Жюль Бьянки. Наследие
Как-то незаметно прошел этот год для поклонников "Формулы-1". С борьбой за титул времен прошлого сезона, нынешними скандалами вокруг периодически пересекающихся на трассе Нико Росберга и Льюиса Хэмилтона, с постоянными спорами из-за контрактов, переходами пилотов из одной команды в другую... А ведь и правда, прошел уже целый год. Год, как не стало талантливого пилота, у которого вся карьера и жизнь были впереди. Год, как мир потерял Жюля Бьянки.
Кто знает, как бы повернулась ситуация в "Королевских гонках", будь Жюль сейчас жив. Может быть Кими Райкконен уже завершил бы карьеру - ведь именно Бьянки однажды должен был прийти на место финского ветерана автоспорта, именно его в Академии "Феррари" готовили к победам за "красных". Но не вышло. Трагический инцидент на "Гран-При Японии"-2014 оборвал жизнь французского гонщика. Да, конечно, до последнего болельщики Жюля, поклонники самой серии не теряли надежды. Надежды на то, что воля к жизни окажется сильнее, чем какие-то повреждения мозга, что Жюль снова откроет глаза, а, быть может, спустя какое-то время вернется и в кокпит. Но 18 июля 2015 года все надежды умерли. Вместе с Гонщиком. Отец Жюля, Филипп Бьянки дал короткое заявление, в котором говорилось, что Жюль боролся до конца, но его битва была закончена ночью.
Скорбел в те дни весь автоспортивный мир. Многие просто не знали, что делать дальше. Иллюзия безопасности "Формулы-1" была в одночасье разрушена. Последним, 34-м по счету, чью жизнь унесли "Королевские гонки", был Айртон Сенна. Это было в далеком 1994 году. Казалось, что старуха-Смерть окончательно ушла с автодромов, переключилась куда угодно - на молодежные серии, на ИндиКар, но от "Формулы-1" отвернулась. Не тут то было.
Как это было и в 1994 году, сразу после того, как трагедия действительно затронула сильных мира сего - а в первую очередь речь идет о Берни Экклстоуне и Чарли Уайтинге - в верхних эшелонах власти "Королевы автоспорта" стали думать о том, каким образом можно повысить уровень безопасности, как избежать повторения подобных ситуаций. Было выдвинуто множество идей, но только две из них были приняты - виртуальный автомобиль безопасности и система защиты головы под простым названием "Halo". Первая уже сейчас нашла свое применение на этапах "Большого цирка", с успехом ограничивая скорость пилотов без реального присутствия Бернда Майландера на трассе, вторая же появится на болидах уже в следующем, 2017 году.
Но если виртуальный Safety car и мог помочь в ситуации с Бьянки (именно недостаточно сброшенную скорость посчитали главной причиной происшествия в ФИА, а отец Бьянки делал и продолжает делать упор на отсутствие желтых флагов в зоне работы эвакуатора, унесшего жизнь француза), то с системой Halo все не так просто. Стоит понимать, что в первую очередь причиной смерти Бьянки стал не удар шлемом о трактор, а резкое торможение, из-за которого француз и получил аксональное повреждение мозга. Удар достигал 50g, что равно примерно 3,25 тонны. Именно такой вес ударил моментально по голове пилота, не оставив ему шансов на спасение.
И система Halo не способна защитить от такого. Здесь скорее главная опасность, от которой способна укрыть Halo - пролетающие над головой болиды (вспоминается полет Ромена Грожана над Фернандо Алонсо на "Гран-при Бельгии"-2011) и различные предметы, которые иногда имеют свойство отлетать от болидов по ходу гонки (Фелипе Масса на квалификации "Гран-при Венгрии"-2009). Но уже этот шаг является маленьким для ФИА и ФОМ, но очень большим для пилотов. Бьянки оставил после себя неоценимое наследие, которое может спасти жизнь далеко не одному его коллеге по цеху.
А что же семья Бьянки? В данный момент его отец готовит суд, о ктором уже немало было сказано в последние недели. Суд против ФИА, против ФОМ, против системы, обвинившей Бьянки в той аварии. Но на самом деле не столь важно, кто был в той аварии виноват. И не столь важно, что решит в конечном итоге суд. Жизнь пилоту это уже не вернет. Репутация? Ведь именно ей оперирует Филипп Бьянки в своих объяснениях, почему именно он решил довести дело до судебного разбирательства. Вопрос достаточно спорный. Но разве кто-то вспоминает о Бьянки, как о пилоте, ошибка которого привела к его гибели? Ответ очевиден. О Бьянки вспоминают в первую очередь, как о гонщике, который так и не смог до конца раскрыть свой потенциал. Как о пилоте, чья карьера оборвалась трагически и внезапно. Как о 35-м погибшем на трассах "Формулы-1". И, хочется верить, что сейчас Бьянки продолжает свои выступления там, где жизнь уже ничего не значит, а есть лишь вечность и покой. Гоняется с Сенной, Альберто Аскари, Роландом Ратценбергером, Жилем Вильневым. И что никто больше не пополнит этот список - не только в ближайшие годы, но и вообще.