Кабель, деньги и бейсбольные биты
В минувшем году средняя стоимость клуба МЛБ увеличилась на 16%, и достигла максимальной отметки за всё время существования бейсбола – 605 млн долларов. Что же касается среднестатистической выручки команд (за вычетом расходов на стадион), то она выросла на 212 млн долларов, что на 3,5% больше, чем сезоном ранее. Однако по части общей прибыли (то есть до процентных расходов и обязательных платежей), то она снизилась аж на 13%, а расходы на игроков (включая бонусы новичкам и увеличились в среднем на 5,1%.
Возросли доходы, получаемые клубами от кабельных телеканалов. За последние 10 лет совокупный доход всех 30-ти команд вырос с 328 млн долларов до 923 млн. А благодаря новым телевизионным контрактам «Энджелс», «Техаса» и «Хьюстона», а также контракту «Сан-Диего Падрес», который вступит в силу в 2014-м году, совокупный доход от местных телеканалов может достичь отметки в 1,5 млрд долларов в 2015-м году.
Чем более внушительные контракты подписывают клубы с телеканалами, тем больше желания у бизнесменов приобретать клубы МЛБ, причём за очень большие деньги. Например, известный хьюстонский бизнесмен Джим Крэйн в ноябре приобрёл «Астрос» за 610 млн долларов. Крэйн также обзавёлся 45% акций компании Comcast Houston Sportsnet. Телеканал RSN начнёт показывать матчи «Астрос» в 2013-м году и будет платить клубу в среднем по 80 млн долларов за сезон в течение 20 лет – это примерно в три раза больше, чем «Астрос» получали от Fox Sports Houston в предыдущем сезоне.
Погрязший в долгах «Лос-Анджелес Доджерс», как известно, в июле подал заявление о банкротстве. Его стоимость оценивалась порядка 1,4 млрд долларов. Так почему же Джонсон вместе со своими партнёрами решили приобрести клуб? Потому что клуб МЛБ – это крупная доходная статья. Телевизионный контракт «Доджеров» истекает в конце 2013-го года, и, по слухам, по условиям следующего контракта с FOX и калифорнийским отделением CBS клуб может получать по 100 млн долларов в год. Это на 55 млн долларов больше, нежели «Лос-Анджелес» получил от телевизионщиков в прошлом году.
Теперь ведущие спортивные клубы США стремятся заполучить часть акций региональных кабельных сетей. Причин для этого две. Во-первых, вместо одного источника доходов клуб получает ещё два (ежемесячные платежи пользователей сетей и доходы от рекламы). Во-вторых, за счёт таких сделок у клубов появляется простор для финансовой гибкости. Ведь в таком случае долг может быть начислен на кабельную сеть, а не исключительно на команду. Недаром, самый дорогой клуб МЛБ «Нью-Йорк Янкис» имеет в числе прочих активов 34% акций компании YES Network. Таким образом, стоимость клуба по приблизительным оценкам равняется 1,84 млрд долларов (примерно столько же стоит лидер НФЛ по этому показателю «Даллас Ковбойс»). Дороже «Янков» и «Ковбоев» разве что ангилйский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед», чья стоимость оценивается в 1,94 млрд долларов. Отметим также, что, например, в 2011-м году «Нью-Йорк» получил от YES за телевизионные права порядка 90 млн долларов.
Недалеко ушли от своих извечных врагов и «Красные носки», владеющие 80% акций компании New England Sports Network, которая, кстати, была первопроходцем по части контрактов клубов с кабельными сетями в середине 1980-х. В 2011-м году «Ред Сокс» получили от NESN 80 млн долларов, в целом же стоимость клуба равна 1 млрд долларов. По итогам прошлого года «Бостон» удостоился от рейтинга NESN третьей строчки среди бейсбольных команд (7,9), сравнявшись по этому показателю с «Милуоки Брюэрс».
Однако не у всех клубов МЛБ сложились радужные отношения с телевизионщиками. В 2003-м году «Миннесота» и «Канзас-Сити» не смогли договориться с RSN из-за того, что возникли трудности перевозчиками телеоборудования. «Кливленд Индианс» нашли выход из положения для команд, находящихся в далёких от центральных городах, путём создания собственной кабельной сети. SportsTime Ohio появилась в 2006-м году, и благодаря ей клуб получает в районе 30 млн долларов ежегодно. Хоть по итогам прошлогоднего чемпионата эта сумма несколько снизилась, владелец клуба и, соответственно, STO получил достаточно существенную прибыль в 2011-м году. Помимо бейсбола эта сеть транслирует матчи «Кливленд Браунс», Огайо Стэйт, гольфа и школьных соревнований.
Стоимость «Чикаго Кабс» и «Филадельфии Филлис» выросла на 14% и 19% соответственно. При этом телевизионные контракты клубов истекают, а их перезаключение ожидается на более выгодных для команд условиях. Контракт «Кабс» с компанией WGN истекает в 2014-м году, а с Comcast SportsNet Chicago – по окончании сезона 2019-го года. Соглашение «Филлис» с Comcast Sportsnet Philadelphia закончится в 2015-м голу. Примечательно, что по итогам прошлого чемпионата «Филлис» лидировали в телерейтинге – 9,7.
И, наконец, только у двух клубов МЛБ снизилась стоимость: у «Метс» и «Тампа-Бэй». Доход «Метс» упал на 4% на отметке в 719 млн долларов, а «Рейс» потеряли 2%. Теперь стоимость «Рейс» оценивается в 323 млн долларов.
10 самых дорогих клубов МЛБ:
1. «Нью-Йорк Янкис» – 1,85 млрд долларов
2. «Лос-Анджелес Доджерс» - 1,4 млрд долларов
3. «Бостон Ред Сокс» - 1 млрд долларов
4. «Чикаго Кабс» - 1 млрд долларов
5. «Филадельфия Филлис» - 723 млн долларов
6. «Нью-Йорк Метс» - 719 млн долларов
7. «Техас Рейнджерс» - 674 млн долларов
8. «Лос-Анджелес Энджелс» - 656 млн долларов
9. «Сан-Франциско Джайнтс» - 643 млн долларов
10. «Чикаго Уайт Сокс» - 600 млн долларов По материалам сайта AllMLB.Ru