12 мин.

Максим Кастырин: «Для Олимпиады не хватает политической воли»

Вот уже второй год подряд в России существует журнал "Русский хоккей", посвященный хоккею с мячом. Красочное издание тиражом 50 тысяч, не связанное какими-то клубным предпочтениями, выходит для читателей всей страны, причем совершенно бесплатно! Далеко не каждый вид спорта может этим похвастать. Но в ряде регионов болельщики этот журнал просто не видят. Почему? Директор по развитию Федерации хоккея с мячом России и по совместительству главный редактор издания Максим Кастырин рассказал о проблемах и достижениях за последнее время, а также будущих проектах.

Максим Кастырин - президент Благотворительного фонда развития детско-юношеского спорта Николая Валуева и помощник депутата Госдумы, пришел в русский хоккей два года назад. До этого, по его собственному признанию, о хоккее с мячом слышал немного. В отличие от нынешнего вице-президента ФХМР Валуева, который в юные годы занимался этим видом спорта в родном Санкт-Петербурге.

бенди

- Для Николая предложение о работе в Федерации, скажем прямо, было обескураживающим, - вспоминает Максим Кастырин, - но он очень любит этот вид спорта, и хоккей с мячом не является для него "темной лошадкой".  Но он с детства очень любит этот вид спорта, и, взвесив аргументы «за» и «против», решил поддержать эту идею: возрождать и развивать вид спорта, имеющий исконно русские традиции и корни. А также поддержку Русской Православной церкви – все это для него крайне важно.

- Хоккей с мячом - не самый медийный вид спорта. Тогда как для политика, каковым является Николай, важна "обратная отдача" в виде популяризации...

- Смысл был в том, чтобы, наоборот, благодаря медийности Николая Валуева обратить внимание на этот вид спорта! Это был некий благой порыв - помочь русскому хоккею не потеряться и не предать его забвению на бескрайних просторах нашей страны, придав новый импульс к развитию.А помочь виду спорта стать олимпийским – это мечта человека и задача гражданина и политика. В Госдуме Николай, к слову, занимается именно вопросами спорта. Но нужно понимать, что Госдума решает внутрироссийские вопросы, а Олимпиада – это другой уровень.

- Понятно, что фронт работы  огромен, но ее специфика такова, что болельщикам не видна даже "верхушка" этого "айсберга". Хотя бы в процентном соотношении можно сказать - сколько сделано?

- Пройдено уже очень много. На сегодня для включения вида спорта в программу Олимпиад сделано практически все: есть необходимое количество стран, континентов, развивается женский хоккей, Международная Федерация бенди (FIB) активно сотрудничает с WADA. Мы – единственный игровой зимний вид спорта, где присутствует команда из Африки!Чего нам не хватает – так это политической воли. Попытка попасть на Олимпиаду – это жесточайшая конкуренция с другими дисциплинами, которые располагают большими финансовыми ресурсами и представляющими страны, имеющими большинство в МОК. Как вы понимаете, это уже работа не только ФХМР, а необходимость подключения более серьезных политических рычагов. Необходимо, чтобы это было поставлено в ранг всеобщей национальной задачи. Так что, те десять процентов, которые нам осталось пройти, не проще тех девяноста, которые русским хоккеем на пути включения в программу Олимпиады уже пройдены.

 - Родной город Николая Валуева - Санкт-Петербург - сегодня фактически отсутствует на хоккейной карте России. Какие-то усилия в этом направлении прилагаются?

- Мало кто знает, что год назад нами было создано отделение городской федерации. Пока мы не дали ей ход и не получили аккредитацию – сейчас нет смысла для этого. Ведь любое развитие требует финансирования, а пока неясно, за счет чего она будет развиваться. Мы провели огромное количество переговоров, и верим, что найдутся люди, которые будут этим всерьез заниматься.

- Энтузиасты, на которых в основном хоккей с мячом и держится...

- Они в Санкт-Петербурге есть, но это энтузиасты лишь отчасти. Всех интересуют зарплаты, а также перспективы – причем в самое ближайшее время.

- Обычно федерациями руководят люди состоятельные, которым не жалко заниматься видом спорта "за идею"...

- Таких состоятельных людей мы пока не нашли. Однако надеюсь, что до конца года какое-то движение по Санкт-Петербургу будет – уже прослеживаются контуры, чтобы об этом говорить.

- Давайте поговорим о вашей непосредственной работе - ведь вы директор по развитию ФХМР.

 - Очевидно, что любой вид спорта не может успешно существовать без популярности. Нужны тысячи болельщиков, нужен интерес людей. Первым шагом было создание полноценной пиар-службы, которая наладила бы активный диалог с регионами. Можно набить офис людьми, и при этом не получить качественной отдачи. Но наш вид спорта живет на территории огромной страны, поэтому крайне важно было установить контакт именно с регионами.

- И насколько это удается?

- Взаимоотношения очень разные. Кто-то, понимая общую задачу, помогает с материалами – не только для журнала, но и для сайта. Но бывают ситуации, которые мне даже сложно понять: в регионе проходит важное соревнование, которое хочется осветить на общероссийском масштабе, мы связываемся с регионами… А нам сообщают, что по указанию президента клуба «Федерации ничего предоставлено не будет». Но разве региону и местной команде не интересен дополнительный пиар? К сожалению, далеко не все проникаются общей целью – сделать вид спорта популярнее.

- Большинство региональных авторов и фотографов в недоумении: выпускать журнал в таком качестве - дело недешевое. Неужели при таких затратах нет возможности выделять хотя бы символические суммы на гонорары?

- Конечно, нет, и я объясню, почему. Потому что этот проект делает не совсем ФХМР, а благотворительный проект фонда Николая Валуева. А наш фонд ограничен в средствах. У нас же нет бюджетного финансирования, только взносы меценатов, которых очень мало. Зато есть много других проектов - те же школы бокса, их уже восемь по стране. Так что журнал в общем понимании, как коммерческий проект, мы бы просто не потянули. Но у нас получился продукт - читаемый и востребованный. И мы не можем сейчас сказать, что нам не хватает для достижения высокого уровня качества каких-то статей, за которые нужно платить. Надо учесть, что основную задачу мы решили - создали федеральное издание по хоккею с мячом, которого раньше не было! Тем более с таким тиражом, цветное и бесплатное! Это было нашим главным принципом - сделать журнал доступным для всех желающих. И, по-моему, у нас это получилось!

- Только до Иркутска этот замечательный проект почти не доходит, к сожалению...

- Это вторая наша проблема. Кроме первой, о которой мы говорили, - взаимоотношения с местными "акулами пера", второе препятствие – распространение. Вложены немалые средства, выпущен хороший полноцветный журнал, который предлагается абсолютно бесплатно забрать всем желающим – любое количество экземпляров, оплатив только доставку! Во-первых, это абсолютно недорого: к примеру, отправить тысячу журналов в Кемерово стоит 700 рублей. Во-вторых, в масштабах рассылки эти затраты взять на себя фонду откровенно тяжело.

Это вторая проблема. Кроме первой, о которой мы говорили, - взаимоотношения с местными "акулами пера", вторая проблема - распространение. Вот вложили мы кучу денег, выпускаем хороший журнал и предлагаем его абсолютно бесплатно всем желающим: забрать сколько угодно, оплатив только доставку. Почему? Во-первых, это абсолютно не дорого. Я вам могу сказать: отправить, например, в Кемерово тысячу журналов стоит 700 рублей.

А вот в масштабах рассылки всего тиража затраты получаются серьезные. Брать их на себя фонду ни к чему: тогда могут посыпаться несоразмерные заказы. Скажут: "Присылайте сколько угодно!" А вот если люди платят хоть три копейки за доставку, они соизмеряют - пятьсот штук им надо или пять тысяч.

- И что, клубы не хотят их заказывать?

- Клубы или федерации. Я считаю, что это полное попустительство, из-за которого болельщики не получают журнал. Предполагаю, почему это происходит: получив тираж, нужно потратить еще немного сил, а может, и денег на его распространение. Привезти, раздать… Возьмем, к примеру, Иркутск: как город, который проводил чемпионат мира, собрав на финале 18 тысяч зрителей, из месяца в месяц может заказывать всего пятьсот журналов, когда тот же Абакан заказывает до трех тысяч?! Может, и эти пятьсот где-то лежат… И становится очевидно, что с популяризацией и "раскруткой" вида спорта это не имеет ничего общего, а, напротив, идет наперекор.

Недавно вице-президент ФХМР Сергей Мяус побывал в Кемерово и по возвращению рассказал: местные ребята выиграли турнир на призы Святейшего Патриарха на Красной площади, но не получили ни одного номера журнала с материалом о них! Разве это работа на местах? Важно, чтобы журнал получал распространение в регионах. Его может заказать любое частное лицо, а мы готовы отправлять столько, сколько вам надо: сто, двести, даже пятьдесят штук. Этим могут заняться даже клубы болельщиков.Отмечу, что не активны и подписчики. Стоимость одного номера всего 50 рублей с учетом доставки - это сумма складывается из расценок на услуги почты, марки и конверта. Никто ничего на этом не зарабатывает. Но при этом, подписавшись, человек имеет возможность получить журнал в свой почтовый ящик и никуда не ехать.

- Еще момент: болельщики не раз интересовались, почему в журнале фамилиии авторов не ставятся непосредственно под материалом. Они путаются, где чья статья...

- Как раз потому, что нет авторов, регулярно присылающих целые готовые материалы. Большинство статей — это компиляции, у которых, как правило, нет одного автора. А большие интервью обычно берет Евгений Конов, пресс-атташе Федерации хоккея с мячом России.Даже при таком подходе мне кажется, что на 99 % наш замысел удалось реализовать. Почему не на 100? Потому что всегда есть к чему стремиться.

- Журнал даже был признан лучшим изданием в стране по итогам прошлого сезона...

 - Да, и не потому, что ФХМР участвует в его издании, а потому, что других таких изданий просто нет.

- Но у ФХМР больше возможностей, с которым региональным СМИ трудно тягаться…

- Надо стремиться! Создание таких возможностей - дело творческое. Стоимость печатного издания в наше время хоть и велика, но не является абсолютно неподъемной. В нашем случае, исходя из того, что мы не платим гонораров, а вся работа делается штатными сотрудниками, затраты составляет только печать. Тираж, меньший, чем у нас, вполне могут потянуть и регионы. 

- Какие еще проекты, помимо журнала, запланированы в сфере пиара и продвижения?

- За последние сезоны увеличен объем присутствия хоккея с мячом в СМИ, при этом оно было улучшено качественно. Федерация активно работает с крупнейшими спортивными федеральными изданиями – газетами "Советский спорт" и "Спорт-Экспресс". Кроме того, мы попали в "топ" одного из самых посещаемых спортивных ресурсов - интернет-портала Sportbox. Раньше мы были в разделе "прочие виды спорта", а теперь занимаем место на главной странице, о чем мечтают многие другие федерации. А страница, посвященная хоккею с мячом, в месяц набирает около 400 тысяч просмотров! Отмечу, что постоянное присутствие так актуальных новостей - тоже наша работа.Кроме того, мы в постоянном контакте со СМИ: на турнир Патриарха на Красной площади приезжало множество телекомпаний, постоянно говорят о русском хоккее на "Радио Спорт". Да, есть много сложностей, но мы добились результатов в работе и с телевидением - нас готовы показывать бесплатно. Но при этом мы должны сами организовать трансляцию: отснять матч за свои деньги, найти восемь камер. Увы, не каждый клуб имеет такую возможность.

- А есть проекты, не связанные со СМИ?

- Одним из них мы активно занялись еще прошлым летом, и к новому сезону, думаю, запустим на полную мощь – это проект по сувенирной продукции. Вопрос не в том, станет ли он коммерческим, а в том, что у хоккея с мячом есть огромное количество болельщиков! Нонсенс – но многие не имеют возможности купить себе "сувенирку" с хорошим выбором. В некоторых клубах есть шарфик, шапочка, от силы десяток наименований, которые не обновляют… Мы ставим задачу сделать широкую линейку товаров – около 50 видов. Реализовываться товар будет через интернет-магазин, а также на местах – мы будем изготавливать продукцию для каждого клуба и отправлять им для распространения. Причем у нас будет не только привычная продукция, но и такие интересные вещи, как, например, рамки под автомобильные номера с названиями команд. Например, часть клубной атрибутики "Енисея" уже отправлена в Красноярск. Примерно половина того, что вы можете увидеть на их сайте, сделана нами.

- Но кто-то может увидеть в этом посягательство на свои права: клубы наверняка хотят сами зарабатывать на этом…

- Да, некоторые говорят: "Мы не дадим вам права, мы хотим сами"... Но речь о том, чтобы только изготовить все это и предложить клубам на условиях реализации. Если клуб не имеет возможности вкладываться в ассортимент, то получает возможность не только привлечь болельщиков, но заработать!

- А если делать что-то без клубной принадлежности, просто символизирующее хоккей с мячом?

- Это уже делается. Например, в Иркутске на чемпионате мира выдавались шапки-ушанки от ФХМР. Мы хотим, чтобы была продукция и по командам, и общая, от федерации - опять же, в канве популяризации всего вида спорта. 

- Недавно в одном из обсуждений зародилась дискуссия - может, ФХМР стоит как-то заняться образованием журналистов, ведь это в ее интересах...  Возможно, проводить какие-то семинары, тренинги, - может быть, во время крупных соревнований, где собирается пресса.

- Я считаю, что эта мысль имеет право на существование, но есть одно "но". Без работы на местах ФХМР ничего не сможет сделать. Около трети команд вообще не имеет нормальной пресс-службы. На данный момент я не вижу смысла что-то объяснять людям, один из которых целый журнал тянет на себе, а второй даже фотографии не хочет дать. Разве у этих людей есть что-то общее?Словом, пока клубы не возьмутся за голову и не найдут способы взаимодействия со СМИ, собирать будет некого.

-Да, почему-то на крупных турнирах собираются одни и те же люди, причем все меньше. Одни уходят, новые не приходят... 

- Рынок труда в профессии создают не отдельные люди, а компании. Если организации будут набирать и обучать специалистов, то они никуда не денутся. А какой резон обычному журналисту заниматься этой темой? Не все могут себе позволить жить святым духом. Именно местные функционеры должны изыскивать возможности устраивать на ставки таких людей. Тогда они постоянно будут при деле и смогут погружаться в тему, писать и быть фанатами своей профессии.Мне обидно, когда я прихожу в Минспорта, а там говорят: «Хоккей с мячом? Так вы же на траве, почему вы говорите про зимние виды спорта?» Разницы люди не знают, и как их можно в чем-то упрекнуть? Надо работать, привозить журналы, раскладывать - пусть все видят! В северных регионах хоккей с мячом, на мой взгляд, просто обязан быть прописан как один из пяти приоритетных видов спорта. Но этого нет. Почему? Все в ответ пожимают плечами: "А разве у нас кто-то этим вообще занимается?"

- Нет энтузиастов...

- Вы знаете, ко мне вот в Санкт-Петербурге один энтузиаст приезжал. Говорит: "Хочу развивать хоккей с мячом, детей готовить… Мы вот занимаемся во дворах, но пока в шайбу играем". И что, вы хотите, чтобы я помогал вам шайбу развивать? Играйте в ринк-бенди, если большого поля нет! Пытайтесь делать хоть что-то, если вы такой энтузиаст хоккея с мячом! А тут - все равно: играем в шайбу, но на всякий случай просим на бенди… А ведь надо понимать, что только совместная работа может дать те результаты, которых мы ждем.

Ника Песчинская

счетчик