5 мин.

Незаслуженный «нечемпион». Вспоминаем сложную судьбу Марка Уэббера в «Ред Булле»

 

Остается последний Гран-при Формулы-1 в карьере Марка Уэббера. Хочу вспомнить его судьбу в команде "Ред Булл" после наиболее успешного сезона 2010 и порассуждать о том, что было бы, если бы команда сделала ставку на Марка.Возможно кто-то запомнит Марка Уэббера как гонщика второго номера или весьма среднего. Но это далеко не так. Попробую объяснить.Сейчас весь автоспортивный мир поет дифирамбы Себастьяну Феттелю. Но этого бы возможно и не было, если бы РБ (давайте называть вещи своими именами) не "принес в жертву" Марка в памятной гонке Гран-при Абу-Даби 2010 года. Шансов на титул тогда было больше у Уэббера. Напомню, тогда перед гонкой австралиец был вторым в общем зачете после Алонсо. И что в итоге вышло - все мы помним.Как бы то ни было, после успеха мы всегда становимся увереннее в себе. И 2011 год стал для Феттеля настоящей феерией. Впрочем и команда сразу переключила свои приоритеты в пользу немца. Да и возраст не играл в пользу Марка. В этой ситуации надо отдать должное Уэбберу - он не сдавался. Не привык он падать духом. Конечно, на фоне доминирования Себастьяна Марк выглядел невыразительно. Но чего только стоит Гран-при Китая 2011, когда австралиец, став 18-м в квалификации из-за проблем с КЕРС, блестяще реабилитировался в гонке, прорвавшись на 3 место. В целом сезон был не таким уж и плохим и Уэббер закончил его победой в Бразилии и бронзой в общем зачете.В сезоне 2012 Уэббер также не смог навязать борьбу Феттелю и Алонсо. Более того, когда вернулся Райкконен и обрел определенную стабильность Хэмилтон, третью бронзу подряд по итогам сезона завоевать не удалось. Как итог - 6 место. Но бонусом для неудачного года стали две победы на любимых Марком Гран-при Монако и Гран-при Великобритании.После сезона 2012 стало всё меньше слов о борьбе за титул. И всё больше Уэббер стал поговаривать о возможном уходе из королевских гонок. Гонщику можно только посочувствовать: три года подряд быть за спиной напарника (причем не редко этому способствовала собственная команда), смотреть как он выигрывает титулы - не самое приятное чувство.Сезон 2013. Апогей противоречивых отношений Уэббера и "Ред Булл". Всё начилось со скандального Гран-при Малайзии. Команда дает указание Феттелю не атаковать идущего первым Марка. Но тот не слушает и обгоняет австралийца, на что руководство РБ закрывает глаза. Отношения Уэббера с немцем и командой портятся окончательно и Марк не собирается прощать это напарнику и по сей день (однако недавно Уэббер заявил: "Думаю, что однажды я смогу с ним выпить стакан красного вина, однако сейчас мне тяжело это сделать"). Собственно после этого момента всё пошло наперекосяк. Были не только тактические просчеты в пользу Феттеля, но и катастрофическое невезение. Невезло везде: на пит-стопах, технически, с непутевыми соперниками. В Китае команда не прикручивает колесо - сход. А в Канаде под колеса попался круговой Ван дер Гарде, что лишило Марка подиума. Перед Гран-при Великобритании Уэббер делает неожиданное заявление о том, что покидает Формулу-1 и уходит в чемпионат мира по гонкам на выносливость в заводскую команду Порше. Казалось бы, это должно было раскрепостить австралийца, но невезение не собиралось уходить в сторону. На том же Сильверстоуне был шанс занять первое место, когда Феттель неожиданно сошел, но Уэббер не смог пройти Нико Росберга. Ну, а затем в Германии вновь "помогла" команда. Второе неприкрученное колесо в сезоне - это уже слишком. А потом было два пожара. Обидный, первый, на последнем круге гонки Гран-при Сингапура; и второй, вызванный боулингом Адриана Сутиля в веселой корейской гонке. К тому же было много штрафов не в пользу Марка. Один из самых несправедливых вылился после финиша гонки в Сингапуре, когда третий стюард того Гран-при Дерек Уорик видимо подзабыл, что в бытность его гоночной карьеры самого тоже подвозили на болиде. Как бы то ни было, но Марк Уэббер пока не одержал ни одной победы в этом сезоне (а такого не было со времен 2008 года) и проигрывает Себастьяну Феттелю больше очков, чем когда бы то ни было. Марк объяснил всем, что не получает того удовольствия от Ф1, чем раньше, и что мотивация пропала. Показательным был недавний подиум в Остине, когда после обязательных вопросов Марк сразу же ушел, не став фотографироваться с Марио Андретти, Феттелем и Грожаном.Как бы это парадоксально не звучало, но с командой Уэбберу не повезло. Не стал он своим в "Ред Булле". И всё потому, что сама команда всё-таки слепила в 2010 году из молодого немецкого краш-мэна (уж извините болельщики Себастьяна) чемпиона, а приветливого австралийца решила задвинуть на вторые роли. Хотя Марк этого явно не заслуживал.. Харизма настоящего, живого чемпиона у Уэббера ведь есть.Алексей Попов как-то сравнил австралийца с Герхардом Бергером и Дэвидом Кулдхардом: "Тоже не стал чемпионом, примерно такое же количество побед, но классный гонщик и очень уважаем в паддоке." Соглашусь с Алексеем. Уэббер навсегда останется в памяти у многих как отличный, положительный парень, пусть и не ставший чемпионом. А вот Феттелю надо что-то делать со своей репутацией "чемпиона на самовозке".Дай "Ред Булл" гонщикам одинаковые возможности, мы бы увидели Феттеля не сделанным командой чемпионом, а Феттеля-бойца, который бы выиграл чемпионат сам. И стань Уэббер тогда чемпионом, сезон 2011 был бы совсем другим, намного более интересным, как другим был бы и этот год, я уверен. Нам бы всем хотелось увидеть повторения эпохи Сенна-Прост. Но в "Ред Булле" посчитали иначе.Сам австралиец сезон 2010 в недавнем интервью вспомнил вот как: "Да, это был сложный сезон. Только самые близкие мне люди знают, что в нём было. Но хорошо, что я прошёл через это. Если быть честным, то я не верю в то, что сделал тогда. Оглядываясь назад, я испытываю гордость за то, как вёл себя и как действовал. Это было непростое время для команды. В 2010 году мы вошли в неизведанные воды. Так что да, отношения были напряжёнными. Но в конечном счёте я думаю, что сделал всё что мог, хотя я, быть может, отношусь предвзято к себе. Но я не вижу, что мог бы сделать иначе".Кто-то со мной не согласится, я это знаю. Да, может где-то Феттель был быстрее и удачливее Уэббера. У самого Марка никогда так идеально не получались старты и первые круги как у напарника. Но не пользу австралийца играл немаловажный факт, что боролся он все эти годы по сути в одиночку, без особой поддержки команды.12 лет в Формуле-1, 214 стартов, 1029,5 очков, 41 подиум, 18 быстрых кругов, 13 поул-позиций, 9 побед. Очень даже неплохо для отличного парня паддока. Но ещё остается один Гран-при, на котором Уэббер побеждал дважды. Так что карьеру в Ф1 можно закончить на высокой ноте. Дерзай, Марк!

Марк Уэббер