Топ-10 пилотов WTCC в 2014 году
Издание Autosport составило рейтинг лучших гонщиков чемпионата мира по кольцевым автогонкам на легковых автомобилях. Главные герои серии в 2014 году – в блоге «WTCC for life».
«Ситроен» рисковал и был вознагражден. Базирующаяся в Версале команда сделала ставку на «проект М43» и построила тестовый болид WTCC еще до того, как новый технический регламент ТС1 скрепили печатями.
Обновления для машины наряду с направлением ресурсов на интенсивный тестовый год превратили команду-победителя WRC в виртуозов кольцевых гонок. Так были заложены основы для рекордного сезона.
Три гонщика C-Elysee – Иван Мюллер, Себастьян Леб и Хосе-Мария Лопес – прибыли на открытие сезона в Марракеш в апреле с огромным преимуществом в скорости. Было очевидно, что борьба за титул чемпиона мира пройдет только между представителями звездного состава «Ситроена».
1. Хосе-Мария Лопес
Citroen C-Elysee WTCC
Позиция в зачете пилотов: 1, 462 очка Побед: 10 (6 в первых гонках) Поулов: 7 Быстрых кругов: 11
Единственный немногократный чемпион мира из трио «Ситроена» доказал, что его подписали не зря. В первом полном сезоне в серии Лопес в двух раундах прошел путь от обычного гонщика до ориентира для других.
Его поул и победа сразу же показали, что будет дальше, хотя результаты в Марракеше отчасти были связаны с ошибкой Ивана Мюллера в квалификации, принятой им осторожной тактики, стилю следования за лидером и командной тактике.
Куда более впечатляющим оказался рывок во Франции после штрафа с 18-го (последнего) места на первое. Вероятно, из всего сезона именно «Поль-Рикар» подчеркнул, что Хосе-Мария чувствовал себя за рулем машины очень комфортно, почти как в домашнем аргентинском классе TC2000.
Прорываясь и совершая удивительные обгоны, Лопес блестяще представлял серию, и стал классным чемпионом.
Двойная победа в Аргентине стала ключевой: Лопес почувствовал, что ближайший соперник в чемпионате, Мюллер, похоже, признал поражение. В Термас де Рио Хондо аргентинец прибыл с 37 очками преимущества, а в Пекин уехал, растянув отрыв до 60.
Титул был добыт в соответствующем стиле, за этап до конца первенства, благодаря девятой победе в году на «Сузуке».
2. Иван Мюллер
Citroen C-Elysee WTCC
Позиция в зачете пилотов: 2, 336 очков Побед: 4 (все в первых гонках) Поулов: 3 Быстрых кругов: 3
Предыдущий чемпион мира одержал четыре великолепные победы, но закончил год в зачете пилотов вторым, далеко позади лидера. За рулем C-Elysee Мюллер больше не ощущал комфорта, как на автомобилях регламента S2000, при котором он взял четыре титула.
Одним из факторов, приведших к 126-очковому отставанию от Лопеса, стала неудача, но также ас из Эльзаса признал, что у него в 2014-м были слабые стороны и что необходимо улучшить результаты.
Сезон для Мюллера не задался после неудачного этапа в Марокко, где он оказался жертвой аварии на стартовой прямой. Француз также считает себя потерпевшим от действий Лопеса, который в Австрии во время борьбы на стартовой прямой выдавил Ивана на траву.
Хотя боевая победа с поула в Венгрии и сократила разрыв до 10 очков – наименьшего отрыва по ходу всего сезона, – после Австрии Мюллер оказался под таким давлением, какое большинство зрителей никогда не видело и не помнит.
Мюллер не растерял таланта, но он с горечью признал, что недостаточно понял аэродинамические возможности C-Elysee, которые отвлекали его вне гонок.
Показательно, что за победой Лопеса в чемпионате мира Мюллер наблюдал с пит-лейна «Сузуки» после схода из-за прокола. Покрытая сединой борода только частично замаскировала выражение от утраты чемпионской короны после того, как он был выбит Лебом в предыдущей гонке в Шанхае (сам Леб остался в гонке, но получил 30-секундный штраф, который отбросил его за пределы очковой зоны).
Тем не менее, неудачи были в некоторой степени формальными, и Лопес сверг короля за счет стабильно более классных выступлений.
3. Норберт Мичелиз
Zengo Motorsport Honda Civic WTCC
Позиция в зачете пилотов: 4, 201 очко Побед: 0 Поулов: 0 Быстрых кругов: 0
Мичелиз не пользовался преимуществами предсезонных тестов, проведенных заводскими пилотами «Хонды», и начал сезон сравнительно спокойно. На домашнем этапе, где «Норби» традиционно вытягивает концовки, проблемы с подвеской ударили по квалификации. Тем не менее, этап совпал с началом прогресса «Хонды».
В день гонки Мичелиз был одним из немногих гонщиков, способных обгонять. «Зенго» совершил рывок с 11 места в топ-6, финишировав лучше, чем Леб.
После этого дела Мичелиза пошли еще лучше. Он оказался вторым в Словакии (на самом деле – третьим), где взял первый подиум в году, а в России несколько раз обменивался позициями с превосходным «Ситроеном» Ма Цинхуа, прежде чем был отпихнут Лебом. Во второй половине сезона черно-оранжевый «Сивик» регулярно опережал в квалификационных зачетах заводские «Хонды». Занятые вторые места вслед за Лопесом в Аргентине и Макао сделали Мичелизу честь стать первым из неситроеновских пилотов в турнирной таблице.
4. Себастьян Леб
Citroen C-Elysee WTCC
Позиция в зачете пилотов: 3, 295 очков Побед: 2 (одна в первой гонке) Поулов: 0 Быстрых кругов: 2
Девятикратный чемпион WRC никогда не финишировал вторым следом за напарником Дани Сордо за всю карьеру в «Ситроене», но в дебютном сезоне в WTCC ему пришлось привыкнуть играть роль второго плана. Нужно был многому научиться, и Себ признался, что исполнение многих элементов в серии было трудно освоить, но к концу сезона появились признаки того, что гонки становятся интуитивно понятными.
Возможно, после успеха в дебютном уик-энде в Марокко ожидания оказались слишком высокими; а после первой гонки во Франции Леб стал единственным человеком, кроме Лопеса, кто возглавлял турнирную таблицу.
Каждые выходные он представлял серьезную угрозу, и в 2015 году потенциально способен добиться большого успеха.
Пилотаж топ-уровня в мокрых условиях в Словакии, где он и Лопес проходили круги на две секунды быстрее, чем остальные, принесло вторую победу в сезоне.
Если и можно критиковать этого 40-летнего парня, то следует отметить не слишком высокое – по сравнению с товарищами по команде – умение обгонять в заездах с реверсивной стартовой решеткой.
Храбрый обгон Габриеле Тарквини по внешнему радиусу в грандиозном повороте Signes на «Поль-Рикаре» (5-й поворот) доказал, что Леб умеет это делать, но агрессивные опережения Джанни Морбиделли в России, Тома Чилтона в Аргентине и Тьягу Монтейру после контакта во Франции были неуместными и контрастировали с его очевидным талантом.
5. Тьягу Монтейру
Honda WTC Team (JAS) Honda Civic WTCC
Позиция в зачёте пилотов: 5, 186 очков Побед: 0 Поулов: 0 Быстрых кругов: 1
JAS, производитель автомобилей «Хонда», начал сезон игрой в догонялки. Чтобы начать работу над ТС1 Civic WTCC, команда ожидала доработки соответствующих элементов и решения о приходе в серию «Ситроена».
Дела стали плохи, когда в первом раунде разбился автомобиль Тарквини. Тогда в качестве основной взяли тестовую машину, и программа развития «Хонды» сразу начала отставать от плана.
Португальский гонщик Монтейру обычно находился в легкой тени Тарквини, когда они были напарниками в прошлых сезонах на «Хондах» и «Сеатах», но в этом году он переломил ситуацию. Увеличившаяся зависимость от аэродинамики для автомобилей класса ТС1, возможно, сыграла на пользу Монтейру, и он удерживал четвертую позицию позади доминирующей троицы из «Ситроена» на протяжении большей части года.
Бывший пилот «Формулы-1» закончил сезон без побед из-за неудач. На «Поль-Рикаре» во второй гонке автомобиль безопасности съел большое преимущество, в отмененной второй гонке в Словакии Монтейру должен был стартовать с поула, а в Макао в момент лидирования в заезде он сошел из-за отказа гидроусилителя на предпоследнем круге.
6. Габриэле Тарквини
Honda WTC Team (JAS) Honda Civic WTCC
Позиция в зачете пилотов: 6, 182 очка Побед: 1 (реверсивная стартовая решётка) Поулов: 0 Быстрых кругов: 1
Тарквини не ощутил никаких негативных эффектов от аварии с Морбиделли в практике Марокко и пропуска обеих гонок. После сильного заезда во Франции, на «Москоу Рэйсвей», он лишился возможной победы из-за того, что автомобиль стал нестабильным после удара в заднюю часть от напарника Монтейру в первом повороте, именно в тот момент, когда итальянец был на грани обгона победившего в конечном итоге Лопеса.
Побед не было до предпоследнего этапа в Сузуке. На родной для «Хонды» земле он неудачно квалифицировался, но затем 10-е место благодаря реверсивной стартовой решетке превратилось в поул-позицию. Для максимального увеличения шансов на победу были использованы новые шины, и Тарквини не упустил свой шанс.
В других местах проблемы с надежностью и недовольство скоростью «Ситроенов» подтверждалось результатами, но Тарквини всегда был профессионалом и продемонстрировал силу воли, финишировав даже на подиуме в Макао, несмотря на пищевое отравление.
7. Том Чилтон
ROAL Motorsport Chevrolet RML Cruze TC1
Позиция в зачете пилотов: 8, 150 очков Побед: 1 (первая гонка) Поулов: 1 Быстрых кругов: 1
Чилтон закончил сезон позади напарника по команде ROAL Тома Коронеля, но продемонстрировал высокую скорость в квалификациях (счет 10-2 в пользу Чилтона). Британец получил значительную похвалу, став единственным в году неситроеновским победителем после потрясающей гонки с поула на узкой трассе «Голденпорт».
Кроме пекинского триумфа, Чилтон демонстрировал мастерский пилотаж в захватывающей игре с бывшим напарником по RML Мюллером в Аргентине, пока «Ситроен» не выдавил с трассы текущий напарник Мюллера, Леб.
Великолепная гонка и второе место на «Сузуке», возможно, не уступала его прорыву на седьмое место в Шанхае после старта с пит-лейн. Там Чилтон не смог стартовать со второго ряда стартовой решетки во второй гонке после прокола колеса в первой.
8. Том Коронель
ROAL Motorsport Chevrolet RML Cruze TC1
Позиция в зачете пилотов: 7, 159 очков Побед:0 Поулов: 0 Быстрых кругов: 0
Плотное начало сезона WTCC (четыре гонки за пять уик-эндов) для популярного Коронеля чуть не сорвалось: «Круз» Тома и «Сивик» местного героя Меди Бенанни столкнулись, и машина Коронеля разбилась гораздо серьезнее.
Повреждение «Круза» привело к необходимости замены кузова и вывело Коронеля из игры на втором этапе во Франции. То, что голландец, который направлялся на первую гонку всего лишь с 70 километрами тестов за пазухой, а закончил сезон на высшем из пилотов «Шевроле» месте, является свидетельством его стойкости.
Авария в Марокко спровоцировала, возможно, самый лучший момент прямого эфира, когда Коронель и Бенанни «обсуждали» инцидент на стартовой решетке, но для Коронеля это был напряженный момент, учитывая сложные зимние переговоры о сохранении его места в серии.
Коронель хорошо приспособился к «Крузу» после многих лет конкуренции в «БМВ», и вслед за черной полосой наступила белая. Например, как в Австрии, где он занял второе место, пропустив вперед только Мюллера.
Коронель также охотился за подиумами и на других треках, предъявляющих серьезные требования к гонщикам, таких как Спа и Макао, а потрясающий обгон Мичелиза в Москве в раллийном стиле стал одним лучших в сезоне.
9. Роб Хафф
Lada Sport Lada Granta 1.6T
Позиция в зачете пилотов: 10, 93 очка Побед: 2 (гонки с реверсивной стартовой решёткой) Поулов: 0 Быстрых кругов: 1
Хафф, чемпион 2012 года, вернулся в заводскую команду после года, проведенного в кресле «Сеат Леон» команды «Мюнних Моторспорт». Подобная огромная активность началась после того, как британец стал лидером команды «Лада Спорт».
Он финишировал пятым из-за нескольких мокрых кругов в начале гонки на «Поль-Рикаре», но по-настоящему засверкал только после того, как «Гранту» обновили.
Низшей точкой сезона стал этап в Спа, где «Лада» отставала по 5 секунд на круге.
Компромиссы и проблемы с весом, вытекающие из спешки «Лада Спорт» при проектировании и постройке «Гранты», были пересмотрены в результате интенсивной летней программы доработки машины.
Неэффективная аэродинамика продолжала снижать скорость болида на высокоскоростных трассах, но переработанный передний подрамник и подвеска позволили Хаффу взять подиум в Аргентине.
Прорыв на подиум в Аргентине был только прелюдией к героическому вождению на пекинском «Голденпорте» и в Макао, где стойкий и трудолюбивый экипаж «Лада Спорт» был вознагражден эйфорией победы.
10. Джанни Морбиделли
Munnich Motorsport Chevrolet RML Cruze TC1
Позиция в зачете пилотов: 9, 109 очков Побед: 1 (реверсивная стартовая решётка) Поулов: 1 Быстрых кругов: 0
Морбиделли пришел в серию в качестве действующего чемпиона Superstars, и на переквалификацию с полноприводной «Ауди» на переднеприводный «Круз» понадобились пара этапов.
Присущий ему класс наконец-то вышел на первый план на «Хунгароринге», где итальянец стал первым победителем не из «Ситроена». Джанни выступил безупречно, обойдя стартовавшего с поул-позиции первого ряда реверсивной стартовой решетки Хьюго Валана и не дав преследовавшему его Монтейру никакой возможности для обгона.
На последнем круге Морбиделли от Монтейру во второй шикане (отчасти атака была вызвана перетормаживанием).
Победа в Австрии при старте с поул-позиции на реверсивной решетке вызвала у бывшего пилота «Формулы-1» эмоциии лишь чуть меньшие, чем шок.
После этого форма Морбиделли колебалась от окраин топ-6 до попыток ворваться в топ-10. Частично эта непоследовательность объясняется меньшими преимуществами от улучшений по сравнению с заводскими «Хонда» и «Лада».
Другие
Возможно, самый эмоциональный итог года пришел в Шанхае, когда Меди Бенанни одержал давно назревшую победу. В закрытом парке марокканец выглядел слабым от волнения и последствий неприятной вибрации и был вынужден сесть в слезах. Бенанни пострадал больше, чем доля выпавших на него проблем с надежностью, и едва не был включен в наш топ-10.
Если бы Ма Цинхуа удалось завершить весь сезон, возможно, он также был бы включен в топ-10. Китайский гонщик являлся четвертым пилотом «Ситроена» от случая к случаю и произвел отличное впечатление победой на дебютном этапе в Москве при реверсивном старте. Разбитое стекло помешало Ма во второй гонке в Спа, но бывший тест-пилот «Формулы-1» также показал себя в Шанхае, где сильно толкнул итогового победителя Лопеса.
Пилот «Кампоса» Хьюго Валан также заслуживает упоминания. Молодой парижанин провел несколько отличных заездов и часто висел на хвосте у пилотов «Ситроена». Три третьих места и быстрый круг не в полной мере отражают его усилия.
Комментарий блога WTCC for life:
1. По стилю написания статьи: британцы не были бы собой, если бы не закрутили текст так, что для его перевода потребовались просто невероятные усилия: в тексте сплошные перестановки, слова употребляются в редких значениях, ясных только из контекста, используются устойчивые словосочетания и афоризмы, непривычные времена, пассивные залоги, обезличенные и сложноподчинённые предложения… В общем, пришлось помучиться.
2. По содержанию статьи: очень странное распределение мест, которое, с небольшими перестановками, по сути повторяет итоговую таблицу абсолютного зачёта пилотов. Таким образом, Autosport.com как будто бы оценивал не самого пилота, а пилота вместе с болидом. Блог WTCC for life при подведении итогов сезона отранжировал пилотов в несколько другом порядке:
1. Хосе-Мария Лопес (5+)
2-3. Хафф, Лёб (5)
4-8 Монтейру, Мюллер, Мичелиз, Тарквини, Чилтон, (5-)
9-12 Ма ЦинХуа, Коронель, Валан, Морбиделли (4)
13-14 Томпсон, Бенанни (4-)
15. Боркович (3+)
16. Козловский (3)
17. Ориола (2)
18. Мюнних б/о
Такая расстановка пилотов видится более правильной и справедливой, учитывающей возможности болида и цели, которые ставил перед собой каждый пилот.
3. По доступности статьи: на сайте журнала доступен только анонс статьи с предложением оформить подписку, текст же статьи взят отсюда.
Можно представить общую картину.
Спасибо за перевод :)