Самба, Футбол и F1
Единственное, к чему в жизни стоит относиться серьезно, — это веселье. Так гласит народная мудрость страны, живущей от карнавала до карнавала ©
Бразилия — одна из самых дорогих для жизни стран в Южной Америке. А Рио-де-Жанейро — один из самых дорогих городов этой страны. 21,4% населения Бразилии живет за чертой бедности (для сравнения: в России — 13,8%). Но есть и другая статистика: жители криминогенных фавел (а это 20% населения Рио) полагают, что их жизнь лучше и безопаснее, чем в престижных районах. Ведь у обитателя трущоб и украсть-то нечего, в отличие от состоятельных горожан. И для счастья ему хватает того, что солнце светит круг лый год, а из незастекленного окна открывается потрясающий вид на гору Корковаду и залив Гуанабара.©
Почетным в Рио считается жить, что называется, в кайф — загорать на бесконечных пляжах, флиртовать с девушками и танцевать до упаду. Кариокас — так на местном индейском диалекте называют жителей столицы — красивые и веселые люди, в жилах которых кипит смесь европейских, африканских и индейских кровей. Работать ежедневно с утра до вечера — не для кариоки «да жема» (дословно «до желтка яйца», все равно что по-нашему «до мозга костей»). Другое дело, если припрет. Тогда можно устроиться на поденную работу, например в пошивочный цех школы самбы. В 2013 году в Рио было создано 250 000 временных вакансий при подготовки к карнавалу. Ведь она начинается задолго до праздника. Уже в июле создаются эскизы костюмов и наброски декораций. ©
Вот и получается, что едва страна отходит от одного карнавала, как пора уже думать о другом. И в фейерверке карнавальных страстей сгорают все возможные обиды и неврозы. Поэтому истинный кариока не знает, что такое уныние или депрессия (от которой периодически страдают до 30% россиян). «Карнавал в Бразилии — это время, когда все собираются вместе, — говорит бразильский композитор Маркус Вале, — и ни о чем не беспокоятся. Ни о деньгах, ни о проблемах. Все вокруг пропитано ощущением счастья. Я думаю, что это все из-за самбы. Самба обладает невероятной энергией». Вечеринка за миллион долларов Сегодняшний карнавал в Рио-де-Жанейро — это, по сути, шествие-соревнование 12 лучших школ самбы. Парад организуется на средства Министерства туризма, Лиги школ самбы и телекомпаний, купивших права на трансляцию шоу. Красочные платформы с танцующими проплывают перед разгоряченными зрителями и жюри из 40 человек, которые оценивают театрализованный сюжет, танцевальное мастерство, слаженность движений и даже то, насколько красиво развеваются перья на костюмах танцоров. ©
Сегодня школы самбы — организованные группы людей с расписанием репетиций, собственным гимном и флагом. Это не учебные заведения в привычном понимании, а, скорее, общественные объединения по территориальному принципу. Каждый район поддерживает свою школу самбы, с ее традициями и хореографией. В Бразилии введен запрет на обнаженные тела танцоров. Однако трусики-бикини, которые шутливо называют «зубная нить», мало что скрывают от посторонних глаз.©
На подготовку конкурентоспособной программы, на одеяния танцующих и оформление платформ лучшие школы самбы тратят порой до двух миллионов долларов. Спонсоры у школ не менее серьезные, чем у бразильских футбольных клубов. Такие международные корпорации, как Nestle, McLaren, Dove и крупнейшая национальная нефтяная компания Petrobras, покровительствуя школам, покупают себе право быть упомянутыми в текстах песен. ©
В шествии одной школы принимают участие до 5000 человек, над костюмом каждого работают именитый дизайнер и команда швей. Богатые школы обеспечивают основной состав танцоров костюмами бесплатно. У школ попроще такой возможности нет. По этому многие местные жители весь год отказывают себе в необходимом, экономят на еде и одежде, трудятся на нескольких работах — и все это ради достойного одеяния к карнавалу. Добавить сюда многочасовые танцевальные репетиции в течение года — и вот она, цена карнавального счастья. ©
Особую роль в оформлении костюмов играют перья. В африканской культуре перо — символ духовного роста и победы над страданиями. ©
В карнавальные дни школы дефилируют по улицам Рио-де-Жанейро под оглушительную барабанную дробь и пение солистов. Кульминация шоу — шествие по Самбодрому, построенному в 1984 году на проспекте Маркиза Сапукаи по проекту бразильского архитектора Оскара Нимейера. Трибуны этого трехъярусного сооружения с подиумом 700 метров в длину и 13 в ширину вмещают более 70 000 человек. Перед началом шоу зрителям раздают программки с текстами карнавальных гимнов, и все поют с солистами в унисон. Во главе процессий идут руководители школы и приглашенные знаменитости. Бюджет некоторых школ позволяет позвать международных звезд первой величины, например Мадонну или Рианну. После почетных гостей следуют обычные танцоры и музыканты. На платформах, оформленных в соответствии с enredo, темой выступления, танцуют, держась за шесты, люди в тематических костюмах. Рядом двигают бедрами пасистас — танцовщицы с минимумом одежды на теле. Но все внимание приковано к одной из них — избранной королеве школы, которая танцует самбу на самом почетном и видном месте платформы. «Я на седьмом небе! Я не чувствую усталости!» — делится ощущениями Эллен Роши, королева школы Porto da Pedra.
В прошлом году Porto da Pedra представила необычную тему — историю успеха йогурта, который в Бразилии очень любят. 70-минутное выступление танцоров изображало, как в процессе ферментации из молока появляется йогурт. «Это символ здоровья, радости и жизненной силы, — объясняет Эллен Роши. — Все это синонимы карнавала. В жизни так много хороших вещей, и в эти дни важно целиком отдаться наслаждению. Жить сегодняшним днем — это тоже надо уметь!» «Когда карнавальное движение стало популярным в Бразилии, это были счастливые годы в жизни страны. Время надежд и открытий. Все были полны оптимизма. И карнавал впитал в себя атмосферу радости и счастливой жизни, — говорит Маркус Вале. — Но в 1964 году в Бразилии началась военная диктатура, и два десятилетия подавлялись права человека. Это изменило людей. Стихи и песни стали более политичными, социальными.
Сейчас в нашей стране опять появилось ощущение счастья, мы снова готовы говорить о нем, о любви и просто танцевать». Счастье для всех Маркусу Вале не раз выпадала честь открывать карнавал в Рио. В ряды выступающих можно попасть только в двух случаях: либо ты виртуозно владеешь телом и готов «самбировать» полтора часа, либо ты знаменитость. В середине 1960-х годов Вале написал песню, которая сделала его гордостью бразильской культуры. Вот уже 50 лет Samba de Verao («Летняя самба») является самой исполняемой песней в мире. Это зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. «Я не умею танцевать самбу, но в душе я отличный танцор, — смеется композитор. — Меня несколько раз приглашали участвовать в карнавале, удостоили чести идти впереди колонны, задавая песней музыкальный ритм всего шоу. Я чувствовал огромную ответственность». По мнению Маркуса, ни одному иностранцу не дано исполнить самбу так, как это сделает настоящий бразилец. Почему? «Да потому что важно, где ты вырос, что чувствовал. У бразильцев самба в крови. Если житель Рио слышит музыку, то его походка моментально становится танцующей. Европейскому уху дробь сорока барабанов кажется какофонией, а мы различаем малейшие тональности и живем в этом ритме». Так или иначе, у иностранцев есть возможность участвовать в карнавале не только в качестве зрителей. Если заранее подсуетиться, можно взять напрокат костюм в одной из школ самбы, которые с декабря принимают заявки от туристов, и пройти по Самбодрому. И даже не будучи хорошим танцором, каждый, кто приезжает в Рио, немедленно начинает чувствовать себя не менее счастливым, чем кариокас. До начала 60-х годов XX века карнавальные костюмы были скромными. ©
В 1963 году танцоры чемпионской школы самбы Salgueiro поразили публику роскошными нарядами. С тех пор костюмы — отдельная статья расходов каждой школы. Расшитые блестками, бисером, пайетками, ракушками и стразами, с огромным количеством фазаньих и страусиных перьев, наряды могут весить до 10 килограммов. Некоторые особо роскошные костюмы могут достигать пяти метров в высоту, а в ширину — и того больше. ©
Итальянец Алессандро Колуччи получил степень бакалавра в Университете Сан-Паулу, теперь он живет в Германии, но его работа консультанта по внешнеэкономической деятельности тесно связана с Бразилией. «Я мечтаю, что однажды перееду сюда насовсем, несмотря на сложности местной жизни. Здесь, например, невероятно развита бюрократия, — считает Алессандро. — И никто никогда не приходит вовремя. Ни сантехник, ни деловой партнер. Сантехник может не прийти вовсе, а деловой партнер — опоздать на сорок минут. Мои бразильские друзья объясняют это тем, что тут все свободные и никогда ничего не планируют. Бразильцы все время улыбаются. Может, оттого и не стареют? Я не помню там взрослых людей. Даже пожилые выглядят так, будто им 16».
Итальянец приезжает в Бразилию на карнавал каждый год, для него это возможность выпустить пар, почувствовать себя свободным: «В Германии даже смеяться в офисе считается неприличным!» Карнавальная волна Карнавалы, пусть не с таким размахом, как в Рио, проходят по всей стране. «Мне посчастливилось побывать не только в Рио, но и в Сан-Паулу, в Ору-Прету, в Салвадоре, — рассказывает Колуччи. — Самый душевный карнавал, по-моему, в Ору-Прету. В 1990-е годы праздник там устраивался силами студентов, проходил спонтанно и с юмором. И до сих пор он остается массовым уличным шествием, а не парадом школ-чемпионов». Композитор Маркус Вале предпочитает карнавал в Салвадоре: «Тут он более массовый, этнический, демократичный, чем в Рио. Это парад местных оркестров, танцоров и самодельных костюмов». Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Ресифи, Ору-Прету, Олинда, Салвадор… Самый демократичный праздник на несколько дней объединяет всю страну — вместе танцуют и белые и черные, и бедные и богатые. Но карнавал закончится, городские службы выметут с улиц несколько тонн стразов и перьев, осыпавшихся с костюмов, а роскошные красавицы и королевы самбы вновь превратятся в простых жительниц бедных окраин. Но это не грустный финал! Грустью здесь и не пахнет, ведь весь год, засыпая в убогих жилищах без воды и газа, они будут мечтать о следующем карнавале — еще более роскошном, чем только что прошедший. ©
Лично мне нравится школа Мангейра Mangueira, ибо она связана с Гаринчей
В шестидесятых годах, когда Гарринча был уже очень популярным футболистом, на подмостках бразильской эстрады расцвела слава молодой певицы, мулатки, исполнительницы бразильской самбы Элзы Суарес. На карнавалах известная школа самбы «Мангейра» с Элзой во главе выигрывала немало призов.
Слева - жена Гарринчи, выдающаяся певица Эльза Суарес
Эксклюзив для mf1978
Карнавалы, как было сказано проходят не только в рио, но и в Сан-Паулу. Все поклонники изумрудных свинок знают, что самая крупная организация торсидорес Вердао - Манча Верде (зеленая капля или зеленая клякса). Так вот. Торсида Манча Верде Mancha Verde поддерживает не только футбольный клуб, но и школу самбы.
А это знаменитость ихняя Vivi Araújo шествует с Mancha Verde
Эксклюзив для Антилимонадного Джо
Школа самбы Tijuca проводит шествие, посвященное Айртону Сенне (Ayrton Senna)
Флаг Школы самбы Tijuca
эпизод карнавала с флагами Бразилии и Тижуки
перед вами Formula 3 переделанная под F1 McLaren-Ford MP4/8 de 1993
Бруно Сенна (племянник пилота) и Вивиан Сенна (сестра и президент Института Айртона Сенны)
Шествие прорходит в Рио, хотя Айртон - уроженец Сан-Паулу и поклонник Тимао
Эту даму зовут Juliana Alves, ее признали королевой праздника
во время праздника вывешивают такие баннеры
Отдельное спасибо за упоминание Айртона !
по Тижуке, они просто выбрали Сенну на 2014 год, в 2015 их программа будет про Кловиса Борнея. В общем какие-то глорики)))
Захотелось в Бразилию