В фокусе. Бэттинг
Альберт Пухолс суров не только перед объективами камер, но и перед лицами питчеров команды-соперника "Лос-Анджелес Эйнджелс"
Судя по отзывам к предыдущей статье многим понравилось, а главное осталось понятным мое пространное повествование о роли и функциях питчеров. Сегодня подобный трюк мы проделаем с бэттером, его заклятым оппонентом. Да, да, я не перестану повторять, что именно противостояние этих двух людей – душа и сердце бейсбола, поэтому как питчинг, так и бэттинг надо рассматривать как отдельные искусства. Итак, кто же эти загадочные люди в шлемах, готовые в любую минуту взмахнуть битой, чтобы отразить выстрел «кожаной пули»?
Общие функции
Ну, начнем с того, что в отличие от питчера, главным инструментом которого является собственная рука, у бэттера постоянно присутствует бита в руках. Знакомая россиянам по совсем не спортивным мероприятиям, она, точнее ее конструкция, строго регламентирована лигой. В самой тонкой части ее диаметр не должен превышать 6,63 см, длина не должна превышать 106,7 см. Вес в правилах не оговаривается, однако, как правило биты не весят больше одного килограмма. Самым популярным материалом для изготовления бит раньше был ясень, сечас почти все пользуются кленовыми битами. Однако как вы сами понимаете, у каждого свои вкусы, соответственно бита является проявлением индивидуальности, не выходящей за рамки правил.
Как и с питчерами, с бэттерами все кажется (особенно новичкам) просто. Стоишь себе, отбиваешь мячи - хорошо, не отбиваешь – плохо. Только как уже поняли постоянные читатели, в бейсболе ничего простого нет, и каждое действие имеет определенный смысл. Война между питчером и бэттером не останавливается ни на один аут или бросок, с той разницей, что питчер орудует на горке часами, а бэттеры сменяются один за другим. И каждый должен «пробить» его, а лучше всего принести ему в дом пару ребят с баз.
Но на самом деле, со всей дури лупануть по мячу это еще половина дела, для результативного действия этого может и не хватить. Нет, вы будете правы, если предположите, что чем дальше бьющий отправит мяч , тем лучше. Но поверьте, далеко не каждый может выбивать хоум-раны пачками, для кого-то один, два, три за сезон это серьезный результат. Да и очень многие дальние удары частенько оказываются в ловушках аутфилдеров, так и не перелетая заветной цели. Поэтому у бэттера или хиттера часто выделяют три главные функции или задачи: стать бейсраннером, «отправить» своих партнеров дом, или продвинуть своих партнеров вперед по базам. Конечная цель нападения одна – любой ценой набрать очки. И вот как они это делают.
Именно в этих трех показателях Мигелю Кабрере не было равных в прошлом сезоне
Стакан на половину пуст или на половину полон? Знакомый каждому вопрос, не так ли? Бейсбол не исключение, и в нем заключена та же дилемма. С одной стороны бэттеру нужно добывать хиты, а с другой стороны не получить аут. Но и здесь есть дополнительные случаи, например, на базу бэттер может переместиться и не совершив хит, то есть получив уок (или бэйз он боллс) или хит бай питч. Также даже получив свой аут, хиттер может сделать сэкрифайс флай или сэкрифайс бант, то есть все равно принести своей команде очки. Давайте разберем эти нестандартные ситуации подробнее.
Вы уже успели привыкнуть к ведению счета в доме, и конечно помните, что возможностей ошибиться у бэттера на одну меньше, чем у питчера. Однако уоки вещь далеко не редкая, и питчеры частенько мудрят или попросту теряют контроль подачи, выдавая 4 болла. Но есть и другая сторона медали. То есть иногда питчер делает интеншинл уок, то есть специально пропускает бьющего на базу. Это делается обычно в случае, когда на биту выходит сильный отбивающий, и чтобы не дергать судьбу за хвост, питчер специально пропускает его, заодно жестами договариваясь об этом с кетчером. Что касается хит бай питч, то здесь все очень просто. Если вы даже коряво переведете эту английскую фразу «ударенный броском», вы поймете всю суть. Запускать подачи в отбивающих строго запрещено, и как только питчер сорвет свой бросок, и мяч попадет в бэттера, судья тут же даст право перехода на первую базу отбивающему.
Теперь о нестандартных ситуациях с аутами, точнее с их положительными исходами для нападения. Перевод вновь поможет нм разобраться, ведь сэкрифайс переводится как «жертвовать». То есть отбивающий жертвует своим выходом на биту ради набора очков или дальнейшего продвижения по базам. Бант используют скорее чаще всего именно для передвижения игроков по базам, нежели для набора очков. Лучше один раз увидеть, чем сто раз пытаться понять на словах. Если очень коротко, то бант - это отбивание мяча бэттером, когда его бита расположена горизонтально. Причем чем дальше мяч отлетит от потенциальных защитников, тем лучше будет выполнен бант. Но если при исполнении банта бэттер успеет добежать до первой базы, то конечно никакого сэкрифайс банта не выйдет, будет записан простой сингл. С сэкрифайс флаем еще проще. Когда бэттер отбивает мяч за линию инфилда далеко в поле, причем защитник ловит мяч и аутит его, у бэйсраннера есть возможность перебежать с одной базы на другую. Такая ситуация абсолютно законна и называется тэг ап для раннера, для бэттера это и есть сэкрифайс флай. Стоит заметить, что данным правило действует только при одном или менее (то есть ни одном) аутах у нападения.
Стратегия и возможность успеха
Никто не отбивал мяч эффективней Тая Кобба (карьерный AVG 36,64%)
Бейсбол это шахматы, питчер с бэттером каждый раз на бите разыгрывают целую партию. И питчер и бэттер обязательно должны знать своего врага в лицо, то есть на что способен тот или иной игрок. Стратегий в бэттинге, как и в питчинге не счесть, каждая из которых состоит из тысячи мелочей. Что это за мелочи? Ну, хотя бы давайте начнем с того, что у каждого человека доминирует разные полушария, то есть мы лучше владеем левой либо правой рукой. В предыдущей статье я уже отмечал, что порой главный тренер выпускает реливеров под определенного бэттера-левшу. Бэттеров которые могут отбивать обеими руками, называют свитч хиттерами.
Природные данные влияют не только на способ отбивания, но и на его стиль. Самыми зрелищными отбивающими являются пауэр хиттеры. Именно эти «силовики» производят большинство хоум-ранов и триплов. Но есть у этих звездных ребят и очевидный минус – из-за своей акцентированности на мощный удар (часто они хватают даже те мячи, которые летят мимо страйковой зоны) они сильно подвержены страйкаутам со стороны питчеров. Контакт хиттеры или слэп-хиттеры– братия нацеленная больше не на силу, а на точность. Их добычей является все – от сингла до трипла, хотя и хоум-раны они конечно тоже выбивают. Как и в любом деле, в бейсоле существует своя элита – универсалы. Они умеют на бите практически все, ну может быть в некоторых случаях не умеют ставить банты.
Но как я уже предупреждал уважаемых новичков, каким бы не был крутым бэттер процент успеха в любом случае будет не велик, и по ходу просмотра матчей вы все в этом убедитесь. Факторов множество, и все они работают против отбивающих: это и малый размер мяча и маленькая и неоднородная поверхность биты, большое расстояние до зоны хоум-ранов и наличие фал-территории, наконец, присутствие сразу 7 активных защитников. Средний процент отбивания в современной МЛБ составляет жалкие 27%. В прошлом регулярном сезоне лишь 40 игроков имели данный процент или выше, лишь 13 имели 30% или выше, а гроссмейстерские 33,3% (в среднем один из трех) вообще никому не покорились (лидер лиги Мигель Кабрера выбивал 33%). С 1941 года никто не заканчивал сезон с 40% и никто за всю историю не имел карьерных показателей отбивания выше 36,7% (Тай Коб имел 36,64%). Вот теперь сами решайте, кто для вас хороший бэттер, а кто нет, одно вы должны усвоить точно – в бейсболе, в отличие от уличных драк, просто так битами никто не машет.
Линейка
Дэвид Ортиз - один из самых грозных №4 современности и лицо "Бостон Ред Сокс" в начале 21 века
В статье о питчерах вы узнали как ротируется их состав. В отличие от них, для бэттеров этот процесс непрерывен и достаточно привычен. Всех кто выходит на биту в нападении команды (в том числе запасных, которые принимают участие в игре на бите) называют линейкой отбивающих или просто линейкой. Эту самая линейка на самом деле является произведением искусства каждого главного тренера, потому что она также подбирается индивидуально под каждого отдельного питчера команды-соперника. Вы уже знаете, что линейка состоит из 9 игроков (при этом не важно, действует ли правило Ди Эйч или на биту выходит питчер), но порядок их расположения может меняться как угодно. Соответственно как только биту покидает 9-й номер за ним выходит первый и нападение продолжается в том же порядке. Теперь рассмотрим основные концепции составления данного списка.
Первым номером или как в Америке любят называть его , лид-офф хиттером выступает чаще всего самый быстрый игрок в команде, то есть самый быстрый бейсраннер. Его главная задача - любой ценой занимать базы, и как только на биту будут выходить более мощные отбивающие (сам он является чаще всего контакт, а не пауэр хиттером), он должен во всю прыть оббегать базы. Вторым в линейке выступает также контакт хитер, не такой быстрый как первый, но умеющий добывать хиты и делать банты, то есть то, что поможет продвинуть лидо-офф хиттера. Третьим в линейке обычно является самый лучший хитер в команде, если нужно, то он продвинет игроков дальше по базам, если нужно, то саданет хоум-ран, или просто продолжит нападение при двух аутах. Четвертым отбивающим или клин ап хиттером является также один из сильнейших отбивающих команды. Он также как и третий способен на все результативные действия. Именно 3 и 4 номера в линейке представляют собой наибольшую угрозу для защиты, особенно если защите перед этим не удалось зааутить 1 и 2 номеров линейки.
На 5 и 6 номерах зачастую располагаются те самые «жертвенники», которые часто делают сэкрифайс ситуации. Их еще называют «арбиай-люди», то есть те, кто регулярно зарабатывают арбиай. Как и два предыдущих номера, игроки на этих позициях также являются пауэр хиттерами, хотя не такими сильными, ведь для того, чтобы загнать предыдущих номеров в дом им нужно регулярно оказываться на базах, а не рисковать получением аута при попытке дальнего удара. Начиная с 7 номера ударная мощь команды идет резко на спад. На 7 и 8 позициях располагаются контакт, а иногда и слэп хиттеры. Не смотря на то, что они все-таки играют в основном составе, то есть по логике от них можно ждать результативных действий, чаще всего они не имеют такой продуктивности как предыдущие номера в линейке. Наконец последним, 9 номером являются чаще всего самые худшие отбивающие, например в НЛ это обычно питчеры. Если от питчеров ничего хорошего особенно не ждут, то ДиЭйч или игрок любой другой позиции на девятке также как и первый является хорошим бегунком. Логика здесь легко просматривается, так как после 9 сразу же идет 1 номер линейки, то есть у команды есть возможность вновь довести нападение при помощи быстрых бэйсраннеров до 3 и 4 номеров, которые и производят хиты и хоум-раны в массовых количествах.
Так же как и питчеры, бэттеры могут менять друг друга. Бэттера, выходящего на замену называют пинч хиттером. В основном это делается для усиления отбивающего потенциала, в ситуациях, когда команде необходимо набрать очки здесь и сейчас. В бейсболе правила замены схожи с еврофутбольными, то есть с поля обратной дороги нет – вышел, значит играй до конца.
Статистические термины
Временно безработный Карлос Замбрано являеется действующим лидером среди всех питчеров МЛБ по выбитым хоум-ранам - 24 за всю карьеру.
Пока ваши светлые головы пытаются переварить всю кашу из стилей, способов, номеров ротации итд итп, я расскажу вам о том, как все это переводится, в так любимую американцами статистику. Итак, те вещи, которые просто не обходимо знать, а главное понимать в бэттинге.
Бэттинг аверейдж (AVG) или процент отбивания – количество хитов, деленное на количество выходов на биту.
Он бэйс процент (OBP) или процент занятия баз – сумма хитов, уоков, и хит бай питчей делится на сумму выходов на биту, уоков, хит бай питчей и сэкрифайс флаев.
Слаггинг процент (SLG) или показатель силы бэттера – сумма всех синглов, даблов, триплов и хоум-ранов, которые умножаются на свою ценность (то есть сингл на 1, дабл на 2, трипл на 3, хоум на 4) делится на количество выходов на биту. Таким образом максимальный показатель в этом компоненте может достигать отметки 400% или 4.00 как любят писать американцы.
Арбиай (RBI) – целочисленное значение. Ситуация при которой любое доступное атакующее действие бэттера приводит к набору очков (даже если бэттер получает аут). Если в дом забегает два человек, то говорят о дабл-арбиай, если три, то трипл-арбиай.
Он бэйс плас слаггинг (OPS) – сумма показателей OBP и SLG
Все хиты (синглы, даблы, триплы, хоум-раны) также учитываются в статистике отбивающего.
Теперь еще о нескольких терминах применяющихся к бэттингу и отбивающим.
Действие, которое приводит к решающему набранному очку, в ситуации когда противник уже никак не сможет ответить на результативное действие называется уок-офф. То есть существует как уок-офф хит (в том числе уок-офф хоум-ран), так и уок-офф арбиай. Ситуацией, когда бэттер набирает в одном матче сингл, дабл, трипл и хоум-ран называет сайкл. Ситуацией когда бэттер успевает оббежать все 4 базы, при том, что он не выбил мяч за пределы поля, называется инсайд парк хоум-ран. И наконец ситуацией, когда мяч покинул пределы поля, однако сделал это при помощи отскока, называется граунд рулл дабл, в этом случае все бэйсраннеры передвигаются на две базы вперед.
P.S.
Разумеется, жду ваших комментариев, вопросов и конечно же замечаний. Тема сложная, поэтому разберем все вместе. В заключительной статье поговорим об игре в поле.
В ленте изображен третий базовый «Нью-Йорк Янкиз», самый высокооплачиваемый бейсболист в мире и лидер среди действующих игроков по хоум-ранам – Алекс Родригез.
Я бы обязательно упомянул про такую вещь, как Линия Мендоза - http://en.wikipedia.org/wiki/Mendoza_Line
Это раз, а два - я бы в разряд статистики бы обязательно внес OPS +. Вот тут кстати обстоятельно объясняется градация "крутости" шкалы и OPS, и OPS+ - http://en.wikipedia.org/wiki/On-base_plus_slugging
OPS и OPS + очень полезная штука, которая объясняет "опасность" игрока на бите
1). "питчер специально пропускает его, заодно жестами договариваясь об этом с питчером" - наверное, всё же с кэтчером.
2). "отбивающих-амбидексетров называют свитч хиттерами" - амбидекстр это тот, кто одинаково владеет обеими руками. Свитч-хиттинг с этим не имеет ничего общего, все свитч-хиттеры такие же левши или правши, как и другие игроки. Часто правши отбивают слева, а левши справа - это особенность хвата биты и свинга, а не амбидекстризм.
3). контакт-хиттер и слэп-хиттер это одно и то же.
4). "последним, 9 номером являются чаще всего ДиЭйчи в АЛ" - DHа в АЛ, который бы отбивал 9-м, днём с огнём тяжело найти :)
Ну и биты в данный момент почти у всех кленовые - постоянно обсуждается, какие они небезопасные и переход обратно на ясень.
Ну как сказать - технически не совсем. Слэппер это тот, кто не имеет пауэр-хиттинга, но такие хиттеры в MLB всегда являются контакт-хиттерами, иначе им до MLB вообще не добраться. В низших уровнях MiLB есть и неконтакт-слэпперы, но в MLB таких практически нет, а если есть, то либо пару раз вызванные из майнор лиг ростер-филлеры во время травм (которыми легко можно пренебречь), либо великолепные защитники на ключевой позиции (например, Брэндан Райан, Хосе Иглесиас, Адэйни Эчаваррия)
Мне, правда, статьи на такую тему ещё не попадались на глаза, но чисто логически мне вот так кажется.
Во-первых, то, что синглы учитываются дважды (и в OBP, и в SLG), во-вторых, то, что в расчёте SLG хоум-ран считается в 4 раза круче сингла, трипл в 3 раза, а дабл в 2 раза, но это неверно.
Поэтому, хоть вычисления OPS более понятно, но всё же другие метрики поэффективнее будут.