7 мин.

Спорт для настоящих мужчин

В июле этого года с главной площади страны стартует пятый по счёту ежегодный ралли-рейд «Шёлковый путь». Специалисты уже успели окрестить эту гонку второй по значимости в мировом автораллийном спорте после легендарного «Дакара». Начиная с 2009 года, Шёлковый путь пролегает по разным географическим точкам. Он уже побывал в Туркменистане, Казахстане, во всевозможных российских городах. В этом году гонка финиширует в Астрахани. Неизменным остаётся только любовь участников к приключениям и адреналину, а также неподдельный интерес со стороны любителей этого вида спорта. Хотя нет, тут я слукавил. Интерес с каждым днём растёт, поклонников становится всё больше. Вот я, например. Не было в моей жизни ралли, вот хоть, убей, не знал об этом виде спорта ровным счётом ничего! Пока не случилось.… Нет уж, давайте по порядку!

По заданию редакции мне предстояло посетить, так называемый, реконессанс (на человеческом языке – разведка) пятого и шестого спецучастков этого самого ралли-рейда. Для тех, кто не знает, поясню. Примерно за месяц до старта маршрут должен быть тщательно изучен и описан. Для этого к месту предстоящей гонки приглашаются специалисты, которые будут заниматься написанием «роуд-бука». В этом году, впрочем как и в четырёх предыдущих, ими стали французы: легендарный Пьер Лартиг – трёхкратный победитель «Дакара»; и Стефан Ле Бай - общепризнанный специалист мирового уровня по прокладке внедорожных маршрутов и по написанию дорожных книг ралли.

Перед началом командировки я, как мог, подготовился, изучил массу информации, казалось бы, «матчасть» подтянул. Как выяснилось, всё это было впустую. Я попал в экипаж Сергея Савкина, опытного гонщика, по совместительству механика. Как только мы выехали на бездорожье, я всё понял. Мои руки вцепились в металлические трубы, установленные, по всей видимости, для безопасности. И больше я их не отпускал! На скорости около ста километров в час наша машина преодолевала ТАКИЕ препятствия, о которых я, к слову водитель внедорожника, «слыхом не слыхивал»! А какие виды открывались за окном! Я и не представлял, что обычная степь может сменяться настоящей африканской пустыней с барханами, верблюдами и колодцами, типа «Учкудук»! Всего в нашей колонне было 6 внедорожников. В «песочнице», именно так называют пустыню гонщики, у нас не получалось проехать без остановки и двадцати минут. То и дело какой-нибудь из экипажей прочно увязал в «зыбучке». Нужно было выручать. А в экипаже под номером 1, помимо экстремального вождения, еще и велась активная работа по составлению «Роуд-бука». И это при том, что они шли первыми и вели весь пелотон за собой. Но ничего удивительного. Пьер Лартиг и Стефан Ле Бай опытные раллийщики, они-то и задавали тон нашей «разведгонке». Немногочисленные привалы на приём пищи были также очень полезны для нашего «журналистского брата». Интервью, фото- видеосъёмки, а как иначе? Мероприятие по своей сути очень медийное, достаточно сказать, что на самом ШП будут работать свыше полутысячи журналистов. А телевизионное вещание охватит порядка 200 стран мира. Вот такой вот он популярный «Шёлковый Путь».

Возвращаясь к нашему реконессансу, нельзя не упомянуть о ночёвке. Это вообще разговор отдельный. Бивуак разбили на берегу живописного озера. Да-да, весь день в песках и степях, а тут озеро! Сложилось ощущение, что за один день я сменил не один географический пояс. Разве что снега не хватало! Пока повар готовил ужин, участники организовывали спальные места. Ночевать каждому предстояло, выражаясь языком туристов-лежебок, в «синглах». Здесь я имею в виду, конечно же, одноместные палатки. Условия пусть и спартанские, зато «romantisme» во всех его проявлениях. А вот ужин получился на славу, за что отдельное спасибо повару команды Айрату. Вы не поверите, но на ужин был плов (!). Самый настоящий восточный плов! После трудного и эмоционально выхолащивающего дня можно было сказать, что вкуснее я ничего никогда не ел! Сама атмосфера ужина также была потрясающей! Дружеские беседы, выступления и тосты (с чаем, естественно) руководителей реконессанса. Сказали очень тёплые слова об организации и наши французские друзья. Пьер Лартиг даже в шутку изъявил желание по примеру Жерара Депардье стать гражданином нашей страны. Пусть это и была шутка, но гостеприимство и радушие в России  им были отмечены вполне серьезно.

«Мне очень понравилось в России с точки зрения организации ралли и, конечно же, то, как нас здесь встретили, - восторженно говорит Пьер Лартиг. – Возможно, мне даже захочется поступить как мой известный земляк по имени Жерар, ну, вы поняли, о ком это я!»

Настоящий мужской юмор, без налёта напускной важности и гламура, вот как я охарактеризовал бы атмосферу нашего вечернего чаепития. Я смотрел на гонщиков и преисполнялся неподдельным восторгом!

К моему большому сожалению, ужин оказался недолгим. Подъем был запланирован на 6-30 утра, завтрак на скорую руку и снова в путь. Ведь на следующий день предстояло описание шестого спецучастка. А потому быстрый отбой и глубокий здоровый сон!

Утром в услугах будильника необходимости не было. Звук ревущего генератора разбудил меня моментально. Подъём, умывание, завтрак и по машинам! И снова пески, степь, выкапывание увязших экипажей. На одной из вынужденных остановок Пьер Лартиг и Стефан Ле Бай согласились пообщаться с журналистами. Кое-что перепало и мне….

- Мсье Лартиг, на Ваш взгляд маршрут этого года соответствует неофициальному званию «второй гонки планеты»?

- В этом году «Шелковый путь» - это маршрут настоящего ралли–рейда, - отвечает Пьер Лартиг. - Получился очень интересный географический охват всевозможных зон от степных плато до холмистой пересеченной местности, с движением через открытые дюны, пески, песчаные массивы до быстрых рулежных дорог в горной местности. На мой взгляд, гонка пройдёт минимум через четыре географические зоны. И, что интересно, их участники пересекают за довольно короткий промежуток времени. При 3500 километрах в гонке «Дакар», дистанция «Шёлкового Пути составила 3000 километров. Но «Дакар» спортсмены проходят за 2 недели, тогда как здесь экипажам отводится 7 дней. Судите сами!

- Не хочется ли Вам порой самому принять участие в гонке?

- Я при первой же возможности соглашусь стать участником этой гонки. Трасса очень хорошая, петли воспринимаются как большой длинный маршрут. А если брать «песочницы», то это самый настоящий «Дакар», я имею в виду, конечно же, африканский его период.

Я не упустил возможности поинтересоваться мнением организаторов этой гонки. На мои вопросы любезно согласился ответить исполнительный директор ралли один из основателей ралли-рейдового движения в России Сергей Олегович Гиря.

- Сергей Олегович, каковы основные цели гонки «Шёлковый путь – 2013»?

- Перед организаторами ралли на 5-й год проведения большой гонки ШП-2013 стояла задача максимально приблизить ШП по сложности и задачам спортивной организации именно к тому африканскому «Дакару», который проводился много лет назад и стал легендарным.

- А что же нынешний «Дакар»?

- На мой взгляд, сегодняшний ШП намного серьезней и сложнее того «Дакара», который проводится в Аргентине и Чили. Взять хотя бы тот факт, что в течение одного дня нашей гонки трасса ралли меняется 4-5 раз, что заметно усложняет работу экипажу. Им постоянно приходится перестраиваться. Ведь, как мы знаем, техника управления в пустыне в корне отличается от той же техники, но уже в степи. А еще и дистанция почти как у Дакара. Представляете, 3 тысячи километров под включенный секундомер на время, скорость, мастерство, в т.ч. и навигационное?

- Что является залогом успеха в гонке «Шёлковый Путь»?

- Залогом успеха является, в первую очередь, слаженность пилота и штурмана. Я бы сравнил их дуэт с дуэтом в фигурном катании. Лишь слаженность и обоюдное мастерство способны принести успех. Но не менее важна и работа всей команды. Всех и каждого!

Пресс-аташе команды «Камаз-Мастер», а также медиа-директор ралли «Шёлковый путь» также не миновал участи респондента.

- Эрик, нынешняя гонка проводится под негласным девизом «Возвращение к традициям старого африканского «Дакара». Прокомментируйте его, пожалуйста, что он означает?

- Суть этого девиза заключается в том, что нам очень важно сохранить дух и атмосферу первых ралли-рейдов, когда энтузиасты ехали в неизведанные земли и в очень жёстких условиях достигали финишей. В этом году сокращены перегонные лиазоны между бивуаками, максимально увеличены скоростные участки. Соответственно, гонка будет проходить в очень жёстком режиме.

- Что даёт эта гонкам российскому автоспорту в целом?

- Для российских спортсменов это отличная возможность без больших затрат, без выездов за границу померяться силами с участниками, которые приедут из-за рубежа. А приедут, уж поверьте, самые известные и опытные раллийные команды со всего мира. Так вот для российских гонщиков «Шёлковый путь» возможность не вариться в собственном соку, а проверить себя на фоне мастеров, находящихся на пике раллийной дисциплины.

Но вот и заключительный день генерального реконессанса 5-го и 6-го спецучастков подошёл к концу, а вместе с ним, к моему большому сожалению, закончился и пресс-тур, организованный специально для журналистов. Было немного грустно расставаться с этим «волшебным миром экстрима и настоящих мужчин». Сам себе я уже пообещал, если такая возможность появится, то я обязательно приму участию в таком мероприятии. Если же нет, то придётся потратиться на свой X-Trail и самому заявиться на гонку. Равнодушным она не оставит никого, вы уж мне поверьте!