Формула Монте-Карло
Богатая история, непредсказуемые сценарии гонок и атмосфера роскоши - вот слагаемые успешной формулы Гран-При Монако.
Этап в Монте-Карло традиционно считается жемчужиной чемпионата мира по автогонкам "Формулы-1". Несмотря на то, что из-за конфигурации трассы гонки здесь не часто изобилуют большим количеством обгонов, тем не менее ежегодно это событие привлекает повышенное внимание прессы и болельщиков.
Во многом такой ажиотаж сложился исторически - Гран-При Монако является одной из самых старых гонок в истории автоспорта и входит в "Тройную корону автоспорта" (наравне с "Инди 500" и "24 часа Ле-Мана").
История
Проведение гонок в Монако началось задолго до первого чемпионата "Формулы-1".
В 1880 году была основана Ассоциация велоспорта Монако. В связи с ростом популярности такого вида транспорта как автомобиль, в 1907 году она была переименована в Ассоциацию вело- и автоспорта Монако.
Первые официальные соревнования прошли уже в 1911 году, когда в Монако состоялось "Ралли Монте-Карло".
В 1925 году Ассоциация получила свое современное название - Автомобильный клуб Монако. Несмотря на это, в Европе долго не хотели признавать этот клуб, ссылаясь на маленькую территорию и небольшое количество участников.
В 1928 году председатель Автомобильного клуба Монако Антони Ноге предложил провести здесь гонку серии Гран-При. Эта идея была встречена критикой, во многом потому, что гонки серии Гран-При должны проводится на территории государства, клуб которого их организует. Поскольку площадь княжества совсем маленькая - всего 2 кв. км, то считалось, что такую гонку в границах Монако просто негде проводить.
Однако Ноге не отказался от своей затеи. В результате топографических исследований нашлось место, способное принять Гран-При - улицы княжества. Идею проведения гонки поддержал принц Луи II.
Весной 1929 года состоялся первый Гран-При Монако. Победителем гонки, длиной 318 км (100 кругов) стал британец Уильям Гровер-Уильямс за рулем Bugatti Type 35В. Средняя скорость прохождения дистанции составила около 80 км/ч.
С тех пор Гран-При Монако не проводился лишь в 1938-1947, 1949, 1951 и 1953-1954 годах.
Интересный факт: во второй половине 40-х годов ХХ века свою гоночную историю начали автомобили "Феррари". Первое появление "Феррари" в гонках серии Гран-При датировано 1948 годом и состоялось именно в Монако. Но самым знаменательным является то, что на трассу машину вывел русский гонщик - князь Игорь Трубецкой. Правда, закончить гонку ему не удалось: на 59-м круге после столкновения с Луи Широном русский гонщик "Феррари" не смог продолжить гонку.
Первое Гран-При Монако в рамках "Формулы-1" прошло в 1950 году. Проехав дистанцию гонки за 3 часа 13 минут и 19 секунд со средней скоростью 98,7 км/ч, победу одержал аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио за рулем "Альфа-Ромео". Длина круга первой "формульной" гонки в Монако составляла 3 180 м.
С 1955 года длина круга составляла 3 145 м. До 1968 года дистанция Гран-При Монако равнялась 100 кругам (314,5 км). Несмотря на то, что общая дистанция гонки не превосходила остальные этапы, из-за низкой скорости прохождения круга общее время гонки было довольно долгим: от 3 часов 13 минут в 1950 году до 2 часов 34 минут в 1967 году. В 1968 году дистанция сократилась до 80 кругов (251,6 км).
Начиная с 1973 года длина круга увеличилась до 3 278 м. В этой связи дистанция гонки уменьшилась до 78 кругов. С тех пор происходило еще несколько изменений длины круга, но они не оказывали серьезного влияния на общую дистанцию Гран-При. Поскольку территория княжества слишком мала для внесения существенных изменений, то все они были связаны, как правило, лишь с корректировкой отдельных поворотов.
Спорт
Для истинных любителей автоспорта ценность Гран-При Монако заключается в том, что в отличие от большинства этапов чемпионата мира, наибольшую роль здесь действительно играет мастерство пилотов, а не мощность силовой установки или эффективность аэродинамики. Малейшая ошибка в пилотировании неминуемо ведет к контакту с отбойником.
Ежегодно для проведения Гран-При Монако около 300 рабочих с использованием 810 тонн стали собирают трибуны на 35 000 мест и 5 500 защитных барьеров, на крепление которых уходит 100 000 болтов.
Интересный факт: перед проведением этапа на улицах Монте-Карло заваривают крышки люков, чтобы из-за образования низкого давления под болидами они не вылетали. Но даже это не всегда помогает:
В последние годы длина круга в Монако составляет 3 340 м, а дистанция гонки 78 кругов (260,52 км).
Максимальная скорость, которую развивают болиды - 285 км/ч без DRS и 295 км/ч с DRS. Средняя скорость прохождения круга около 150 км/ч.
После старта следует быстрый разгон, а затем торможение до 80 км/ч перед "Sainte Devote", за выходом из которого пилоты разгоняются в гору до 270 км/ч и проходят поворот "Beau Rivage".
После торможения до 150 км/ч гонщики входят в длинный левый поворот "Massinet", ведущий к знаменитому "Virage Casino". За казино идет короткий разгон, после которого, начиная с "Mirabeau", следует череда поворотов c быстрой сменой коротких разгонов и торможений.
"Loews" - самый медленный и сложный поворот в Монако, который проходится на скорости 45 км/ч. Небольшой спуск на 125 км/ч, "Virage du Portier" - и начинается разгон со входом в тоннель. Здесь гонщиков ожидает резкая смена света с яркого дневного на приглушенный искусственный. После выезда из туннеля машины ожидает самое серьезное торможение в Монако - с 295 км/ч до 90 км/ч перед "Nouvelle Chicane".
За выходом из шиканы начинается быстрый разгон до 230 км/ч и вход в поворот "Tabac". Затем выход к бассейну, небольшая шикана, разгон до 190 км/ч и торможение до 70 км/ч перед поворотом "Rascasse", за которым идет коротенькая прямая, поворот "Anthony Noghes" и выход на стартовую прямую.
Поскольку разогнаться в Монако практически негде, а большинство поворотов медленные, то наибольшее значение у болидов играют эффективность разгона и механическое сцепление с трассой.
Самым успешным гонщиком в истории Гран-При Монако является Айртон Сенна, которому удавалось победить здесь 6 раз (1987, 1989-1993). По пять раз в Монако побеждали Грэм Хилл (1963-1965, 1968-1969) и Михаэль Шумахер (1994-1995, 1997, 1999, 2001).
Из ныне выступающих пилотов наиболее успешным является Нико Росберг, который выиграл три последние гонки. Кроме него здесь побеждали: Фернандо Алонсо (2006-2007), Кими Райкконен (2005), Льюис Хэмилтон (2008), Дженсон Баттон (2009) и Себастьян Феттель (2011).
Интересный факт: До Росберга три победы подряд на улицах Монте-Карло одерживали только чемпионы мира: Грэм Хилл, Ален Прост и Айртон Сенна. Сможет ли Нико составить им компанию по итогам этого сезона?
Из команд наиболее успешной в Монако является "Макларен", на счету которого 15 побед. У его ближайшего преследователя "Феррари" только 8 побед, последняя из которых датирована 2001 годом.
Особенности трассы в Монако не позволяют пилотам часто совершать обгоны, но те, которые проходят - требуют действительно невероятного мастерства.
Обратной стороной конфигурации трассы является большое количество аварий, которые, порой, выглядят весьма впечатляюще.
Атмосфера
С приходом к власти в 1949 году князя Ренье III, в княжестве начали активно развиваться экономика, наука, спорт и культура. В 1950 году в Монако вводится льготное налогообложение, после чего княжество становится желанным местом жительства для богатых и успешных людей.
С тех пор атмосфера роскоши становится постоянным спутником Гран-При Монако.
Во время гоночного уик-энда в Монако можно встретить большое количество знаменитостей: актеров, музыкантов, спортсменов, моделей. Как следствие этот этап получает освещение не только в спортивной прессе, но и в СМИ, не имеющих к спорту никакого отношения.
Традиционно свободные практики в Монако проводятся в четверг, чтобы посвятить день пятницы многочисленным светским мероприятиям.
Несмотря на то, что в чемпионате мира не участвует ни одного монегаска, для многих пилотов Гран-При Монако может считаться "домашним". Здесь живут Нико Росберг, Льюис Хэмилтон, Нико Хюлькенберг, Валттери Боттас, Фелипе Масса, Дженсон Баттон, Даниэль Риккардо и Эстебан Гутьеррес. Сюда же недавно переехал и самый молодой победитель в истории Формулы-1 - Макс Ферстаппен.
Во время проведения Гран-При многочисленные гости прибывают в княжество через аэропорт Ниццы. Для тех, кто не желает добираться до Монако наземным транспортом в это время из аэропорта и обратно курсируют 2 000 вертолетных такси.
Для гостей, прибывающих в Монако по морю на своих яхтах, стоимость места в порту будет зависеть от размеров судна, но в среднем владельцам необходимо выложить 900 евро в день.
Если своего судна нет, а посмотреть гонку хочется именно с борта яхты, то ее можно арендовать. Цены серьезно варьируются: от 43 000 евро в неделю за 28-ми метровую до 1 000 000 евро в неделю за 85-ти метровую пятипалубную суперяхту.
В течение гоночного уик-энда места для всех в порту не хватает и многим яхтам приходится стоять в акватории княжества. Суммарная стоимость водных судов в это время достигает не менее 2,5 млрд. долларов.
Цены во время Гран-При вполне соотвтетствуют статусу гонки. Например, индивидуальный балкон в клубе-ресторане "La Rascasse" обойдется в 25 000 евро, но позволит детально рассмотреть проезжащие мимо болиды в одноименном повороте.
Интересный факт: на этапе в Монако команды часто проводят различные кампании. Так, в 2004 году команда "Ягуар" в рамках рекламной кампании к фильму "12 друзей Оушена" совместно со швейцарской фирмой "Steinmetz" инкрустировала носовые обтекатели своих болидов бриллиантами. Стоимость одного камня составляла около 250 000 долларов.
Уже на первом круге, в повороте "Loews", Кристиан Клин разбил машину. Болид практически сразу был возвращен в боксы, но бриллианта на нем не оказалось. После гонки маршалы и полиция обследовали место аварии, но камень не нашли. В течение следующих нескольких дней жители княжества и туристы также пытались отыскать бриллиант, но сделать этого никому не удалось.
Именно такие события, сопровождающие историю Гран-При Монако, делают эту гонку незабываемым и настоящим украшением чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1".
Фото: gettyimages.ru/ Roger Viollet, Vladimir Rys, Mark Thompson, liveinternet.ru, cia-france.com