается Евролиги, то уверен, что "Локомотив" выглядел бы в ней вполне достойно. Потому что ряд клубов, участвующих в Евролиге в этом сезоне, попал в нее за былые заслуги, а не по спортивному принципу. Ту же "Альбу", например, мы громили на сборе в Турции. Поэтому последними в Евролиге точно не были бы. Ну а чтобы претендовать на успешное выступление, нам, конечно, следовало бы усилиться.

Китайцы -- народ странный

-- Позапрошлый сезон вы провели в Китае, стране, которая не является законодателем мод в мировом баскетболе, но время от времени открывает таких игроков, как центровой "Даллас Мэйврикс" Ван Жижи. В чем специфика китайского баскетбола?

-- Работать в Китае было сколь интересно, столь же и сложно. Там все не так, как у нормальных людей. Китайцы -- странный народ: создают проблемы там, где не нужно. Конечно, уровень китайского чемпионата гораздо ниже российского. Поэтому, наверное, не случайно я принял приглашение "Локомотива" -- хотел посмотреть на Россию; как она выглядит после стольких лет. Хотя, не скрою, у меня хватало других предложений из европейских стран.

-- Вы заслуженный тренер Литвы, а работаете в России. Неужели вам не предлагали поработать с самой титулованной командой страны, "Жальгирисом"?

-- Такое предложение я действительно получал, но давно -- в начале девяностых, когда из Литвы уехали все звезды: Сабонис, Марчюленис, Хомичюс, Куртинайтис, Карнишовас. Тогда по понятным причинам отказался: будущее литовского баскетбола, как и российского, было в тумане. Предпочел поработать в Чехии. Когда же в 2000 году из "Жальгириса" ушел Йонас Казлаускас, обо мне уже не вспомнили. Его место занял Альгирдас Бразис.

-- Ваш тренерский период в "Статибе" совпал с расцветом Шарунаса Марчюлениса. Какие воспоминания остались о нем?

-- Шарунаса я первым из тогдашних советских тренеров отправил в Америку. Поверьте, это далось очень непросто. Руководство советского баскетбола боялось отпускать спортсмена, боялось ответственности. Тем не менее Марчюленис уехал в "Голден Стэйт Уорриорз". Сотрудничать с ним было приятно. Конечно, на тренировках Шарунас не любил вкалывать, как это делали другие ребята, но за счет своего уникального таланта и без того творил чудеса. С ним было интересно не только тренерам, но и партнерам. Марчюленис -- игрок от природы. Даже если он выходил на паркет смертельно уставшим после долгого перелета со сборной или в период акклиматизации, с ним никогда не было скучно. Шарунас из тех, о ком говорят: прирожденный лидер. Он не умел проигрывать, был игроком до мозга костей. "Статиба" не задавала тон в чемпионате СССР, но благодаря Марчюленису нам удавалось выигрывать такие матчи, какие в принципе мы не должны были. Уникальность его еще и в том, что у него были невероятно быстрые руки. Тем не менее, когда Шарунас приехал в "Голден Стэйт", главный тренер команды Дон Нельсон нанял для него специального тренера, который придумал ряд упражнений для еще большей ловкости рук Шарунаса. Они хотели, чтобы он был лучшим в лиге по перехватам. И Марчюленис этого добился.

Югославские тренеры не лучше, а раскрученнее

-- Римас, ваше появление в России (вслед за Эндрияйтисом, Хомичюсом, Паулаускасом) продолжает доказывать, что литовская тренерская школа здесь пользуется большим авторитетом. Как относятся к этим командировкам в Литве -- косо не смотрят?

-- Нет, сейчас об этом не идет и речи. Это когда Владас Гарастас после развала Советского Союза продолжил работать со сборной СНГ, его в Литве очень сильно критиковали. Сейчас эти критики-дураки замолчали. Россия -- такая же нормальная страна, как и Америка или европейские страны, и если в Россию приглашают специалистов из Литвы, значит, литовский баскетбол получает международное признание. Этим надо только гордиться. Для России иностранные специалисты тоже нужны, ведь они делятся своим опытом.

-- А в России есть тренер, за которым следите с особым пристрастием?

-- Конечно, есть. В современном баскетболе информация выходит на первый план -- чем лучше ты ориентируешься в информационном пространстве, тем больше шансов выступить удачнее. В России мне особенно нравится работа Станислава Еремина, команды которого -- как клуб, так и сборная -- играют в очень современный баскетбол. Привлекает работа Валерия Тихоненко, который уже во второй год показывает свежие идеи. Ему удалось сохранить лучшие качества ЦСКА союзных времен, игравшего в очень быстрый баскетбол. Сегодня ЦСКА -- самая быстрая команда не только в России, но и в Европе. Остановить его невозможно, поэтому любой соперник ЦСКА, если он хочет переиграть армейцев, должен суметь замедлить темп игры. Нам в этом сезоне это несколько раз удалось.

-- Почему сильной тренерской школе Литвы до сих пор не удается проложить дорогу в ведущие чемпионаты Греции, Испании, Италии, Турции?

-- Из-за нездоровой конкуренции со стороны югославских тренеров, которые имеют отличные связи в этих чемпионатах и занимаются протекционизмом. Почему, например, лучший тренер Европы 1998 года Йонас Казлаускас, выигравший с "Жальгирисом" Евролигу, так и не получил ни одного предложения от греческих или итальянских клубов? Потому, что тот рынок держат в своих руках специалисты из Югославии. И создается иллюзия, что они диктуют тренерскую моду в Европе. Но давайте посмотрим, как работает в "Панатинаикосе" тот же Желько Обрадович. Он приходит к руководству и говорит: "Мне нужны Бодирога и Ребрача. Стоимость каждого -- два миллиона долларов. Если их не будет, меня тоже не будет". Дайте любому российскому или литовскому тренеру такие условия, когда в команде играет по пять миллионеров, -- он проявит себя не хуже. Гарантирую.

Ростов-на-Дону -- Москва

ДаШэй Гилджес-Александер
НетМайкл Джордан
ПовторитСтефен Карри
Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости