Как проникнуться бейсболом. День Джеки Робинсона
Вы в пользовательском блоге о бейсболе First Base. Мы пытаемся популяризировать этот вид спорта. В данной публикации Вы ознакомитесь c историей Джеки Робинсона. Этот человек, навсегда стёр расовый барьер в бейсболе и разрушил стереотипы - что стало первым большим шагом к избавлению от расизма.
"Эббетс Филд”, Бруклин, Нью-Йорк — домашний стадион “Бруклин Доджерс” с 1913 по 1957 годы
Во вторник, 15 апреля 1947 года, знаменитый “Эббетс Филд” принимал матч между “Бруклин Доджерс” и “Бостон Брейвс” — сезон открывался игрой лучших команд Национальной Лиги тех времён. Тогда на поле вышли и будущие члены Зала Славы, и многократные участники Матча Всех Звёзд, и менее известные игроки, способные переломить ход событий, когда у лидеров не ладится игра. Однако всё внимание болельщиков приковал к себе новичок “Доджерс” — его имя поклонники бейсбола будут помнить всегда.
28-летний Джек Рузвельт Робинсон считается именно тем человеком, кто навсегда стёр невидимую линию, отделявшую цветных игроков от Высшей Лиги Бейсбола. Бытует мнение, что были и другие достойные кандидаты — более опытные питчер Сэтчел Пейдж и кэтчер Джош Гибсон, или молодой аутфилдер Ларри Доби (он станет первым темнокожим игроком в Американской Лиге через три месяца). Но что же заставило менеджеров, никогда не смотревших в сторону спортсменов с неправильным цветом кожи, наконец обратить на них свое внимание?
Ларри Доби и Джеки Робинсон
Сцена из фильма “42” — доска с имена игроков “Бруклин Доджерс” и их целями на сезон.
Конечно, на это было много причин — от банального желания усилить команду и чуть более изощрённого способа увеличить число болельщиков на стадионе до вполне благородной цели восстановления привычного уклада жизни после войны и “избавления от вселенской несправедливости”™. Многие команды так или иначе решили нарушить джентльменское соглашение, гласившее “не приглашать чёрных в команды” — одни по зову сердца, другие по указке власть имущих. Тот же Джеки Робинсон 16 апреля 1945 года принял участие в просмотре игроков, устроенном “Бостон Ред Сокс” — но этот трайаут оказался лишь простой показухой, которую устроили, чтобы задобрить влиятельного бостонского депутата, сторонника интеграции. К слову, “Красные носки” только в 1959 году включили темнокожего игрока в свой состав — последними из оригинальных 16 команд Высшей Лиги.
Бил Вэк
Ещё во время Второй Мировой Войны владелец “Милуоки Брюерс” (выступавших тогда в низшей лиге) Билл Вэк хотел купить “Филадельфию Филлис”, которая переживали не лучшие времена. В 1942 году команда из "Города братской любви" одержала всего 42 победы в 161 игре. Плачевной была и финансовая ситуация клуба — после того сезона денег не хватало даже на поездку на весенние тренировки во Флориду. Билл Вэк был в одном шаге от покупки “Филлис”, но он рассказал комиссионеру MLB Кенесо Маунтин Лэндису о своих планах подписать звёзд Негритянских Лиг. Лэндис сделал всё, чтобы команда не досталась Вэку. “Филлис” были проданы Уильяму Коксу — им понадобилось ещё с десяток лет, чтобы начать побеждать. А Билл Вэк не откажется от своих планов и через несколько лет выкупит “Кливленд Индианс”, где дебютирует Ларри Доби… “Филлис” выпустят темнокожего игрока на поле лишь третьими с конца, в 1957 году.
Джеки Робинсон и Брэнч Рики
Такие революционные идеи приходили в голову не только молодым предпринимателям, но и ветеранам бейсбола. Генеральный менеджер “Бруклин Доджерс” Брэнч Рики тоже искал способы привлечь лучших темнокожих игроков в свою команду — даже создал лигу, чтобы отсеивать кандидатов. Однако в этой лиге не нашлось достойных кандидатов, и выбор мистера Рики пал на шортстопа Джеки Робинсона, который играл за “Канзас-Сити Монаркс” в Негритянской Американской Лиге за $400 в месяц. Брэнч Рики знал — чтобы разрушить сегрегацию в бейсболе, игрок-первопроходец должен не только показывать безупречную игру, но и обладать твёрдым характером. Эти знаменитые слова, которые приписывают Джеки Робинсону и Брэнчу Рики, лучше всего описывают ситуацию:
— Я знаю, что ты хороший бейсболист. Но я не знаю, есть ли у тебя сила воли.
— Мистер Рики, вы ищете негра, что не может дать сдачи?
— Робинсон, мне нужен игрок, у которого хватит духу не давать сдачи!
Именно этими качества, к счастью для “Доджерс” и всего бейсбольного мира, обладал Джеки Робинсона.
Сцена из фильма “42”, воспроизводящая этот диалог
Это была только половина дела — кто-то должен был убедить людей в том, что Брэнч Рики прав в своём тогда ещё неоднозначном решении. В Pittsburgh Courier, одной из самых популярных газет среди афроамериканцев в те времена, работал спортивный журналист по имени Уэнделл Смит. Мистер Смит освещал игры питтсбургских команд Негро Лиг (к слову, именно в Питтсбурге играл Джош Гибсон). Уэнделл сам играл в бейсбол в колледже — им даже интересовался скаут одной из команд Высшей Лиги, однако расовый барьер разрушил мечты талантливого студента. Именно Уэнделл Смит представил Робинсона Брэнчу Рики. После успешного завершения переговоров журналист некоторое время сопровождал Джеки Робинсона, пока тот привыкал к бытовым мелочам игры среди лучших бейсболистов…
Сцена из фильма “42” — полицейский разъясняет права менеджеру “Монреаль Ройалс”
…и к самому настоящему расизму. С которым теперь пришлось столкнуться всему составу “Доджерс”. В марте “Бруклин”, как и многие команды MLB, собирался во Флориде на Весенние Тренировки. Штат, как известно, южный — не все отели и даже стадионы были рады темнокожему бейсболисту. “Доджерс” в итоге весь месяц катались по Флориде в поисках пристанища. Через год они просто решили провести весенние тренировки на Кубе. Мучения “Доджерс” закончились, когда был построен их собственный флоридский стадион Dodgerland.
Казалось бы, в Высшей Лиге необъективность по отношению к Джеки закончится, но не тут-то было. Судьи Национальной Лиги не отказывали себе в “удовольствии” “ошибиться” в пользу соперников “Доджерс”.
Сцена из фильма “42” — первый подход к бите у Робинсона закончился… аутом?
Сегодня никто не скажет плохого слова о Джеки Робинсоне . Несмотря на все нападки не особо… приемлющих перемены людей, Джеки в течение всех десяти лет выступлений в Национальной Лиге оставался джентльменом. Конечно, в последние годы его результаты не были особо выдающимися (но надо признать, что украсть дом в первой игре Мировой Серии в 36 лет — это сильно). Но это нисколько не умаляет других заслуг Робинсона — в первую очередь, стирания границы, из-за которой талантливые игроки с немного “неправильным” цветом кожи не могли играть на высшем уровне. Конечно, у каждого народа свои символы бейсбольной гордости (например, Хэнк Гринберг, Джо ДиМаджио и Ичиро Сузуки), но именно Джеки Робинсон вошел в историю, как человек, доказавший ценность личности, вне зависимости от цвета кожи.
Драматичная история Джеки Робинсона не могла не привлечь кинематографистов. Уже на пике своей карьеры, между сезонами 1949 и 1950 годов, Робинсону поступило предложение сыграть в фильме о самом себе — сегодня лучшие спортсмены могут себе позволить такое только по окончании карьеры. Jackie Robinson Story получился вполне интересным фильмом — 77 минут длительности располагают к просмотру, тем более, что эта картина находится в общественном достоянии.
В 2013 году вышел фильм “42”, который сюжетно во многом повторяет Jackie Robinson Story, но длиннее почти в два раза. В создании фильма приняла участие Рэйчел Робинсон, жена бейсболиста:
“…мне было важно, насколько фильм точно передает эпоху. Мне хотелось, чтобы всё было правильно. Я приняла участие в фильме, потому что не хотела увидеть в нём стойкие стереотипы о чёрных, вроде неотёсанности...”
Постер к фильму "42"
Чэдвик Боузмэн хорошо передал ледяное спокойствие, которое было присуще Джеки Робинсону во время игры. Из Харрисона Форда получился отличный генеральный менеджер, который всегда заботится о своей команде и готов постоять за свои спорные решения. Такой фильм однозначно стоит посмотреть вместе с семьёй — он добрый и человечный, местами достаточно наивный, и вообще не содержит острых углов. Даже угрозы Робинсону там максимально беззубы и корректны. Эта история, конечно, не допускает двойных толкований — расизм есть однозначное зло.
Но главное, что показывают оба фильма — новое поколение получило своего кумира. Многие темнокожие дети теперь хотели быть на месте Джеки, да и белые дети тоже стремились перенять манеру игры Робинсона.
Хэнк Аарон, звезда “Брейвс”, вспоминает:
“В детстве, которое я провёл в Мобиле, Алабама, я наблюдал как заходит на посадку самолёт. Я сказал отцу “Хочу быть пилотом, когда вырасту.” Знаете, чем он ответил? “Цветных пилотов не бывает.” Тогда я сказал, что буду бейсболистом. И он ответил “Цветных бейсболистов не бывает.” … О таком было трудно мечтать.
Джеки приехал вместе с “Доджерс” на выставочную игру в Мобил в 1948 году. Я пошёл к аптеке, к толпе, которая слушала Джеки Робинсона. В тот день я прогулял школу, чтобы увидеть Джеки Робинсона. Если бы я попал на плёнку, вы бы увидели меня с широко раскрытым ртом. Я не помню, что именно он говорил, но это и не важно. Он был здесь.
Позже отец повёз меня на ту игру. После той игры он больше никогда не говорил, что я не могу быть бейсболистом. Я мог снова мечтать об этом.”
Дон Ньюкомб, питчер, выступал в “Доджерс” вместе с Джеки Робинсоном, вспоминает:
“Насколько сильным было влияние Джеки Робинсона? Спросите Мартина Лютера Кинга. В 1968, за 28 дней до собственной смерти, Мартин ужинал у меня дома с моей семьёй. Он сказал: “Дон, я даже не знаю, что бы мне пришлось делать без вас, вы подготовили умы людей к большим переменам. Ты, Джеки и Рой Кампанелла — вы даже не представляете, насколько сильно упростили мою работу.”
Подумать только, мы упростили работу Мартину Лютеру Кингу!”
Процентное соотношение игроков Высшей Лиги относительно их этнической принадлежности: 1946 - 2016. Источник: SABR
Лу Брок, аутфилдер “Чикаго Кабс” и “Сент-Луис Кардиналс” в 1961–1979 годах:
“Джеки Робинсон показал нам, что пора выбираться из тени. Курт Флуд показал нам, что мы вольны продавать свой талант любой команде. Курт продолжил работу Джеки . Курт открыл двери для тех, кто хотел быть оценён по достоинству на рынке свободных агентов ( его дело затронули и другие виды спорта). Это изменило всё.”
Курт Флуд.
До конца 1975 года в бейсболе сохранялась такая вещь, как reserve clause — бейсбольный (и, как следствие, любой североамериканский — NBA, NFL и NHL во многом копировали MLB) клуб оставляет за собой права на игрока, даже если контракт с ним закончился. Игрок при переходе в другую команду должен был дождаться, пока предыдущая команда продаст права на него новой команде — эта норма частично действует до сих пор в NFL и MLS. Именно с этим правилом боролся Курт Флуд, когда его продали в… “Филлис”, которые снова находились в предсмертном состоянии. В европейском футболе похожие условия для свободных агентов — “правило Босмана” — было введено через 20 лет, в конце 1995 года.
Ещё одна очевидная заслуга Джеки Робинсона — он показал, что можно агрессивно играть на базах. После dead-ball эры, когда игра шла преимущественно через сильных питчеров — и количество ранов было небольшим, и которая закончилась вместе со скандалом “Чёрных Носков”, наступила более атакующая live-ball эра, которая длится и по сей день. Но если первые десятилетия новой эры команды всё же больше любили слаггеров, способных выбивать мяч очень далеко и сильно (как Бейб Рут), то после пришествия Джеки Робинсона менеджеры и игроки стали гораздо чаще красть базы. На самом деле кража базы — красивый, но хорошо забытый приём из dead-ball эры: в начале 1910-х годов базы крали ничуть не меньше, чем в самый расцвет агрессивной игры на базах — в 1980-х годах.
Количество хоумранов (синяя кривая) и украденных баз (розовая кривая) за игру
В 2004 году MLB объявила 15 апреля Днём Джеки Робинсона — тогда это был просто день памяти первого темнокожего бейсболиста в современном бейсболе. И только через 3 года некоторые игроки положили начало красивой традиции — абсолютно все игроки, тренеры и судьи в этот день стали выходить на поле под номером 42 (который вывели из обращения за несколько лет до этого).
Современные “Доджерс” играют в День Джеки Робинсона
И нельзя не отметить, что именно в дебютный сезон Джеки Робинсона появилась награда “Новичок года”. Можно спорить, повлияло ли великолепное выступление сорок второго номера на учреждение этой награды, которую впоследствии назовут в его честь, но переоценить влияние Джеки Робинсона на бейсбольный мир невозможно. Награду лучшему питчеру сезона в Национальной Лиге (NL Cy Young Award) в первый год её существования в 1956 году также получил афроамериканец Дон Ньюкомб. Первые темнокожие баскетболисты пришли в NBA в 1950 году, первый темнокожий хоккеист — в 1958 (канадец Уильям О’Ри, который, к слову, встречался с Джеки Робинсоном в Бруклине). Постепенно и в футбол пришли темнокожие квотербеки — Бернард Кёртис в Канадской Лиге в 1951 году и Уилли Троуэер в НФЛ в 1953 году.
Закончить хочется фразой шортстопа из Бейсбольного Зала Славы Пи Уи Риза из фильма “42”:
“Если он достаточно хорош, чтобы отнять у меня работу, он это заслужил.”
Подписывайтесь на наш телеграм-канал.
Группа Вконтакте.
Подкаст о бейсболе от FirstBase на SportHub.
Наши подкасты на Podster.