7 мин.

Марк Юрского Периода

Вчера мы все могли наблюдать едва ли не лучшее зрелище в современной "Формуле-1". Марк Уэббер, закончив на второй позиции последнюю гонку в своей 11-летней карьере в королевской серии, не без труда избавился от системы безопасности HANS, снял шлем и проехал круг почета без него.

"В нашем спорте нелегко иметь личный контакт с людьми. Я просто подумал, что было бы хорошо снять шлем и увидеть маршалов, болельщиков и услышать множество звуков, которые я не привык слышать" - говорит Марк.

***

Я начал смотреть Формулу-1 в 1998 году. Многие помнят развязку Гран-при Австралии, по традиции открывавшего сезон, когда Дэвид Култхард, подняв ногу с педали газа, пропустил в последнем повороте своего партнера по команде Мику Хаккинена. Позже стала известна договоренность пилотов о том, что победить должен тот, кто раньше войдет в первый поворот, а в следующих сезонах болельщикам Ф1 пришлось столкнуться со таким количеством проявлений командной тактики, что это, пожалуй, даже перестало восприниматься как нечто не вполне нормальное. Но тогда это стало первой гонкой, которую мне довелось посмотреть, и увиденное возмутило меня до глубины души. Так я начал болеть за Дэвида и не переставал вплоть до 2008 года, когда Култхард завершил карьеру в Ф1.

ДиСи так и не стал чемпионом, но, кажется, был из тех гонщиков, которых невозможно не любить. В Ред Булл остался его партнер Марк Уэббер, и я воспринял его как в какой-то мере преемника Дэвида. Несмотря на то, что Марк был всего на 5 лет младше и к тому времени уже 6 лет выступал в Формуле-1, достижений на его счету было немного. В то же время, в Ред Булл он выступал даже увереннее Култхарда, а его личные качества всегда вызывали уважение. Наступали времена, когда для того, чтобы попасть в Ф1, необязательно было гоняться лучше своих конкурентов, если за твоей спиной стояли солидные спонсоры, но Марк уже тогда воспринимался в первую очередь как опытный пилот "старой школы", а ко всему прочему являлся известным правдорубом, защитником интересов пилотов (в качестве председателя профсоюза гонщиков Формулы-1) и, в конце концов, обладателем брутальной внешности. Короче, полный набор настоящего мужчины. Поэтому вопрос, за кого болеть после ухода ДиСи из Формулы, даже не стоял.

Что было дальше, известно достаточно хорошо. Мне же кажется любопытным в первую очередь то, насколько похожими оказались карьеры Марка и Дэвида. Начиная с того, что Уэбберу тоже не удалось выиграть чемпионат, и он тоже был очень близок к этому в 2010 (как ДиСИ в 2001), и заканчивая удачными выступлениями в Гран-При Монако.

"Возможно, я не обладал абсолютным природным талантом, но я знал, что если я буду изо всех сил работать, то вскоре добьюсь удивительных результатов. Я выигрывал у многих парней, которые были талантливее меня, потому что они работали не так усердно, как я," - сказал Марк в одном из последних интервью в качестве пилота Ф1

Но если окинуть взглядом 11 лет Марка в Формуле, то в первую очередь вспоминаются, как мне кажется, не очки в чемпионате и не победы. Карьера Марка была полна ярких эпизодов, которые надолго останутся в моей памяти.

Вот Гран-при Японии 2007 года на трассе Фудзи, Марк едет ко второму месту, самому высокому на тот момент для него и команды Ред Булл, но молодой пилот дочерней конюшни Торо Россо Себастьян Феттель имеет на этот счет свое мнение.

А вот Марк Уэббер выигрывает Гран-при Германии 2009 года, и это его первая победа за 8 лет в Формуле-1.

После Гран-При Турции 2010 года отношения Уэббера с напарником по команде испортились окончательно.

Тот же 2010 год, Валенсия. Марк при попытке обгона Хейкки Ковалайнена участвует в одной из самых страшных и зрелищных аварий современной Формулы-1. После этого видео мне всегда хочется благодарить ФИА за то, что они с каждым годом ужесточают требования к безопасности болидов.

Несмотря на все это, Марк в 2010 году до последнего боролся за чемпионство. И конечно же он не мог упустить его не запоминающимся способом.

В 2011 году в Монако Марк дружески бросил в бассейн корреспондента BBC Джейка Хамфри...

...а в Спа совершил лучший в 21 веке обгон в Формуле-1

Кстати, у Култхарда тоже случались неплохие гонки в Спа, помните?

На гран-При Сингапура в этом году Уэббер и Алонсо снова разыграли эпизод, словно пришедший к нам из "старой" Ф1.

Конечно, такая карьера должна была завершится каким-то ярким событием, и мы увидели это на круге почета Гран-при Бразилии. Марк снова продемонстрировал то, за что его любят поклонники - запоминающийся поступок и настоящий мужской характер.

***

"У меня была хорошая карьера, это было отличное путешествие, и я горжусь ей", - говорит Марк. - "Но надо уметь расставаться с тем, что тебе дорого. Я смирился с тем, что уже не молод."

Конечно, мне жаль, что Марк уходит. Я больше не вижу в пелотоне гонщиков, к которым мог бы испытывать такое же уважение. Но это решение можно понять. Было очень символично, что в своей последней гонке в Ф1 Марк оказался на подиуме с Феттелем и Алонсо. Несмотря на диаметрально противоположные личные взаимоотношения, эти два гонщика, несомненно оказали наибольшее влияние на карьеру Уэббера. "Было здорово завершить гонку на подиуме вместе с ним и Фернандо Алонсо. Они являются лучшими гонщиками поколения, и мне было приятно, потому что это значит, что я все еще способен бороться с этими парнями." - сказал Марк. Он ушел достойно, не сказав ни одного плохого слова о тех, с кем взаимоотношения не складывались, не оправдываясь и честно признав свои слабости. Ушел так, как и должны уходить люди, способные в финальную минуту не прятать глаза за забралом гоночного шлема.