9 мин.

Бейсбольный ЛеБрон — миф или реальность?

Недавно я разговаривал со своим другом, и в итоге мы пришли к обсуждению «Решения-2». Нас обоих сложно назвать фанатами баскетбола в полном смысле этого слова, но избегать темы выбора ЛеБрона сложно, учитывая бесчисленный поток информации на эту тему.

Я вижу два объяснения тому, почему Джеймс привлекает к себе такое большое внимание. Во-первых, он — икона, его история в спорте полна как белых, так и черных полос. Поэтому каждый сюжетный поворот «саги ЛеБрона» имеет невероятный отклик у общественности, позволяя труженикам медиа зарабатывать на этом. Вторая, и, пожалуй, главная причина — ЛеБрон потрясающе играет в баскетбол. Его решение перейти в «Кливленд» поменяет расклад сил во всей НБА, потому ценность Джеймса как игрока невероятно высока. Настолько высока, что ни одному бейсболисту в истории подобное даже не снилось.

Если бы Майк Траут был свободным агентом, это было бы событие. Точно одно из важнейших в MLB. Во всей лиге вряд ли есть бейсболисты лучше него. Но статистическая ценность Майка — всего 10-11 WAR за сезон. Он закрывает всего одну позицию из девяти на поле. Когда Джеймс выходит на паркет, ему ассистируют только четыре игрока, при этом ЛеБрон очень редко травмируется и мало времени проводит на скамейке.

В баскетболе вы можете подстроить тактический рисунок команды под ЛеБрона, чтобы ярче проявить его таланты, чтобы мяч чаще оказывался в его руках. Джеймс — человек, способный практически в одиночку сделать из плохой команды хорошую, с небольшой, точечной помощью партнеров по клубу. Траут же — менее значительный компонент в общем паззле. Ростер из 24 средних бейсболистов и Траута все равно был бы ужасен, эта команда не смогла бы даже выйти в плей-офф.

Поэтому в реальном бейсболе эквивалента ЛеБрона Джеймса не было, нет и никогда не будет. Практически это невозможно. Но попробуем представить — если бы такой игрок все-таки существовал, как бы он выглядел? Какие цифры он должен был бы показывать, чтобы его вклад в общий успех был сопоставим с вкладом ЛеБрона?

Цифры, которые я приведу ниже — приблизительные. Вся наша затея — ради удовольствия, поэтому при расчетах я использую два подхода. Я так и не смог решить, какой из них оптимальный. И в первом, и во втором случаях речь пойдет о двух разных значениях WAR за отдельный сезон. И посчитать вклад ЛеБрона в игру «Хит» в прошедшем сезоне можно двумя разными способами.

Идея первая: в прошлом сезоне Джеймсу принадлежало 2,3% от WAR всей НБА. Идея вторая — игра Джеймса стоила 21 WAR за 82 матча регулярного чемпионата. Сезон в MLB длится 162 игры, поэтому для простоты расчета умножаем на два — получаем 42 WAR. Не знаю, каким путем пойти лучше, поэтому пойду обоими.

Подход первый: создать бейсболиста, стоящего 23 WAR.

Подход второй: создать бейсболиста, стоящего 42 WAR.

ЛеБрон Джеймс — невероятный баскетболист. Такпредставим бейсболиста столь же сумасшедшей силы, способного в одиночку вывести из болота целый франчайз.

ПОДХОД ПЕРВЫЙ. Цель — 23 WAR.

Нам нужен фундамент для нашего суперигрока, и этим фундаментом будет Майк Траут 2013 года. В прошлом сезоне Майк стоил 10,4 WAR за 157 игр. Нам нужно увеличить эту цифру более чем вдвое. Первый, самый простой шаг — позволим парню сыграть все 162 игры. Благодаря этому WAR поднимется до 10,7.

Теперь поработаем над защитой. В бейсболе ценность игры в защите отдельно взятого бейсболиста довольна ограничена, поскольку она упирается в количество игровых моментов. Потолок рейтинга защиты UZR за сезон — примерно +30 ранов для инфилдеров и аутфилдеров. Представим, что наш игрок достиг этого пика. Тогда WAR перевалит за 13.

Теперь сделаем еще одно небольшое изменение. Будем собирать WAR по крупицам. В прошлом году Траут играл преимущественно в центр-филде, реже появлялся в левом филде. Наш же вымышленный игрок — основной шорт-стоп. Таким образом WAR достигнет 14.

В 2013-м Траут украл 33 базы и был пойман 7 раз. Представим, что этого не было, что все кражи были удачными. Ладно, гулять так гулять, добавим еще 10 краж сверху этого. Теперь WAR подобрался к 15. Траут выбил 9 триплов за сезон? Ничего страшного, превратим их в хоумеры. И WAR перевалил через 15.

Траут отбил больше даблов, чем хоумранов. Представим, что все эти мячи тоже преодолели ограждение. Что все экстрабазовые хиты Траута стали хоумерами. В этих условиях мы получаем WAR на уровне 18.

Постепенно приближаемся к нашей цели. Нам по-прежнему не хватает пяти побед, но эту проблему мы решим быстро. Возьмем 70 аутов Майка и превратим их в синглы. Обычные синглы, Траут просто успел добежать до первой базы. Ничего такого. И тогда наш WAR все-таки добрался до желаемой отметки — 23. Цель первая достигнута — мы создали бейсболиста, стоящего около 23 WAR за сезон.

Какую бы статистику имел этот бейсболист? Этот идеальный в защите, здоровый как бык шортстоп, ворующий базы по желанию. .438 AVG, .527 OBP, .820 SLG, .560 wOBA. Просто сравним его с Барри Бондсом 2002 года, который при .544 wOBA стоил чуть больше 12 WAR. Грубо говоря, мы создали этого самого Бондса, но совершенно здорового и играющего на совершенно ином уровне в защите. Да и на бите наш парень все равно более продуктивен.

По первому подходу бейсбольным эквивалентом ЛеБрона Джеймса является Барри Бондс на пике карьеры — в атаке, в защите — не знаю, наверно, Оззи Смит. При этом в обоих компонентах наш вымышленный игрок все равно сильнее. И не пропустил ни одного матча в сезоне.

ПОДХОД ВТОРОЙ. Цель — 42 WAR.

Окей. Переходим к самому интересному. Понятное дело — я просто мог бы добавлять количество хоумеров до тех пор, пока не достигну желаемого результата, но теперь мы пойдем другим путем. Сделаем так: четыре дня из пяти наш игрок будет делать то же самое, что и в первом подходе. Но в один день из пяти он выступит в качестве аса стартовой ротации своей команды, нисколько не потеряв в игре на бите.

Получается какая-то дикая смесь — что-то среднее между Микой Оуингсом и Иисусом Христом. При расчете WAR сперва берем 80 процентов от показателя в первом подходе — получаем 18,6. Нам нужно заработать еще 23 WAR всего в 35 матчах сезона. И для этого наш бейсбольный ЛеБрон должен быть нереально мощным и стабильным питчером. Выносливым и гениальным. И здесь мы возьмем за основу одного парня, который недавно провел 41 сухой иннинг подряд. Это Клейтон Кершоу, который в 2013 году собрал RA9-WAR в районе 9.

Кершоу пропустил 55 очков в 236 иннингах на протяжении 33 стартов, что позволило ему закончить сезон с ERA 1,83 или RA9 2,10. Чтобы достичь результата, нам придется пойти на безумие. Просто уберем 30 ранов. 30 ранов из общих 55 пропущенных. Вы можете подумать, что это просто, но на самом деле очень нелегко конвертировать раны в WAR, поскольку многое зависит от условий, в которых набирались очки. Проведя все нужны математические расчеты, я получил немногим больше 14 WAR. Может быть, это не самая точная цифра, но я уверен, что подобрался довольно близко к ней.

Далее — прошлогодний Кершоу в среднем проводил чуть более семи иннингов за старт. Почему бы не увеличить эту цифру? Думаю, для парня, который пропускает меньше рана за старт, это несложная задача. Пусть играет все девять иннингов. Наш питчер будет начинать матч и сам же будет его заканчивать. Просто человек не любит бросать дело на полпути. Итого получаем почти 19 WAR без лишних издевательств вроде ротации из четырех человек и чего-то еще подобного.

Минуточку! Наш герой играет за клуб Национальной лиги, поэтому выходит на биту сам. При этом не каким-то девятым номером в линейке, а первым — потому что является лучшим хиттером на планете. В среднем он более четырех раз выходит на биту за игру, отбивая так же великолепно, как и в остальные четыре дня из пяти, когда играет в инфилде. И тогда мы действительно получаем желаемые 23-24 WAR в питчерские дни, прибавляем стоимость остальных дней — и наш бейсбольный ЛеБрон оценивается в 42.1 WAR за сезон. То что доктор прописал.

Второй подход подсчета ценности игры ЛеБрона говорит нам о том, что бейсбольный эквивалент лучшего баскетболиста мира должен стоить 42 WAR в год. Что должен уметь на поле бейсболист, зарабатывающий 42 WAR за сезон? Судя по нашим раскладам, это должен быть гибрид шортстопа и стартового питчера. Когда наш парень занимает позицию в поле, он отбивает лучше Барри Бондса и играет в защите надежнее Оззи Смита. В дни, когда наш уникум находится на питчерской горке, он по-прежнему бьет лучше Барри Бондса, при этом менеджер даже не пытается заменить питчера, пропускающего примерно один ран за девять иннингов. Крейг Кимбрелл пропускал в прошлом сезоне 1,64 рана за 9 иннингов. Наш парень играл бы намного ярче Кимбрелла и при этом проводил бы по девять иннингов подряд на горке вместо одного.

Одна проблема: рука бейсболиста, бросающего по девять иннингов каждые пять дней, возможно, будет не готова к геройствам на позиции шортстопа. Если вы хотите решить эту проблему, то отнимите немного защитного WAR, например, поставьте его в аутфилд куда-нибудь, и прибавьте хоумранов. Или просто притворитесь, что этот парень — волшебник. Потому что, мы с вами понимаем, это все похоже на волшебство.

Бейсбольный эквивалент ЛеБрона в реальной жизни просто невозможен. Если бы он существовал, ему бы явно недоплачивали, поскольку по нынешним критериям рынка свободных агентов его зарплата должна была бы составлять всю платежку клуба и еще чуть-чуть. В бейсболе нет понятия максимального контракта, но есть ориентировочная граница, за которую клубы никогда не выйдут при согласовании контракта.

«Решение» ЛеБрона концентрирует на себе много больше внимания, чем соберут когда-либо переговоры о контракте любого бейсболиста. Все потому, что ценность Джеймса не имеет аналогов в бейсболе. В бейсболе никогда не будет своего ЛеБрона. Вы можете пригласить в команду Майка Траута, Андрельтона Симмонса, Клейтона Кершоу и Крейга Кимбрелла, и это будет здорово, но они — четыре разных человека, выполняющие разные роли в большом клубе.

Мечтать не вредно, однако.

Джефф Салливан, FanGraphs.