Межсезонье - Разработка болидов Формулы 1
В Формуле 1 межсезонье. Для нас, болельщиков, - затишье.
Но команды Формулы 1 напряжённо работают готовя машины к новому сезону.
Я попробую коротко рассказать, как готовят новую машину, и как работает база команды.
В материале будут использованы ролики от БМВ Заубер. Команда ушла из Формулы 1, но оставила очень хорошие ролики.
Новая машина начинается с конструирования. Конструкторы начинают работать над новым шасси почти за год.
Начинается всё с постановки задачи главным конструктором. Он определяет приоритетные направления разработки, и определяет рамки для рабочих групп, которые разрабатывают узлы и агрегаты. Каждая конструкторская группа получает ограничения по массе своих деталей и очень плотно работает с другими группами, разрабатывающими другие компоненты болида.
Сегодня всё проектирование идёт на компьютерах. Компьютерная разработка позволяет ускорить как процесс конструирования, так и производства, можно сразу проверить сопряжение различных деталей и передать на станки чертежи для изготовления.
Одной из определяющих на первом этапе является аэродинамика. Разработку аэродинамики в Формуле 1 команды ведут двумя путями. Используются компьютерные системы расчёта аэродинамических характеристик машины CFD (компьютерная гидродинамика) и традиционные испытания в аэродинамической трубе.
CFD - пока не очень точная методика, и все полученные результаты принято проверять в трубе. Этот метод очень больших затрат компьютерного времени требует, и в командах используют мощнейшие вычислительные комплексы для ускорения расчётов. Компьютерные программы рассчитывают движение потоков воздуха вокруг машины и рассчитывают аэродинамические нагрузки приходящиеся на каждый сантиметр поверхности болида.
Испытания в аэродинамической трубе тоже не быстрый процесс. После того, как конструкторы разработали все формы, их производят на специальном модельном участке. Многие элементы изготавливаются в различных версиях, для того, чтобы потом сравнить результаты продувок и выбрать лучший. Модели делаются в 60% от натуральной величины. Стараются имитировать не только внешнюю форму, но и сопротивление внутри понтонов, где располагаются радиаторы системы охлаждения.
После того, как готова модель, её помещают в аэродинамическую трубу. Машины Формулы 1 движутся по земле, по этому и аэродинамические трубы оборудованы беговой дорожкой, которая имитирует движение асфальта относительно машины. Часы продувки с разными вариантами аэродинамических устройств позволяют инженерам подобрать оптимальные решения для различных трасс. И найти лучшие формы для крыльев, понтонов и всей машины.
Позже напишу как производят детали для самой машины