Королевские извращения
Вся эта чехарда с резиной Пирелли, с требованиями от Берни изменить ее зимой, с жалобами команд уже по ходу сезона, все это здорово напрягает. Ситуация порой доходит до абсурда. Взрывающиеся шины, 5 пит-стопов.. что-то здесь не ладно.
Понятно, что Формула 1 - это прежде всего шоу. Такие гонки проводятся очень давно и они всегда были уделом состоятельных людей, к которым априори тянутся люди попроще. Плюс автогонки - это риск, азарт, романтика. Но этот жгучий коктейль эмоций с каждым годом сбавляет обороты. Разнообразные гонки поддержки, парад пилотов на ретро-автомобилях, даже показ мод с гонщиками в качестве моделей - ничего уже не может сделать "большой цирк" прежним.
Причин много. Гонки стали безопаснее, пилоты уже не прощаются с семьей перед каждым заездом. Зрители не дрожат от мысли, что в любой момент болид пронесется через заграждение из тюков сена и раздавит их насмерть. Звучит ужасно цинично, но это так.
Формула 1 сложна для понимания. Спортивный регламент написан так, что даже стратеги команд не в состоянии всегда принять верное решение во время гонки, а гонщики не могут запомнить всех правил, а то, что знают не могут оперативно применить на трассе, потому что не видят ситуации в целом, плохо понимают, что происходит на трассе, вообще в гонке. Зрителям на трибунах большую часть гонки непонятно, почему машины едут в таком порядке и к чему это приведет. Сложно восторгаться тем, чего не понимаешь...
Организаторы чемпионата пытаются искусственно поддерживать зрелищность гонок, заставляя создавать разрушающуюся резину, выдумывают DRS. Это такой бред. Без всего этого были великолепные годы, когда гонщики сражались колесо в колесо и все были в восторге.
Отчасти причина таких сложностей с техническим регламентом - это традиция, по которой каждая команда является конструктором собственного шасси. Безусловно, это круто, но сейчас ценность этого факта очень мала. Моя девушка смотрит со мной гонки, ей наплевать, что Лотус сам проектирует монокок, подвески, аэродинамику. Ей важно, чтобы Райкконен побеждал или хотя бы боролся за победу в каждой гонке. Иначе она просто уйдет от экрана и займется своими делами. Двигатели ведь можно покупать! Так разрешите покупать шасси! Мелкие команды смогут сократить расходы, а большие увеличат прибыль и смогут хоть частично оправдать наличие 7 сотен рабочих мест. И что важнее - шансы более-менее уравняются.
Более радикальный шаг - модель европейской Формулы 3 (если правильно вспомнил серию). Шасси у всех одинаковое, но разрешены доработки силами самой команды. Области и размер доработок можно ограничить тем же техническим регламентов. И тогда не нужно будет Лотусу придумывать передний выхлоп, а Мерседесу - двойную DRS, чтобы отыграть еще 0,2 секунды на круге тратя на это месяцы работы и миллионы долларов. У них просто не будет права на столь радикальные решения. И не будет между машинами разницы в скорости 4 секунды на круге! Все уложатся в секунду-полторы. И будет борьба. И за чемпионство будет бороться не только Феттель сам с собой, но еще человек 5-6.
Резина должна быть создана для гонок, а не для деградации и взрывов на скорости более 200 км/ч. Она должна быть мягкой, цепкой, но выносливой. Обязательный пит-стоп не даст скучать команде механиков, а мягкая резина позволит пилотам бороться на переделе собственных умений и возможностей машины. И все будут в выигрыше.
Понятно, что все это только мечты. Команды связаны с организаторами чемпионата договором. Они не могут просто уйти и создать свой лучший чемпионат. Ну а владельцы Формулы 1 хотят и будут зарабатывать деньги. Им на руку заоблачные расходы команд - так они оправдывают цены на телетрансляции и гигантские взносы за право проведения Гран при. Но рано или поздно такой политике придет конец и Королева автоспорта перестанет существовать, по крайней мере в том виде, что мы знаем. Возможно первый шаг в этом направлении уже сделан - это переход на новые более современные и очень дорогие моторы в следующем году.
(Фото из FB-группы Vodafone Racing)