11 мин.

MLB-2015. Финансы, часть первая

Правила игры

Текст базируется на финансовом исследовании Forbes, ежегодно дающем оценку всем командам-участникам MLB. С текстом за 2014 год можно ознакомиться здесь.

Выручка (Revenue) – Forbes ранжирует команды по оценочной стоимости, мы по выручке. Почему – потому что в рамках этого текста нас больше интересует финансовые мышцы команды. Так вот выручка в данном случае – это и есть мышцы команды. Как и все данные в исследовании  Forbes, данные по выручке приводятся ориентировочно.

Важно: по уровню доходов бейсбол сопоставим и уступает из американских лиг только NFL. В баскетболе только Lakers и Knicks «зарабатывают» на уровне топ-команд бейсбола: 293 и 278 млн соответственно. Rangers, самая высокодоходная команда NHL, cо своими 217 млн был бы в MLB только в третьей десятке.

Боллпарк – это один из ключевых источников доходов любой команды. Бум на боллпарки последний десятилетий – это не только и столько забота о болельщиках, которым становится все удобнее наблюдать за игрой, сколько забота о своих доходах. Болельщики тратят деньги на абонементы, на более престижные места, на парковку, на еду, на напитки и так далее. И, самое главное, боллпарки – это неистощимый источник денег от рекламы: промо-акции, outdoor и indoor реклама. Одна из характеристик боллпарка Yankees – молл с бейсбольным полем.

Важно: главное стратегическое преимущество бейсбола – огромный трафик. Боллпарки Кливленда и Тампы, двух команд с самой маленькой аудиторией в 2014 году, посетили более 1,4 млн человек. Даллас, самый посещаемый клуб NFL, - чуть более 720 тыс. В MLB 81 игра на домашнем боллпарке за сезон, и это главное конкурентное преимущество бейсбола.

Контракты от показов – второй краеугольный камень могущества бейсбола. Команды MLB получают деньги от:

1) контракта общенационального уровня. Заключен с ESPN, FOX и TBS, общая цена вопроса – 8 лет\12,4 млрд на все команды.

2) контракта местного уровня. Чаще всего заключаются командной с местной кабельной сетью. Например, у Техаса в этом году стартовал контракт на 20 лет\ 3 млрд. С 2016 начнет действие новый контракт у Филадельфии – 25 лет\ 5 млрд.

3) от  Major League Baseball Advanced Media – стремительно растущей империи, отвечающей за продвижении бейсбола в интернете. Только она одна сгенерировала примерно 800 млн долларов в 2014 году с операционной прибылью (см. ниже)  в 400 млн долларов.

Операционная прибыль (Operating Income) – термин, которым пользуется Forbes для того, что оценить успешность в финансовом плане команды. Грубо говорят, это разница между выручкой, посчитанными Forbes, и расходами, посчитанными опять-таки Forbes. То есть не учитывается ни себестоимость, ни налоги. И эта цифра практически наверняка не сходится с той, которой будет указана при выплате налогов. Но, так или иначе, это хоть какой-то инструмент, позволяющий оценить успешность команды.

Большой рынок – один из самых главных шаблонов в отношении американского спорта. Применяется к месту и не к месту.

Самый простой пример №1: Сент-Луис – это команда с маленького рынка, но с большими доходами

Сент-Луис никогда не был и не будет городом с большим рынком. В главном городе Миссури живет 2,9 млн человек. С учетом пригородов и прочих окрестностей (метрополитен). Для сравнения, в Нью-Йорке – 21 млн, в Лос-Анджелесе – 13 млн, в Чикаго – 9. Но маленький рынок не мешает Сент-Луису отлично генерировать деньги. И не только потому, что Кардиналы – это уже символ бейсбола, а не только города. А потому что у команды отличный боллпарк, огромная развлекательная зона Ballpark Village, лучшие рейтинги на местном телевидении (7,7) и новый контракт на подходе.

Самый простой пример №2: Аризона – это команда с большого рынка, но с маленькими доходами.

Финикс – 12-й метрополитен страны. В бейсбол на территории штата играют испокон веков, как в том же Миссури. В этом году команда близка к получению нового телеконтракта – 20 лет\ 1,5 млрд. Сравните с контрактами условной Филадельфии и оцените разницу. Почему так? Потому что профессиональной команде в Финиксе еще не исполнилось и 20 лет, потому что всегда есть разница в ценах на рекламу в условном Бостоне и пустыне Аризоне и т.д, и т.п.

Самый простой пример №3: Red Sox – империя трех штатов.

Бостон – огромный город с населением около 4 млн. человек. Пригороды разгоняют возможную армию поклонников до 5 млн. Но Великий Бостон – это же плод городов из трех штатов. Помимо Массачусетса, это еще и Род-Айленд вместе с Нью-Хэмпширом. С ними, армия Red Sox вырастает до 8 млн. И это без учета штата Мэн, еще одной территории Бостона. Как итог, и появление такого финансового бегемота.

Лицо франшизы – последний термин. Собственно тут в плане финансов хочется выделить три момента.

1) Уровень Бог

Каждая команда мечтает, что бы у ней был игрок, который становится одним из символов бейсбола. Из последних примеров, Дерек Джитер. Чуть ранее – Алекс Родригес, Барри Бондс, Кэл Рипкен и так далее. Джерси  с Геригом и Рутом Yanks торгует успешно до сих пор. Из этого поколения такими могут стать Поузи, Траут, МакКатчен, Кершоу и так далее.

2) Местный герой

Классические примеры, помимо указанных выше, – Голди для Аризоны,  Дэвид Райт для Метс, Король Феликс для Сиэтла и так далее. Не все дорастают до следующего уровня – Джо Мауэр, Миннесота, и Циммерман-игрок, Натс. А некоторые так и вовсе гробят и себя, и репутацию команды – Брон, Милуоки

3) Попадание в диаспору.

Очень важный момент, когда у команды есть игрок, импонирующий местной диаспоре. Поклонники NHL могут сходу вспомнить ситуацию в Монреале. Из последних примеров в бейсболе – А-Гон (Лос-Анджелес, 35% населения имеют мексиканские корни), Карлос Бельтран (Нью-Йорк с миллионом пуэрториканцев), Хосе Фернандес (Майами с миллионом кубинцев) и так далее. Как вы понимаете, в том же Янкис несколько огромных диаспор, что опять таки добавляем вариантов.

Часть первая Нижняя треть

30 место. Хьюстон, 175 млн

- Хьюстон – классический пример команды с большого рынка с маленькими доходами. В 2014 году выручка команда снизилась практически до отметки сезона-2006, когда Хьюстон «заработал» 173 млн. Это редкая команда, которая за десятилетие так и не сумела прибавить в доходах. Притом, что в 2010-12 годах доходы команды превышали 196 млн.

- Главная причина – проблемы с телеконтрактом. Банкротство телекана Комкаст привело к тому, что команда с 2013 года полноценно не представлена даже в самом Хьюстоне, не говоря уже о показе за пределами города и штата. Сейчас команда заключила новый контракт с Root Sports Southwest, построенном на осколках обанкротившегося телеканала, но пока о серьезных суммах речи не идет, как и о возвращении на экраны за пределами собственно Хьюстона.

- Среди других причин – смена владельца в 2011, серия из шести сезонов, в котором было больше побед, чем поражений. Включая три года, в которых Астрос проиграли более 100 игр. Плюс полная перезагрузка состава, которая привела к тому, что посещаемость игр снизилась с 3,0 млн в 2007 до 1,7 млн в 2014.

- Однако отсутствие роста выручки никак не сказывается на прибыльности команды. За последнее десятилетие команда ни разу не сработала в минус, только за последнюю пятилетку получив операционную прибыль на 141 млн. Основная причина – сокращение затрат на игроков.

29-28 место. Майами и Тампа, 188 млн

- Классический пример эффективной и неэффективной работы менеджмента. Майами больше Тампы в два раза: 5,6 против 2,8. У Марлинов новый боллпарк, открытый в 2012. У Рейс боллпарк открыт в 1990 и находится у черта на куличках. В конце концов, Майами – это Майами, а Тампа – это Тампа. Но при этом команды зарабатывают пока на одном уровне.

- Тампа – главный кандидат на переезд в AL, после того как власти города запороли проект строительства нового боллпарка. Старому уже четверть века, и в него все меньше желающих ходить смотреть игру – последние четыре года Тампа стабильно в тройке самых непосещаемых команд AL. Чисто гипотетические варианты переезда – возрождение команды в Монреале, третья команда в Нью-Йорке, а так же Шарлотта, Орландо, Нэшвилл, Индианполис  и т.д. в зависимости от фантазии.  

-  За последние десять лет Майами восемь раз были последними по посещаемости в NL и один раз – предпоследними. Последствие низкой посещаемости – крайне маленький по современным меркам местный телеконтракт. Ожидать, что кто-то будет платить много за картинку с полуголыми трибунами, могут только в российском футболе.

- Стэнтон – это отчаянная попытка владельца команды Джеффа Лория сделать Марлинов популярной командой в Майами. Удивительным образом этот шаг совпал с отъездом Короля Джеймса в Кливленд. Стэнтон должен стать новым все для Майами. А Хосе Фернандес ответит за любовь самой многочисленной в мире кубинской диаспоры.

27 место. Окленд, 202 млн

- Занимательная география: A’s и Giants делят здоровенную конгломерацию городов. Главные жемчужины региона – это Сан-Франциско, Окленд и Сан-Хуан. Общая численность региона стремительно приближается к 8 млн. Регион содержит две команды в NFL и по одной – в NHL, NBA и MLS.

- Долгие годы именно A’s были главной командой региона. На пике своего могущества в начале 90-х  Окленд был одной из сильнейших команд в бейсболе с еще молодым Ла Русса и славными традициями, а Giants вполне рассматривал вариант переезда куда подальше, в том числе в Тампу.

- За последние 20 лет все изменилось. Giants – одна из лучших команд бейсбола, в том числе и в плане финансов. А  A’s неожидано стали командой с маленького рынка. A’s продолжают гнить вместе с Raiders на O.co Coliseum, открытом в 1966 году. Последний раз реконструкция умирающего стадиона проводилась в 1996 году.

 - В последние годы Билли Бин и Ко сделали попытку перевезти команду в Сан-Хосе, что могло полностью изменить расстановку сил в Бухте. Иное дело, что в 1992 году владелец A’s сам отдал юг Бухты с Сан-Хосе Giants, и попытки отжать ее назад, тем более таким наглым образом, смотрелись с самого начала несколько наивно.

- A’s – это Арсенал бейсбола. Есть модный (ген)менеджер, который регулярно добивается локальных успехов. На поток поставлено производство талантов, которые уходят в более серьезные команды. И, самое главное, A’s – чертовски успешное финансовое предприятие. Только за последние три года Окленд заработал операционную прибыль в районе 75 млн. Владельцев команды и Билли Бина, миноритария A’s, устраивает такая ситуация. Так что когда вам в следующей раз будут рассказывать о нищете Окленда, то поймите – это клише. Вся эта ситуация – это выбор самих владельцев команды.

- Ближайший дедлайн по смене владельцев и города – 2017. В это время A’s могут воспользоваться опцией и съехать без штрафа с O.co Coliseum. Вариантов много – первая команда в Мексике, третья команда в LA (в условном Риверсайде), Портленд, Сакраменто, Лас-Вегас и далее в зависимости от фантазии.   

26 место. Кливленд, 207 млн

- За последние 10 лет доходы Племени выросли на треть – с 150 до 207 млн. В последние годы выручка растет ежегодно почти на 10 млн. Расходы на игроков выросли почти в два раза – с 58 до 101 млн. Упала только посещаемость – с 2,3 млн в 2007 до 1,4 млн в 2014. В конце 90-х на игры Индейцев ходили в среднем более 40 тысяч. В 2014 – только 17 тысяч.

- Есть и позитив. У Племени один из лучших телерейтингов в бейсболе – 6,17. Хотя может этого всего лишь знак того, что люди, которые ходили на игры в конце 90-х, теперь могут смотреть за Tribes только по телевизору.

25 место. Аризона, 211 млн

- Аризона в 2014 впервые пробила планку в 200 млн. В ближайшее время доходы команды должны достичь другой психологической отметки – в 250 млн. Главная причина – новый телевизионный контракт, который должен быть подписан в ближайшее время. Ориентировочные параметры – 20 лет\ 1,5 млрд.

- Еще один возможный источник роста – возвращение зрителей на трибуны. Средняя стоимость билета в Финиксе – 17 баксов, но отвратительная игра команды пока приводит только к оттоку болельщиков. В прошлом году игры Аризоны посетили на домашнем боллпарке только 2 млн – 14 показатель в NL. На пике популярности франшизы в Финике аудитория за год превышала 3 млн.

- Финальное: Голдшмидт – еще одна большая надежда Аризоны. В его лице команда может получить полноценную суперзвезду бейсбола.

24 место. Колорадо, 214 млн

- Команда из Денвера три года топталась на пороге 200 млн, и с четвертой попытки наконец-то ее преодолела.

- Денвер (2,7 млн) куда меньше Финикса (4,4 млн), но у команды, несмотря на четыре провальных сезона, и лучше посещаемость (2,6 млн), и куда выше средняя цена билета (24$).

- Значительно все хуже с телерейтингами – тут Колордо в анти-топ5. Это может со временем отрицательно сказаться на телевизионных деньгах.

23 место. Миннесота, 223 млн

- В 2010 году Твинс открыли новый боллпарк и доходы команды подскочили со 162 до 213 млн.

- В следующие четыре сезона команда обжилась в подвале AL, а рост доход стагнировал. За пятилетку выручка команды выросла всего на 10 млн.

- В ближайшее время можно ожидать нового скачка – в основную команду прибудут Лорд Байрон, Мигель Сано и Алекс Мейер. Пока менеджмент играет на ностальгии. В 2015 вниманию болельщиков Твинс предлагаются две местные легенды – Тори Хантер и Пол Молитор.

22 место. Сан-Диего, 224 млн

- Еще в 2011 Святые Отцы «зарабатывали» всего 164 млн, а потом пришли деньги от нового контракта с кабельным телевидением. В 2012 выручка команды составила уже 189 млн, в 2013 – 207, а в 2014 была взята новая высота. И это еще не конец.

-  В марте 2012 под реализацию телеконтракта был создан Fox Sports San Diego. 80% телеканала принадлежит Fox, оставшиеся 20% - Падрес. Общие размеры сделки – 20 лет\ 1,2 млрд. Среди комментаторов канала был Тони Гвин, и есть – Тревор Хофманн

- Именно телевизионные деньги и сделали возможными всю эту вакханалию переходов этого межсезонья. Падрес из нищебродов на границе с Мексикой внезапно стали вполне себе силой. Команда, которая десятилетиями специализировалась на развитии проспектов и перезапусках карьеры ветеранов, теперь вполне боевая единица.

21 место. Милуоки, 226 млн

- Одна из самых загадочных команд в рейтинге Forbes. За год ценность команды выросла на 55% (выше среднего) при росте выручки за год почти на 30 млн. Это, мягко говоря, загадочно, так как никаких сообщений о стремительном росте телеконтракта не было.

- Все, что известно точно о Пивоварах:

А) у команды отличная посещаемость: за 30 тысяч при средней стоимости билета размером в 24 доллара

Б) у команды шикарные рейтинги на местном телевидении

В общем, загадка. Если кто-то может объяснит феномен команды из Висконсина, то добро пожаловать.