14 мин.

Финансы-2016. MLB, Запад

Вступление

10. Окленд

Стоимость – 725 млн (0%)

Выручка – 208 млн (аутсайдеры, +6 млн за год)

Посещаемость: 21 829 (- 2 907)

Игровые активы: -

Телеконтракт: 41 млн в год\ здесь и далее – в 2016 году (общий – 21\1 млрд)

- Один из самых раздражающих штампов российской спортивной журналистики – оклендский маниболл, составной частью которого всегда является закатывание глаза от успехов A’s эпохи Билли Бина, несмотря на то, что команда, дескать, играет на маленьком рынке. Интерес к бейсболу большинство авторов закончилось фильмом с участием Бреда Питта. Суровая правда в том, что менеджмент A’s сам загнал команду в такое финансовое состояние.

- До начала 90-х Giants медленно умирали в Сан-Франциско и искали варианты куда съехать, а Окленд был одним из самой успешных бейсбольных франшиз в плане побед – с 1971 по 1990 A's без всякого маниболла (но уже при активной помощи амфетаминов) принял участие в шести Мировых сериях и выиграл четыре из них. На эйфории этого праздника менеджмент A’s в начале 90-х передал Сан-Хосе в домен Giants. И это стало точкой отсчета кардинального изменения сил в Бухте. В 2000 году Сан-Франицско переехало на новый боллпарк, а Брайан Сабин, ставший генеральным менеджером Giants примерно в одно время с приходом Билли Бина, построил команды, которые четыре раза приняли участие в Мировой серии и выиграли три. Для A’s эти годы прошли в спокойной нирване маниболла. Менеджмент так и не смог выбить себе новый боллпарк, так что A’s продолжают играть на гнилом Oakland Coliseum, построенном в 1966 году и не имеющим ни очарования, ни способности справляться с давлением времени того же Fenway Park.  Последний раз он обновлялся в 1996 и с тех пор активно ветшает.

- Oakland Coliseum – это с большим запасом самый худший боллпарк MLB. Последний раз на него приходили в среднем более 30 тысяч за игру еще в 1992 году, когда A’s рулил Тони Ла Русса, а генеральным менеджером был Санди Алдерсон, с которым Mets в прошлом сезоне оказались в Мировой серии. Это и есть итоги игры в маниболл. Одна из самых славных франшиз MLB играет на разлагающемся боллпарке при полупустых трибунах.

- Истинный гений Билли Бина вовсе не в умении строить команды. За то время, что он с A’s,  даже Колорадо (см. ниже) сумели оказаться в Мировой серии. Истинный гений Бина в том, что его финансовая модель работает. Она проста – при общем росте доходности бейсбола (естественный рост цен на билеты, новые национальные телеконтракты, интернет -империя) минимум затрат на игроков и практически полный отказ на инвестиции в инфраструктуру. Итог – одна из самых высокоприбыльных команд. За последние 10 лет A’s ни разу не оказались в минусе. Только за прошлый год Окленд получил операционную прибыль в размере 32,6 млн. Общую прибыль за последние 10 лет можно оценить в 200 млн. (см. Сан-Франциско)

9. Колорадо

Стоимость – 860 млн (+7%)

Выручка – 227 млн (середняки, +13 млн за год)

Посещаемость: 30 948 (- 2 142)

Игровые активы: Нолан Аренадо

Телеконтракт: 20 млн в год (общий – 10\0,2 млрд, серьезно)

- Coors Field, боллпарк Колорадо, - один из самых больших в бейсболе. Он рассчитан на 50 тысяч зрителей. На старте франшизы его заполняемость превышала 90%. С 1995, дебютного для стадиона, по 1998 года средняя посещаемость за сезон не была ниже 46 тысяч. В 1999 году она упала до 42 тысяч, и Колорадо последний раз в своей истории был самой посещаемой командой в NL.

- Следующий скачок интереса в Денвере к бейсболу был зафиксирован после похода в Мировую серию-2007, проигранную под ноль Бостону. В 2010 году Rockies сыграли  последний победный сезон, и посещаемость снова устремилась вниз. Судя по состоянию команды, в 2016 есть риск, что впервые с 2007 года средняя посещаемость снова будет ниже 30 тысяч.

- Колорадо отвечает на это не усилением состава, а тем, что продолжает активно инвестировать деньги в апгрейд боллпарка. Согласно исследованию, в ближайшие 30 лет в стадион надо вложить 194 млн. Эти деньги будут направлены на дополнительные удобства для зрителей: новые сьюиты, новые экраны и так далее. 

- Беда в том, что болельщиков на трибуны привлекает не только красивый вид (с этим полный порядок) и море хоум-ранов (с этим тоже), но и спортивные результаты (а с этим полная беда). Колорадо – однозначный аутсайдер своего дивизиона и пока не видно причин, по которым что то сможет измениться уже в ближайшее время. 

- В том числе и потому, что команда крупно промахнулась с телеконтрактом. Он оценивается в 10\200 – копейки по современным меркам. С учетом отвратительных телерейтингов, у Короладо практически нет рычагов к тому, что бы изменить ситуацию.

8. Сан-Диего

Стоимость – 890 млн (0%)

Выручка – 244 млн (середняки, +20 млн за год)

Посещаемость: 30 367 (+ 3 264)

Игровые активы: -

Телеконтракт: 39 млн в год (общий – 20\1 млрд)

- Еще одна команда с маленького рынка без спортивного успеха, но с шикарными финансовыми показателями. Динамика ростов доходов Сан-Диего за четыре сезона: 189-207-224-244. Всего за четыре года выручка Отцов выросла на 30%. Рост затрат на игроков вырос еще более круто – с 80 до 122 млн, более чем на 50%. Но траты все равно не успевают за доходами  – за последние семь сезонов только один раз прибыль была значительно ниже 30 млн.

- Очередной скачок выручки связан с двумя факторами. Первый – действующий  телевизионный мегаконтракт на 20 лет\ 1,2 млрд. Второй – активный шоппинг в прошлое межсезонье. Он привел к скачку посещаемости – впервые с 2007 года посещаемость превысила 30 тысяч. У Сан-Диего есть еще куда расти в плане роста аудитории. Проектная вместимость боллпарка превышает 41 тысячу, и пока стадион заполняется только на 70%. Но особо рассчитывать на продолжение роста посещаемости не приходится. Этой зимой Падрес сыграли пятками назад и провели крайне тихую зиму, попутно расставшись с Крейгом Кимбрелом и Джастином Аптоном.  

- Самая обидная история Падрес – им, как и A’s, некого винить, кроме себя. У ЭТИХ Падрес мог быть Энтони Риццо и Кори Клубер в качестве флагманов. Оба были в системе. Оба могли помочь команде быть успешной не только в плане финансов, но и в плане результатов.

7. Аризона

Стоимость – 925 млн (+10%)

Выручка – 223 млн (середняки, +12 млн за год)

Посещаемость: 25 680 (+ 79)

Игровые активы: Пол Голдшмидт, Зак Грейнке

Телеконтракт: 50 млн в год (общий – 20\1,5 млрд)

- В свой первый сезон боллпарк в Финиксе собирал за игру в среднем 44,5 тыс. После победной Мировой серии-2001  - по 39 тысяч. Отсутствие серьезных спортивных успехов привел к тому, что годовая аудитория сузилась с 3,1 млн в 2002 до 2 млн с небольшим и стагнировала.

- Что бы расшевелить болото, владельцы Аризоны пошли на приглашение в команду Тони Ла Русса, а в это межсезонье D’backs пошли на прямое заимствование своей же победной команды-2001. К уже имеющемуся Полу Голдшмидту (аналог Луиса Гонсалеса) прибавились Зак Грейнке (заменитель Рэнди Джонсона) и Шелби Миллер (попытка найти второго Курта Шиллинга)

-  Причину появления новых звезд надо искать и в новом телеконтракте – 20\1,5 млрд. Он только вступил в силу, так что D’backs в ближайшее время начнет прибавлять в доходах. Прежний контракт оценивался в районе 30 млн. долларов в год, теперь речь идет уже о постепенном выходе на уровень 80 млн. ежегодно.

- Valley of the Sun, или Финикс со всеми его пригородами, - самая быстро растущая городская агломерация США. Если в 1950 году на этой территории проживали только 300 тыс., то в 2000, всего полвека спустя, - уже 3,2 млн. В 2015 население оценивается уже в 4,5 млн. У D’backs есть все для того, что бы с годами стать одним из бегемотов MLB.  Иное дело, что такие задачи стоят и перед командами NFL, NHL и NBA, так же базирующимися в Финиксе, но которые их пока так же решить не могут.

- Аризона впервые вышла на прибыль за три года. После двух лет работы в убыток, в прошлом сезоне команда показала плюс 17,4 млн.

6. Хьюстон

Стоимость – 1 100 млн (+38%)

Выручка – 270 млн (зажиточные, +95 млн за год)

Посещаемость: 26 587 (+ 4 959)

Игровые активы: Карлос Корреа (реинкарнация молодого Алекса Родригеса), Даллас Кейкель (действующий обладатель Cy Young)

Телеконтракт: 60 млн в год (общий – 20\1,6 млрд)

- Команда, самым драматичным образом прибавившая за год. Всего за сезон Астрос из бейсбольного варианта Филадельфии-76 превратился в одну из самых уважаемых организаций бейсбола.   

- Посещаемость команды взлетела на аномальные для современного бейсбола 23%. Впервые с 2011 года общегодовая аудитория превысила 2 млн, и это, скорей всего, не предел. Боллпарк работал далеко не на пределе своей пропускной возможности – около 66% от проектной мощности.

- Хьюстон так же полноценно вернулся на телеэкраны. Банкротство Comcast SportsNet Houston, попытки Astros построить свой Yes, долгое время сказывался на финансовых возможностях команды. В 2015 году ситуация изменилась в корне. Теперь Астрос активно показывают на Root Sports Southwest, построенный на осколках обанкротившегося Comcast SportsNet Houston. Сам Хьюстон пытается через суд вернуть 550 млн, инвестированных в Comcast.

- Рывок Астрос почти на 30% в плане выручки – это следствие долгого топтания на месте. С 2005 по 2014 годы доходы франшизы снизились со 184 млн до 175 млн. В прошлом году выручка из-за совокупности причин резко рванула вверх. Итог – прибыль в размере 66,6 млн. Астрос во второй раз за три года уходят в плюс больше, чем на 50 млн. В 2013 операционная прибыль франшизы составила почти 56 млн. 

5. Сиэтл

Стоимость – 1 200 млн (+9%)

Выручка – 271млн (зажиточные, +21 млн за год)

Посещаемость: 26 587 (+ 1 595)

Игровые активы: Робинсон Кано (200+ млн контракт), Феликс Эрнандес (Король Феликс)

Телеконтракт: 76 млн в год (общий – 18\1,8 млрд)

- M’s – команда с наиболее вопиющим соотношением денежных возможностей и спортивных результатов. Единственная бейсбольная команда северо-запада США и юго-запада Канады (а чего греха таить) с 2001 года не была в плей-офф. Отсутствие результата привело к тому, что в 2011 году M’s пошли на резкую смену концепцию. Из команды «классика» Здуренчика она ударилась в полное увлечение саберметрикой под руководством Джерри ДиПото.

- В 2015 году посещаемость M’s продолжила расти. Еще в 2013 году на матчи команды в среднем ходило только 21,7 тысяч. За два года скачок аудитории составил почти 20%. Иное дело, что с 2001 по 2003 годы на матчи команды ходили в среднем более 40 тысяч, так что M’s есть куда стремиться.

4. Техас

Стоимость – 1 225 млн (0%)

Выручка – 275 млн (зажиточные, +9 млн за год)

Посещаемость: 30 764 (- 2 801)

Игровые активы: Ю Дарвиш (потому что японец), Шин Су Чу (потому что кореец), Джош Хэмилтон (алкоголик и наркоман, вообще очень трагичная личность), Адриан Бельтре (потому что может попасть в Зал Славы)

Телеконтракт: 56 млн в год (общий – 20\1,6 млрд)

- Если Хьюстон и Сиэтл резко прибавил, то Техас фактически остановился в развитии. Успешный сезон-2015 (победа в дивизионе, плей-офф) и новый телеконтракт должны помочь команде найти новые драйверы роста.

- Главный негатив последних сезонов – резкий обвал посещаемости. В 2012 году, после двух подряд Мировых серий на Техас ходили в среднем 42,7 тысяч. Результаты у команды пропали, ушел и зритель. Общее падение за три сезона превысило 30%. Общая годовая аудитория снизилась с 3,5 млн до 2,5 млн.

- Рейнджеры тем временем продавливают сделку по строительству рядом с боллпарком развлекательного комплекс с конференц-центром и отелем. Общая стоимость проекта – 200 млн. Успешная работа комплекса, возвращение зрителей на трибуны и мегателеконтракт – у Техаса есть все для того, что бы со временем все-таки перейти в категорию финансовых бегемотов MLB.

- Финальное: за последние четыре года Техас трижды сработал в убыток. Это редкая хронически убыточная франшиза бейсбола. Главная причина – живет не по средствам. 

3. Энджелс

 

Стоимость – 1 340 млн (+3%)

Выручка – 312 млн (зажиточные, +8 млн за год)

Посещаемость: 30 764 (- 1 026)

Игровые активы: Майк Траут (если вас интересует почему, то как вы вообще до сюда дочитали), Алберт Пухолс (см. Робинсон Кано)

Телеконтракт: 118 млн в год (общий – 20\3 млрд)

- Больше, чем Ангелы за показ игр на телевидении получат только Доджерс, но дельта между двумя контрактами настолько велика, что команды живут в разных вселенных по финансовым возможностям.

- За год в империи Ангелов ничего не изменилось. Это по-прежнему бедный родственник из пригородов, который мечтает о новом боллпарке. Angel Stadium открыт в 1964 году, и последняя серьезная реновация датируется 1998 годом. У команды нет проблем с посещаемостью. Больше, чем на Halos, в AL ходят только на Yankees, но финансовые возможности боллпарка не сопоставимы с современными. Игры Ангелов стабильно посещают за год более 3 млн человек. Иное дело, что в 2015 была самая низкая посещаемость за последние 13 сезонов, с 2003 года.

- В 2015 году Ангелы получили рекордную прибыль за декаду – 41,7 млн. Еще в 2011-2012 году команда работала в убыток, но новый телеконтракт творит чудеса.

2. Сан-Франциско

Стоимость – 2 250 млн (+12%; №4 в общем списке)

Выручка – 409 млн (бегемоты, +22 млн за год, №3 в общем списке)

Посещаемость: 41 678 (при проектной мощности – 41 915)

Игровые активы: Бастер Поузи, Мэд-Бум

Телеконтракт: 54 млн в год (общий – 25\1,7млрд)

- Мои уважаемые, журналистика, даже американская, - это та же самая проституция. Журналисты продали маннибол с A’s, но они совершено не заметили сказку Сан-Франциско. В начале 90-х Гигантам был так плохо в Бухте, что они всерьез рассматривали вариант переселения в Тампу. Брайан и Ко проделали просто титаническую работу и превратили ущербную франшизу в сильнейшую финансовую державу Запада. За последние 10 лет выручка команды выросла со 147 млн до 409 млн. За декаду команда ни разу не сработала в минус. В 2015 ее операционная прибыль составила 72,6 млн – новый рекорд в истории Giants. Всего за три года операционная прибыль оценивается почти в 200 млн. Хочу кино про Сан-Франциско.

- У Сан-Франциско один из лучших и один из самых узнаваемых боллпарков. Вот уже пятый сезон он продается почти на 100%.

- Giants строит не просто свой развлекательный центр. Он строит свой город в Сан-Франциско. Команда планирует спонсировать реализацию проекта Mission Rock, которые предполагает строительство на 28 акрах  1500 жилых апартаментов и 1,3 млн кв. метров офисной и коммерческой недвижимости на территории бывшей парковки боллпарка Giants, которая находятся южнее AT&T Park.

1. Доджерс

Стоимость – 2 500 млн (+4%; №2 в общем списке)

Выручка – 438 млн (бегемоты, +35 млн за год, №2 в общем списке)

Посещаемость: 46 479 (№1 по посещаемости в NL и вообще в бейсболе в последние три года)

Игровые активы: Адриан Гонсалес (потому, что мексиканец, а в LA – это особенно важно), Кайл Сигер (очередная большая надежда бейсбола на статус будущего великого), Ясиел Пуиг (ролевая модель для любого нелегального эмигранта), Клейтон Кершоу (лучший питчер современности)

Телеконтракт: 204 млн в год (общий – 25\8,35млрд)

 - За четыре года выручка Доджерс выросла с 245 млн до 438 млн. Стремительные темпы роста выручки замедлились и похоже, что период скачкообразного развития подошел к концу. Дурные деньги не принесли Доджерс счастья. В прошлом году убытки команды оцениваются в 73,2 млн. В 2014 команда сработала в минус всего на 12,2 млн. В 2013 убыток Доджерс оценивается в 80,9 млн. Итого – минус 160 млн. Сравните с теми же Giants.

- Финансовое благополучие Доджерс – это последствие безумного телемегаконтракта. Иное дело, что увидеть Доджерс в самом Лос-Анджелесе вещь весьма проблемная. В 2016 году канал, на котором можно посмотреть игру Кершоу и Ко, не представлен на 60% рынка LA.

- Безумная платежка, безумные убытки и рекордные минуса – итог смены модели поведения Доджерс. На смену эпохи Неда Колетти, который никогда не считал деньги, пришла эра Фридмана, когда Доджерс ведет себя как Тампа, которая внезапно оказалась в Голливуде.