Быть героем. О судьбе Жана-Эрика Верня
В "Ред Булл" виноваты сами. Гонщикам их молодежной программы стало давным-давно очевидным, что выше "Торо Россо" не прыгнешь. Сколько пилотов приезжали в Фаэнцу в надежде занять кокпит головной команды? И кому это удавалось? Лишь Феттелю и Риккьярдо.
Остальным была уготована участь «временно исполняющих» обязанности пилотов Франца Тоста. А в связи с чем их увольняли? Отсутствие таланта? Тогда стали бы их вообще брать в Ф1? Гран-При Сингапура дал повод поразмыслить над этим. Скажем спасибо Жану-Эрику Верню за красивейшую гонку. Вне всякого сомнения, француз - герой Марина-Бэй, а после финиша гонки по паддоку наверняка поползли слухи о его ошибочном увольнении. Но, подумайте сами: что ещё делать Матешицу и Марко? Постоянно проводить ротацию состава хорнерской команды? Нет, естественно. Оставить Верня на долгие пять лет, к примеру, в рядах Toro Rosso? И будет он завсегдатаем 11-12-13 мест в пелетоне. Команда не прогрессирует, а остаётся на одном и том же уровне. А гонщик «варится» в этом соку. Представим, что действительно, у Верня появился пятилетний контракт с Фаэнцой. Молодой парень, который мечтает о победах, понимает, что даже до очковой зоны ему дотянуть бывает иногда непросто, что уж говорить о подиумах и тем более о победах! Он просто теряет мотивацию и все пять лет будет ездить спустя рукава.
На беду Toro Rosso он в любом случае её теряет. Во-первых, потому что ежегодного изменени состава в Red Bull не было и нет, а значит Toro Rosso – первый и последний шанс себя показать. Во-вторых, на слабой машине не очень-то и покажешь. И всегда держите в уме мотивацию! Есть тенденция, когда новичок Toro Rosso выглядит предпочтительнее своего партнера. Происходит, по-видимому, из-за того, что дебютант наконец-то дорвался до чемпионата мира и в пылу своего задора готов всем показать где раки зимуют! На второй год он осознаёт, что топ-командам он ненужен в свете своей малоопытности, не доказанной профпригодности да мало ли чего ещё! И у него выхода два: либо ещё через год уступить место Максу Ферстаппену или заменить в Caterham Кобаяши, предварительно найдя себе спонсора. Вот он – момент потери мотивации. Тут же появляется другой новичок Toro Rosso из молодёжной программы «красных быков», опытный пилот выглядит хуже и его признают бесперспективным. Традиционная схема. В её рамки попали Тонио Лиуцци, Скотт Спид, Кристиан Клин, Хайме Альгерсуари, Себастьян Буэми. Список пополняется Вернем. Лично мне хотелось бы задать вопрос Хельмуту Марко: зачем вообще нужна молодёжная программа? Вы тратите на неё деньги а пилоты на выходе превращаются в «отработанный материал» с комплексом обиды. Причем, понятно, что молодежная программа нужна, и проверять своих пилотов на трассах Ф1 где-то надо. Но трудно избавиться от ощущения, что система Red Bull работает неправильно.
А теперь смотрите: пилот чувствует себя как уж на сковородке испытывая перегрузки до 3g. Пилот по такой жаре едет самую длинную гонку в сезоне. Он не на Ferrari даже, а на Toro Rosso и, в добавок ко всему, получает два штрафа во время заезда. Случай, вообще, беспрецедентный. А обгонять на сингапуском треке архисложно. Информация о втором штрафе дошла до пилота в конце, и было понятно – эти 5 секунд не позволят остаться в очковой зоне. И что делает Вернь!? Он просто в прямом смысле берет быка за рога обходит одного, второго, третьего, за какие-то два-три круга отъезжает на 7 секунд и штраф ему уже нипочем.
В 2014-м были красивые гонки и знаменательные выступления: Росберг на хромом Mercedes в Канаде сдержал всех, кроме Риккьярдо, Хэмильтон в Венгрии прорвался на подиум, а стартовал с пит-лейна, Алонсо в той же Венгрии удержал 2-ю позицию. Это всё так, но лично для меня выступления Верня на Гран-При Сингапура 2014 стала лучшим не только в нынешнем году, но и лучшим за последние несколько лет. Оно явилось как бы взглядом назад – в прошлое – когда в 70-х, 80-х годах на трассах чемпионата мира происходило нечто подобное, что сегодня воспринимается как «легендарное». Быть героем не так уж сложно. Ну, и ещё... Господин Марко, Вы действительно готовы отпустить такого пилота?
Бесспорно, Жан-Эрик очень хороший гонщик, но молодёжная программа "Ред Булла" пытается выращивать не прото хороших гонщиков, а топ-пилотов, и с этой точки зрения работает она прекрасно (какая ещё из больших команд Ф-1 укомплектована собственными воспитанниками?).