День рождения Эмерсона Фиттипальди.
12 декабря 1946 года в Бразилии в Сан-Пауло родился Эмерсон Фиттипальди.
Фиттипальди выдающийся пилот, который выигрывал чемпионаты Формул в Новом и Старом Свете. Также на его счету две победы в Индианаполис 500.
Эмерсон Фиттипальди родился 12 декабря 1946 в бразильском Сан-Паулу. Потомок выходцев из Италии и России Эмерсон бразилец во втором поколении. Его отец в молодости занимался мотогонками, но после тяжелой травмы прекратил участвовать в них и, занимаясь спортивной журналистикой, стал известным на всю Бразилию комментатором. Поначалу он не хотел, чтобы его сыновья Вилсон и Эмерсон делали карьеру в автоспорте. Но ребята решили по-другому, хотя деньги на свое увлечение им пришлось добывать самим. У Эмерсона были золотые руки и явная техническая жилка, что помогло ему зарабатывать на подготовке картов и картинговых моторов, в собственной мастерской при трассе Интерлагос, которую помог открыть отец, пойдя таким образом на компромисс между своим желанием видеть сыновей в инженерном деле и их стремлением к гонкам.
Эмерсон начал как мотогонщик. Участвовал в гонках на катерах, а через какое-то время переключился на картинг. В 1965 году Эмерсон стал чемпионом Бразилии в картинге. В 21 год он выиграл титул в национальной серии Formula Vee.
В 1968 году Фиттипальди вместе с братом перебирается в Англию, где начинает выступать в Формуле 3. Когда я прилетел в Англию, у меня в кармане был лишь обратный билет в Бразилию, сумма денег, достаточная для покупки гоночной машины, и сущие гроши на жизнь, вспоминает он. Для осуществления этого переезда Эмерсону пришлось продать все, что он мог, вплоть до собственных часов. Это был тяжелый год для молодого гонщика, денег не хватало даже на еду, ему приходилось ночевать в прицепе рядом со своей формулой Ford Merlin 11A. Сломавшаяся коробка передач стала катастрофой, денег на новую не было. Но удача улыбнулась ему, лондонский знакомый его бразильского друга, производитель гоночного оборудования для Формулы Ford Деннис Роуланд в обмен на нужные Эмерсону запчасти предложил поработать в его мастерской, а в декабре 1969 года состоялась судьбоносная встреча Эмерсона с великим Колином Чепмэном. Весной 1970 года Чепмэн предлагает Фиттипальди тестировать их машину. После тестов он получает сразу два предложения выступать в Формуле 1 , и от Чепмэна, и от Фрэнка Уильямса. Но Эмерсон не захотел сесть за руль ?де Томазо? Уильямса, принесшего смерть Пирсу Кэриджу. Эмерсон выбирает Лотус и просит Чепмэна отложить его дебют, дав начать сезон в Формуле 2, чтобы постепенно адаптироваться к болиду Формулы 1. В июне 1970 он дебютирует в Формуле 1 на ГП Великобритании. После трагической гибели Риндта 23-летний Фиттипальди становится лидером команды. В США он выигрывает свой первый Гран При, именно в тот момент, когда эта победа нужна команде как воздух. 1971 год стал для Эмерсона настоящей проверкой на стойкость к неудачам. Вместе с женой во Франции, он попадает в тяжелую аварию. Несмотря на несколько дней в реанимации и множественные травмы, Эмерсон восстановился в рекордные сроки, пропустив только один этап чемпионата. Сезон в целом был не очень успешным для команды из-за ненадежной 72ой модели Лотуса и травм Эмерсона. Шестое место в личном зачете итог того года.
1972 год станет годом триумфа для Фиттипальди. В тот сезон мы достигли идеального взаимопонимания между машиной, гонщиком, механиками и руководством команды скажет потом Фиттипальди. Эмерсон полноправный лидер сезона, в его активе три поула, пять выигранных гонок из двенадцати и еще три подиума, и в итоге заслуженно чемпионский титул! Он становится самым молодым победителем чемпионата мира по Формуле 1 за всю ее историю. Этот рекорд Фиттипальди не был побит целых 33 года, до победы в 2005 году Фернандо Алонсо. В 1973 году Эмерсон принес вице-чемпионский титул Лотусу. Он боролся за титул, но не в последнюю очередь эту борьбу ослабило соперничество внутри команды с Ронни Петерсоном, Чепмэн отказался от ?командной тактики?, не отдавая предпочтения в борьбе в личном зачете кому-то одному из своих пилотов. В конце сезона Эмерсон объявил о переходе в Макларен. Тогда многие посчитали его поступок сумасшедшим. Это была сенсационная новость. Но следующий сезон 1974 года показал, то зря многие крутили у виска, удивляясь такому переходу. Макларен подготовил отличную машину и Фиттипальди выиграл чемпионский титул второй раз. А в 1975 году завоевал вице-чемпионство. Переход из Лотуса в Макларен не был ошибкой, губительной ошибкой для карьеры Эмерсона стал уход из Макларена в команду, которую он основал вместе со своим братом Вилсоном при поддержке бразильской сахарной корпорации Copersucar . Чудес не бывает, машина была технически слаба, лучшим результатом Эмерсона в патриотичной команде Фиттипальди Форд стало второе место, завоеванное в 1978 году у себя на родине в Бразилии. Команда просуществовала в аутсайдерах Ф 1 целых восемь лет и испустила дух в 1982, но как пилот Эмерсон ушел из нее, как и из Формулы 1, еще за два года до ее закрытия в 1980 году. "В Европе с радостью готовы принять бразильских пилотов, способных приносить победы их командам, но стоит бразильцу попытаться приносить победы Бразилии, на него начинают смотреть как на стриптизершу, возомнившую себя прима-балериной. Бог свидетель, я сделал все, что мог, а в результате потерял и деньги, и авторитет, и любовь к автоспорту", - сказал он на пресс-конференции, объявляя об уходе из Формулы 1. Наверное, слова о потери любви к автоспорту были сказаны в сердцах, от горечи неудачи с командой, которую он мечтал сделать для Бразилии тем же, чем является Феррари для Италии. За все время существования ситуация в ней была нелегкая, между братьями и отцом были постоянные разногласия по поводу управления делами в команде, что наряду со слабыми техническими и финансовыми возможностями и сыграло негативную роль в ее судьбе.
Следующая большая веха его карьеры это гонки ЧампКаров. Несколько лет после Формулы 1 Фиттипальди не выступал в крупных соревнованиях. В 38 лет он приходит в гонки ЧампКаров. В 1989 году он становится чемпионом американской серии CART. И в этом же году он побеждает на гонке Индианополис 500, лидируя 158 из 200 кругов гонки, с преимуществом в два круга над соперниками.
В 1993 году он второй раз стал победителем гонки в Индианаполисе, обогнав Найджела Мэнсона на 185 кругу.
Карьеру пилота Эмерсон закончил в 50 лет. Когда в 1996 году попал в аварию на гонках в Мичигане, врачи восемь часов оперировали сломанный позвоночник гонщика, а через полгода он вместе с шестилетним сыном на легком самолете попал в авиакатастрофу в Бразилии, самолет на подлете к семейной ферме упал в джунгли, Фиттипальди снова повредил позвоночник. Он посчитал это знаком свыше и решил больше не искушать судьбу.
Сейчас он является руководителем национальной сборной Бразилии в чемпионате А1 Гран При, совладельцем автодрома Жакарепагуа, учредителем команды Fittipaldi Racing в серии КАРТ. Эмерсон Фиттипальди сделал очень много для подъема популярности автоспорта в Бразилии, вдохновив этим многих талантливых бразильских пилотов на то, чтобы попытаться повторить и даже превзойти его успехи.
Фильм про Эмерсона Фиттипальди