Скучная Венгрия?! Только не в этот раз
Что такое «Хунгароринг»? Трасса, родившаяся ещё во времена железного занавеса. Сейчас об этом мало кто вспоминает, но трек в Будапеште был всего лишь запасным вариантом для промоутеров Больших Призов, которые жаждали привезти Формулу-1 на территорию Восточной Европы. А желательно, прямо в сердце коммунизма – в Москву.
В Советском Союзе проект поначалу всецело одобряли, и даже проектировали трассу на основе готовых Олимпийских объектов. Но до дела так и не дошло. Афганистан ли тому виной, или неповоротливые в таких делах советские чиновники – сейчас это уже не так важно. В 1983-м Формула окончательно повернулась в сторону Будапешта (с молчаливого одобрения всё того же Советского Союза), и первый восточноевропейский Гран При был проведён уже в 1986-м. Ожидания руководства Ф-1 оправдались – дебютную гонку посетило более 200 000 человек (добрая половина, правда, была загнана на трек «из под палки», но тем не менее).
Однако сама трасса получилась не самой зрелищной. Наличие узких скоростных поворотов и почти полное отсутствие прямых превращало гонки на «Хунгароринге» в движение железнодорожного состава. Вышел в лидеры в первом повороте, и тащи за собой пелотон. По подобному сценарию в 97-м чуть было не выиграл Деймон Хилл на скромном «Арроузе». Старый добрый скучный автодром. Ни ДРС, ни Керс, ни прочие искусственные примочки не могли разрушить паровозную ауру венгерского этапа.
Не будем разбираться, почему старик Берни по-прежнему держит этот трек в расписании Королевы автоспорта. Просто скажем, что в истории ГП Венгрии до минувших выходных было всего два захватывающих дух воскресенья. И каждый раз у создателя интриги было одно и тоже имя – Дождь. В 2006-м, когда прошёл первый в истории «Хунгароринга» дождевой Гран При, обгонов было чуть ли не больше, чем за все предыдущие 20 лет. А в 2011-м чехарда с пит-стопами во второй половине гонки из-за вновь заморосивших осадков заметно перетасовала пелотон.
Понятно, что истинные поклонники настоящих гонок молились на его величество Дождь и в этот раз. Хотя и без него уик-енд начался с приключений в квалификации. На прогревочном круге первого сегмента сгорел мотор у Хэмильтона. Льюису не везёт уже в четвёртый раз подряд, впору вызывать священника. Мученик сезона, Кими Райкконен, не поехал на вторую попытку всё в том же первом сегменте, и Жюль Бьянки на скромной «Марусе», выдав мегакруг, выбил чемпиона мира из дальнейшей борьбы за поул. Последнему во второй сегмент помог попасть и болид ещё одного страдальца – "Лотус" Мальдонадо заглох на трассе в самом начале сессии.
Во втором сегменте больших сенсаций не произошло, лишь ошибка молодого россиянина Даниила Квята на третьем секторе последнего быстрого круга помешала ему попасть в Q3. В последней сессии Росберг уверенно взял очередной поул, Феттель неожиданно опередил Боттаса, а Масса проиграл не только своему партнёру, но ещё и Алонсо с Риккиардо.
А воскресенье зарядил дождь! Да такой, что не всегда в тропиках бывает. Правда, как и положено настоящему тропическому ливню, его хватило всего на полчаса. Закончился он минут за 15 до старта гонки. Но намочить трассу успел прилично. Не удивительно, что все решили стартовать на промежуточной резине. Магнуссен присоединился к Хэмильтону, разбив машину в третьем сегменте квалификации. Ему пришлось так же использовать запасное шасси – оба должны были стартовать с питлейна.
20 пилотов готовились к своему прогревочному кругу, но только 19 тронулись с места. К нашему сожалению, Квят по невыясненным пока причинам, заглох, и автоматически составил компанию стартующим из боксов.
Старт провалили все лидеры. Росберг очень поздно среагировал на зелёный сигнал, Феттель тоже «затупил» на светофоре, но и Боттас не выглядел реактивным. В итоге он всё же опередил Себастьяна к первому повороту, пройти немца смог и Алонсо, но 4-хкратный смог контратаковать, и к 5-му повороту вернул себе третью позицию.
Сзади Льюис слишком оптимистично атаковал на мокрой трассе, закончив один из поворотов касанием отбойника. Повреждение переднего антикрыла не помешало ему нестись быстрее всех в тот момент, и за первых семь кругов он уже отыграл с десяток позиций. Пилоты ошибались, промахивались мимо апексов, а иногда и мимо поворотов целиком. Радары показывали повторный заряд дождя в ближайшие несколько минут.
Первым напряжения не выдержал рента-новичок «Кэтерхема». Закрыв глаза, крикнув «Банзай!», или что там кричат шведы в таких ситуациях, Магнус Эрикссон отправляет свой болид в стену. «Крокодил» остаётся на траектории – пейс кар появляется на трассе.
Происходит это в тот момент, когда первая четвёрка (Росберг, Боттас, Феттель, Алонсо) уже проезжают по стартовой прямой. Соответственно, не могут рвануть в боксы за новой резиной. А все остальные, за исключением Магнуссена, помчались на пит-лейн. Первым среагировал Баттон, но заминка на пит-стопе стоила ему одной позиции. Механики «Ред Булл» обслужили своего лидера (Уеббер плачет) быстрее, и первым за Майландером оказался Риккиардо.
Здесь позвольте сделать лирическое отступление. Когда чуть выше мы описывали два исторических Гран При Венгрии, мы слукавили, говоря о том, что имя у авторов тех шедевральных этапов было одно. Помимо Дождя был и ещё один герой. В обоих случаях это был Дженсон Баттон. Именно он на «Баре» в 2006-м одержал первую свою победу в Формуле-1. Он же идеально провёл свой 200-ый Гран При в 2011-м, в непростых условиях закончив ту гонку на первом месте.
И вот, когда погода подарила лидеру «Макларена» шанс зацепиться за высокие места, настоящий король дождя современной Формулы, казалось, своего не упустит. Он единственный остался на промежуточной резине. Все остальные выбрали «слики». Запахло жареным.
Обломали Дженса 2 фатальные ошибки – вера в свой радар, когда все остальные полагались на прогноз организаторов, и вылет на круге возвращения пейс-кара в боксы Грожана. Роман тоже устал, видимо, сражаться со своим «Лотусом», и тем самым продлил нахождение на трассе машины безопасности ещё на несколько кругов.
Тактика Баттона развалилась. Хотя после рестарта он легко прошёл Риккиардо, но за пару кругов траекторию высушили, и британцу пришлось поднимать белый флаг.
Майландер выехал вновь после эффектной аварии Чеко Переса на 17-м круге. На тот момент пятёрка выглядела следующим образом Риккиардо-Масса-Алонсо-Боттас-Вернь(!). Два Уильямса и Ред Булл решили опять переобуться под пейс-каром, но на этот раз заезд в боксы не был таким массовым.
В лидеры вышел Фернандо. Вторым стал Вернь, а за ним с шипением плыла по трассе жгучая троица Росберг-Феттель-Хэмильтон. Казалось, что Жана-Эрика на рестарте просто снесут. Но не тут-то было! «Феррари» предсказуемо умчалась в отрыв, но Росберг ни как не мог приблизиться к «Торо Россо» на расстояние атаки. Кто-то уже стал вспоминать про Хилла, трасса просохла окончательно, и обгоны становились всё менее вероятными, а шансы француза на сенсационный результат – всё более реальными.
Но до финиша было ещё очень долго. 32-й круг, и Росберг не выдерживает первым – заезжает в боксы для смены резины. Феттель слишком оптимистично атакует паребрики последнего поворота и совершает эффектный полный разворот, после чего так же едет в боксы за новым «мидиумом». Хэмильтон, тот самый, стартовавший с пит-лейна Хэмильтон, освободившись от двух немцев, атакует и проходит Верня. Француз решает не дергать бога за бороду и тоже сворачивает в боксы.
Алонсо на 37-м круге заезжает за «софтом». Казалось, что это разрушит его гонку, т.к. не понятно было, как испанец планирует 33 круга ехать на мягкой резине, а доп пит-стоп наверняка отбросит его в глубь пелотона. Хэмильтон на следующем круге заехал за «мидиумом», что посеяло ещё больше сомнений в здравом уме итальянских стратегов. Но смог же, сукин сын. Риккиардо и Росберг остановились ещё раз, а он не стал.
За 12 кругов до финиша Алонсо лидировал. Позади него мчался Хэмильтон, который отказался подчиняться приказу из боксов и не пропустил вперёд напарника. Нико, помаявшись, так и уехал на пит-лейн, не опередив британца. Льюис же, отвязавшись от Росберга, отыгрывал у резины Фернандо по секунде с круга (оставалось около 5-и). Но ещё быстрее был Риккиардо, который настигал болид с номером 44 пугающим темпом. 61-й круг, и первая тройка уже в секунде друг от друга. Борьба, борьба, ещё борьба, но диспозиция не меняется. Хэмильтон атакует Алонсо, Риккиардо атакует Хэмильтона, но всё тщетно.
4 круга до финиша. Даниэль во втором повороте обманывает Льюиса и объезжает его по внешней стороне! Вот она, свежая резина! После стартовой прямой жертвой австралийца становится «Феррари». Хэмильтон садится в воздушный мешок Алонсо и прессингует того до самого финиша, но пройти красный болид серебряной стреле так и не удастся. Мало того, на последнем круге к парочке присоединяется Росберг, но клетчатый флаг не даёт развиться второму раунду внутрикомандной борьбы. А побеждает второй раз в сезоне и в карьере Риккиардо!
Для Алонсо это второй подиум в сезоне, а Льюис после провальной субботы умудряется даже немного отыграться в личном зачёте. Разные тактики, борьба на каждом этаже, обгоны в первой тройке на последних кругах... Фантастическое воскресенье! Спасибо, Венгрия! Спасибо, MAGYAR NAGYDÍJ 2014 (не рискну произнести в русской транскрипции)!
Результаты: Место ИмяКомандаРезультатОтставаниеСтартовая позиция
1 Даниэль Риккардо Red Bull Racing 1:53:05.058 +0.000 Grid: 04 25
2 Фернандо Алонсо Scuderia Ferrari +5.2 Grid: 05 18
3 Льюис Хэмилтон Mercedes +5.8 Grid: 22 15
4 Нико Росберг Mercedes +6.3 Grid: 01 12
5 Фелипе Масса Williams +29.8 Grid: 06 10
6 Кими Райкконен Scuderia Ferrari +31.4 Grid: 16 8
7 Себастьян Феттель Red Bull Racing +40.9 Grid: 02 6
8 Валттери Боттас Williams +41.3 Grid: 03 4
9 Жан-Эрик Вернь Scuderia Toro Rosso +58.5 Grid: 08 2
10 Дженсон Баттон McLaren +1:07.2 Grid: 07 1
11 Адриан Сутиль Sauber +1:08.1 Grid: 11
12 Кевин Магнуссен McLaren +1:18.4 Grid: 21
13 Пастор Мальдонадо Lotus +1:24.0 Grid: 20
14 Даниил Квят Scuderia Toro Rosso +1 круг Grid: 10
15 Жюль Бьянки Marussia +1 круг Grid: 15
16 Макс Чилтон Marussia +1 круг Grid: 18
17 Эстебан Гутьеррес Sauber DNF (34-й круг) Grid: 13
18 Камуи Кобаяси Caterham DNF (25-й круг) Grid: 17
19 Серхио Перес Force India DNF (23-й круг) Grid: 12
20 Нико Хюлькенберг Force India DNF (16-й круг) Grid: 09
21 Ромен Грожан Lotus DNF (11-й круг) Grid: 14
22 Маркус Эрикссон CaterhamDNF (9-й круг) Grid: 19