2 мин.

Диффузоры

Перед началом сезона, тема двойного диффузора стала опять, как никогда, актуальна.

Все команды на своих презентациях заявили, что свои машины они проектировали вокруг двойного диффузора. Одновременно с этим и команды и ФИА пришли к соглашению, что двойной диффузор будет запрещён со следующего года.

Двойной (двухуровневый) никто не разрешал. Система технической регламентации немного по-другому устроена. В техническом регламенте описаны рамки, за которые конструкторы выходить не должны. В обновлённой версии технического регламента на 2009 год оказалось не очень чётко прописана формулировка. Днище автомобиля имеет в сечении две плоскости - одна плоскость днища идёт под монококом и мотором, другая под понтонами. И в версии технического регламента появилась формулировка, что поверхности, а не единая поверхность должна не прерываться, отсюда появилась возможность, при которой появилась щель между одной поверхностью и другой. Именно эту лазейку и использовали конструкторы, чтобы повысить эффективность диффузора.

Диффузор в машине Формулы 1 существует очень давно. И он всегда имел большое значение в обеспечении сцепления задних колёс с трассой, особенно в скоростных поворотах. Принцип достаточно простой - днище машины и асфальт имеют очень небольшой зазор. В задней части днища диффузор поднимается и, тем самым, между диффузором и асфальтом создаётся разряжение, это зона пониженного давления, как бы притягивает машину к земле, и задние колёса лучше прижимаются к асфальту. По своей эффективности, прижимная сила от диффузора самая сильная в задней части машины, она превосходит эффект от заднего крыла.

Днище автомобилей Формулы 1 стало двух уровневым после борьбы с граунд эффектом. Граунд эффект очень хорошо прижимал машину к асфальту, но в случае наезда машины на препятствие, моментально, резко изменялись сцепные свойства, и машины вылетала, а скорости в поворотах были очень высокими. Запрещая граунд эффект, у машины подняли днище под понтонами, что бы невозможно было создавать столь серьёзное прижимное усилие. Так вот, как раз между этими двумя днищами, конструкторы и нашли неточность регламента, так появился между ними зазор. И в этот зазор высасывается часть воздуха из под днища, что усиливает разряжение под диффузором и прижимает ещё сильнее машину. Упрощённо посмотреть, как это работает, можно вот в этом видео.

 

Диффузор Формула 1 Диффузор РЕНО "Двойной" диффузор Ред Булл