Бёрдмэн. Малкольм Кэмпбелл и его Синяя Птица
Вы когда-нибудь задумывались, что нужно для того, чтобы в наше время побить рекорд скорости на наземном транспорте? Для начала вам придётся свыкнуться с мыслью, что вам будет необходимо разогнаться свыше 1230 км/ч. Да-да, именно такую скорость способен развить управляемый автомобиль с двумя реактивными двигателями. И если вы легко можете пойти на то, чтобы промчаться быстрее звука где-нибудь на дне высохшего соляного озера в штате Юта, то вам предстоит хорошенько подумать где найти средства, инженерный талант (или средства на то, чтобы его купить) и массу сил для постройки нечто лучшего, чем вот этот сверхзвуковой монстр. Именно на этом автомобиле (если это можно назвать автомобилем) установлен рекорд скорости на наземном управляемом транспорте - 1229 километров в час.
Но давайте отправимся в 20-е годы XX века, где о преодолении скорости звука можно только мечтать или прочитать у бесподобного Жюля Верна. В 1925 году британский профессиональный гонщик Малкольм Кэмпбелл на автомобиле фирмы «Санбим» с индексом «350 HP» достиг рекордной, на тот момент, скорости - 242 километра в час. Вдохновившись успехом, он нарекает машину «Синей Птицей» - прозвищем, навсегда вошедшим в историю мирового автоспорта. Это стало его первым достижением на поприще разрушителя рекордов. И далеко не последним.
Sunbeam 350 HP «Bluebird»
Даже не думайте, что этот рекорд мог продержаться хотя бы пять лет. В те времена борьба за право быть самым быстрым на планете Земля набрала максимальные обороты. Именно в этот период пути рекордно-гоночных и обычных гоночных автомобилей расходятся: такая огромная скорость просто становится не нужна на треке. Да и для того, чтобы её развить становится необходимы всё более мощные и всё более дорогие конструкции. А Малкольм решает отказаться от услуг «Санбим», который правил миром скорости, и создать свой болид под уже нашумевшим названием. Над созданием своего детища Кэмпбелл трудился чуть более года и в конце 1926 года свет увидел его первый автомобиль - «Bluebird» с авиационным мотором Нэйпир-Лайон, а в начале следующего года Кэмпбелл установил на нём новый рекорд - 281 км/ч.
Первая «Синяя Птица»
«Санбим» напомнил о себе довольно скоро. Придумав, как вживить в болид сразу два авиационных «сердца», инженеры компании создали гиганта с мощностью 1000 лошадиных сил, которого прозвали... Улиткой. Нет, со скоростью всё было в порядке, но вот внешний вид рекордсмена вызвал ассоциации именно с этим животным. Улитка и гонщик Генри Сигрэйв добились гигансткого прорыва: скорость автомобился составила 327 километров в час. Кэмпбелл вновь принял вызов и вторая Синяя Птица задрала планку ещё выше - 333. Санбим и Сигрэйв опять не остались в долгу - один год и новый монстр под названием «Золотая стрела» заставил рекорд совершить ещё один огромный скачок вверх, звдержавшись на отметке 372 км/ч. К сожалению, это событие стало последним в соперничестве Генри и Малкольма - в 1930 году Сигрэйв погиб, пытаясь установить рекорд скорости на воде.
Генри Сигрэйв за рулём «Золотой Стрелы»
А в 1931 году Малкольм представил миру обновлённую «Синюю Птицу», с которой на пляже в Дайтоне добрался до отметки в 400 км/ч. Через несколько месяцев Кэмпбелл будет награжден титулом рыцаря Британской короны.
Для своего последнего рекорда сэр Малкольм Кэмпбелл решил поискать более лучшее место, чем пляж Дайтоны. Выбор рекордсмена пал на высохшее соляное озеро Бонневиль, что находится в штате Юта. Его поверхность не только была идеально ровной, но и могла обеспечить куда более лучшее сцепление. К слову, сцепление было самой серьёзной проблемой для гонщиков-рекордсменов в те времена - шинная промышленность не успевала за темпами развития моторов и просто не могла предоставить соответсвующую продукцию. Итак, именно в Юте Малкольм совершил два своих последних заезда, один из которых чуть было не закончился трагедией - загорелось одно из колес «Синей Птицы» и гонщик чудом остался жив. Однако это не лишило его энтузиазма и, в том же 1935 году, сэр Кэмпбелл первым в мире преодолевает рубеж в 300 миль в час (483 км/ч), попутно открыв миру новый полигон для свержения скоростных рекордов. Практически все последующие достижения были установлены на дне этого озера.
«Bluebird» 1935 года
И, конечно же, в стороне от всех в мире рекордов не могли остаться немцы. Адольф Гитлер не мог мириться с тем, что моду в мире скорости задают британцы. Поэтому в 1938 году концерн «Мерседес» взялся приодеть конструкцию Кэмпбелла в новый аэродинамический костюм и вживить ей новенький 725-сильный мотор V12. Болид получил имя «Mercedes-Benz W125», а за руль сел легендарный немецкий автогонщик Рудольф Карачиолла. Немецкая версия «Синей Птицы» разогналась 432 километров в час, и, как можно подумать, попытка установить рекорд оказалась неудачной - сэр Малкольм достиг большей скорости. Если бы не одно «но»: Кэмпбелл мчался по дну высохшего озера, а Карачиолла - на обычном прямом участке обычного немецкого автобана. Результат получился действительно ошемляющим. Да и сама «Птица» у немцев получилась на загляденье.
Через несколько часов пилот Бернд Роземайер попытался побить этот результат на своём автомобиле «Auto Union StreamLiner», но, потеряв управление, принёс очередную жертву Её Величеству Скорости, разбившись на смерть.
Покинув автоспорт, Малкольм не спешил уходить на пенсию совсем - в 1940 году он установил рекорд скорости на воде, тот самый, который унёс жизнь его соперника Генри Сигрэйва, и, который, спустя годы, унесёт жизнь его сына Дональда. Да, история «Синей Птицы» не закончилась со смертью её создателя в 1948 году - Дональд принял эстафету у отца и общими стараниями болиды и лодки «Bluebird» преодолели 27 наземных и наводных рекордов скорости. Сэр Малкольм Кэмпбелл до сих пор остаётся единственным человеком в истории, сумевшим стать быстрее всех как на суше, так и на воде.
______________________________________________________