5 мин.

Все дороги ведут в Абу-Даби: Ландо Норрис, Макс Ферстаппен и Оскар Пиастри поборются за чемпионство на трассе Яс-Марина

Финал сезона Формулы-1 2025 года традиционно пройдет на гоночной трассе Яс-Марина в Абу-Даби в воскресенье, 7 декабря. Сразу три пилота – Ландо Норрис, Макс Ферстаппен и Оскар Пиастри – имеют реальные шансы на титул в этом году. 

После впечатляющего выступления в Катаре четырехкратный чемпион Макс Ферстаппен отстает от лидера чемпионата Ландо Норриса всего на 12 очков. Благодаря победе на трассе Лусаил он опередил Оскара Пиастри на четыре пункта, сдвинув его на третье место. Это первый раз с 2010 года, когда на финишной прямой сезона одновременно борются сразу три гонщика. В прошлый раз при подобном раскладе победу одержал Себастьян Феттель, претендент с наименьшим количеством очков на момент начала гонки.

В сезоне 2025 года Ферстаппену удалось совершить чудо: три месяца назад его отставание от лидера превышало 100 очков – казалось бы, непреодолимый разрыв. Однако во второй половине сезона он смог серьезно отыграться, сократив разницу до 12 пунктов. Если голландец выиграет титул, он повторит уникальный рекорд Михаэля Шумахера, став вторым в истории пилотом, которому удалось выиграть пять чемпионатов подряд.

Путь к титулу

Начало сезона 2025 года было спокойным, предсказуемым и не предвещало сюрпризов. Команда McLaren смогла создать быстрейший болид, а Red Bull оставался в растерянности после ухода главного конструктора Эдриана Ньюи. Ферстаппен наблюдал, как его отставание от Пиастри росло с тревожной регулярностью: в мае после Монако — минус 25 очков, в июне после Испании — уже минус 49, в июле после Бельгии — минус 81, а после домашней гонки в Нидерландах голландец оказался в безнадежной яме в 104 очка позади Пиастри.

Ранее самый крупный отскок современной Формулы-1 совершил сам же Ферстаппен в 2022 году, отыграв 46 очков у Шарля Леклера, но то было в начале сезона, когда Red Bull находился в восходящей траектории. Достойное упоминания возвращение в борьбу за титул было и у Себастьяна Феттеля в 2012, когда тот отыграл 39 очков у Фернандо Алонсо.

Однако в Red Bull произошло то, что изменило ход турнира. В июле команду потрясла одна из самых громких отставок в истории: руководитель Кристиан Хорнер, 20 лет возглавлявший коллектив, покинул свой пост. Его место занял Лоран Мекис. По собственному признанию нового начальника, его вклад в недавние успехи Макса был минимальным, однако он восстановил атмосферу в команде. Примечательно, что Ферстаппен был так встревожен происходящим, что находился в шаге от перехода в Mercedes – пилот даже встречался с боссом команды Тото Вольффом. История быстро разлетелась в соцсетях, но не получила своего развития – Ферстаппен официально заявил о верности Red Bull и готовности остаться на прежнем месте.

Возрождение Red Bull совпало с серией ошибок McLaren. На Гран-при Лас-Вегаса машины команды были отрегулированы неправильно – днище болидов оказалось тоньше допустимого по регламенту, что привело к дисквалификации обоих пилотов. Затем в Катаре “макларенцы” вновь просчитались: когда весь пелотон воспользовался пит-стопом во время действия машины безопасности, Норриса и Пиастри оставили на трассе, подарив победу Ферстаппену, и вместе с ней – последний шанс на триумф.

Игра престолов в команде McLaren

Внутри McLaren, которую прозвали командой “папайи” из-за фирменного оранжевого цвета, кипела своя драма. Отсутствие четкого разделения на первого и второго номеров привело к цепи столкновений. Причиной послужила высокая конкуренция между партнерами по команде. Оба показывали впечатляющие результаты: сначала в личном зачете лидировал Оскар Пиастри, но ближе к концу сезона, после победы в Мексике, первенство забрал Ландо Норрис. На гран-при Канады Норрис в попытке обогнать Пиастри спровоцировал столкновение, которое в итоге привело к сходу с трассы. Позже, в спринт-гонке в Остине произошел еще один инцидент между сокомандниками – оба выбыли из гонки, попутно задев еще двух счастливчиков – Фернандо Алонсо и Нико Хюлькенберга. Был контакт и в Сингапуре, он обошелся без катастрофы, но наглядно показал накал борьбы. 

Финальный аккорд сезона

Пользователи социальных сетей уже окрестили сезон 2025 года знаковым для истории автоспорта. При первоначальной мнимой предсказуемости соревнования в конечном итоге многое стало удивлением как для фанатов, так и для экспертов. Нико Хюлькенберг, некогда имевший антирекорд по количеству откатанных гран-при без единого подиума, наконец неожиданно взял третье место на трассе Сильверстоун в Великобритании. Тем временем семикратный чемпион Льюис Хэмилтон после перехода в команду Ferrari переживает депрессивный сезон с низкой результативностью – его самым большим достижением стало лишь 4 место. Его напарник Шарль Леклер несколько раз завоевывал место на подиуме, но ни разу за год не стал победителем гонки. Остается только надеяться, что команда проведет работу над ошибками и сможет порадовать фанатов лучшими результатами в следующем году на более конкурентоспособном болиде.

Поколение новых звезд в лице Оливера Бермана, Кими Антонелли, Габриэля Бортолето и Айзека Хаджара воодушевило фанатов, несмотря на ошибки и аварии. Бермана из Haas уже окрестили преемником Льюиса Хэмилтона в Ferrari. Так, бывший руководитель Haas в Формуле-1 Гюнтер Штайнер заявил в подкасте The Red Flags, что Берман может занять место Хэмилтона, если семикратный чемпион покажет невысокие результаты в следующем сезоне. Молодой пилот Mercedes  Андреа Кими Антонелли три раза взошел на подиум при максимальном давлении, Бортолето достойно держится рядом с опытнейшим Нико Хюлькенбергом в проблемном Sauber, а Хаджар, став открытием года, уже получил место в основной команде “быков” рядом с Ферстаппеном на 2026 год.

Все дороги ведут в Абу-Даби

Норрису, чтобы стать чемпионом вне зависимости от результатов соперников, нужно финишировать не ниже третьего места. Есть и другие сценарии в его пользу – целая дюжина комбинаций. Даже если он вообще не наберет очков, титул может стать его, если Ферстаппен не поднимется выше четвертого места, а Пиастри останется не выше третьего.

На трассе Яс-Марина Ферстаппен уже демонстрировал доминацию. Четыре из пяти предыдущих этапов в Абу-Даби выиграл именно он. Норрис забрал одну из них в 2024 году, но тогда чемпион уже был понятен. Именно на этой трассе в 2021 году голландец взял свой первый титул, выхватив его из-под носа Хэмилтона в скандальном финале, – тогда в дебютный момент сыграло роль спорное решение директора гонки Майкла Маси.

На трассе в Абу-Даби в воскресенье произойдет одна из легендарных историй Формулы-1. Либо Ферстаппен впишет свое имя рядом с Шумахером, либо один из гонщиков McLaren наконец прервет его серию чемпионства. Финальная гонка эпохи текущего регламента обещает быть достойной.