10 мин.

Все расклады финала «Ф-1»: кто фаворит Гран-при Абу-Даби и битвы за чемпинство?

Финал сезона в «Формуле-1» дарит нереально крутой сюжет. Победа Макса Ферстаппена и странная тактика «Макларена» в Катаре вывели чемпионат на эпическую развязку в Абу-Даби. Впервые с 2010-го на последнем этапе к титулу идут сразу трое претендентов. 

И пусть гонка в Катаре сбила чемпионский ход Ландо Норриса, он все равно остается лидером зачета: +12 очков от Ферстаппена и +16 от Оскара Пиастри. Такой запас дает британцу достаточный люфт, чтобы при самых разных раскладах взять титул. 

Норрис – по-прежнему фаворит на титул. Пиастри нужно чудо, у Ферстаппена больше шансов

Победитель гонки получит 25 очков, а пилоты со второго по десятое места возьмут следующие баллы: 18-15-12-10-8-6-4-2-1. Для Норриса уравнение простое: его подиум в Абу-Даби автоматически закроет чемпионский вопрос, как бы ни сложилась гонка для Ферстаппена и Пиастри.

Учитывая, что Ландо взял 17 подиумов в 23 гонках, задача кажется выполнимой. Но букмекеры все же не ставят его в роль безусловного фаворита – вероятность титула 66,1%.

Если подиум, как в Катаре, ускользнет, тут уже начнется подсчет раскладов. Например, в случае финиша на четвертом или пятом местах придется надеяться, что Ферстаппен не выиграет гонку. Если Норрис не наберет очков, нужно, чтобы Макс оказался вне топ-3, а Пиастри – не выше третьего места.

Вот все сценарии для титула Норриса. Как видим, соперникам будет сложно.

У Ферстаппена куда меньше вариантов. Ключевой расклад на Абу-Даби такой: победа плюс отсутствие Норриса на подиуме принесут Максу пятый титул. Второе или третье место оставят надежду только через комбинации результатов соперников, а финиш вне топ-3 гарантирует, что чемпионство уйдет другому.

Шансы Ферстаппена на титул – 25,9%. Однако сам факт, что Макс в чемпионской гонке – уже фантастика. Если вспомнить, что после Гран-при Нидерландов он отставал от лидера на 104 очка, потенциальный камбэк будет эпичным! В какой-то момент вероятность чемпионства падала до 1,5%, а теперь Ферстаппена сравнивают с героем фильма ужасов.

У Пиастри расклады самые жесткие – нужно почти чудо. Чтобы сохранить математические шансы на титул, он должен финишировать в топ-2. Однако даже в случае победы нужно, чтобы Норрис приехал максимум шестым. Такое было только на злополучном для «Макларена» Гран-При Азербайджана. И тогда Пиастри вообще сошел.

И наконец сценарий с равенством очков. В этом случае вычисляется, у кого больше побед, затем вторые места и так далее. Сейчас счет по победам равный: у всех по семь. По вторым местам лидирует Ландо – у него восемь против пяти у Макса и четырех у Оскара.

А кто фаворит в Абу-Даби?

Финальная гонка обещает быть напряженной, поэтому и расклады плотные. Котировки на тройку фаворитов отчетливо выделяются на фоне остальных, такого давно не было в этом сезоне.

Победу на Гран-при Абу-Даби букмекеры прогнозируют Ферстаппену – кэф на него 2.40. Норрис котируется вторым за 3.20, но для титула ему не обязательно выигрывать гонку. 

Пиастри, которому критически важно финишировать в топ-2, идет только третьим. А чтобы конкуренты провалились, ему еще придется рассчитывать на вмешательство «Мерседеса» или «Феррари».

Букмекеры считают, что именно немецкая команда выглядит главным внешним фактором: Джордж Рассел и Кими Антонелли входят в топ-5 фаворитов. Все ли оправдано?

Фактор трека и условий: равная битва «Макларена» и «Ред Булл»? «Мерседес» правда вмешается?

Трек Абу-Даби изначально строился как универсальный сборник всего, что только может быть в автоспорте: среднескоростной и техничный сектор с близкими барьерами, связка скоростных прямых с медленными шиканами для обгонов из слипстрима и на точках торможений, быстрые сектора для теста болидов на прижимную силу, длиннейшая стартовая прямая… Потому настраивать технику на такой автодром не так-то просто, а машина должна быть сбалансированной.

Однако именно такой набор разных характеристик сделал трассу «нейтральной»: при проигрыше в одной зоне всегда можно наверстать в другой. Средние требования к прижимной силе и стабильности при смене направлений подтвердил и поставщик шин «Пирелли» – как и такую же нагрузку на резину (3 из 5). Намного важнее – нагрузки на торможениях и при разгонах (4 из 5). Особенно ударит по задней оси:

Сам асфальт – средней тоже средней абразивности и предоставляет средний уровень сцепления, которое будет быстро расти с накатом. Значит, уровень зернения и деградации выйдет ограниченным. Да, температура будет снижаться по ходу заезда, но речь все-таки о Ближнем Востоке – холода как в Вегасе можно не ждать.

Потому намного важнее общий потенциал болида, шасси и мотора – выстрелить может каждый обладатель достаточно сильного общего пакета.

Кому же подойдут такие условия?

«Макларен» обожает сбалансированные треки, где можно отыграться за слабость на прямых. С поиском настроек и прогревом шин у обладателей Кубка конструкторов тоже не должно возникнуть проблем. Теоретически неприятности могли принести кочки в нескольких быстрых связках, но их накануне проблемные участки асфальта отшлифовали.

Выходят крайне благоприятные условия для Норриса: он не любит только зернение покрышек – и оно не прогнозируется. В прошлом сезоне при схожих условиях Ландо взял поул с преимуществом в 0,25 секунды и спокойно победил. У лидера чемпионской гонки и сейчас есть все инструменты для завоевания места на первом ряду – но затем сложнее: требуется не проиграть старт (слабая сторона №4), не попасть в передрягу в первом повороте (тоже непросто), а затем удерживать траекторию в поворотах и точно разгоняться перед прямыми. Вероятно, самой разумной стратегией для Ландо будет просто отрулить на старте и пропустить желающих побороться за победу, а самому комфортно доехать третьим.

Для Пиастри трек тоже не представляет головоломки, но и реализовать здесь сильные стороны Оскар не сможет. Среднее сцепление и прижимная сила вместе со средним уровнем износа не принесут обычного бонуса от плавного пилотажа против пелотона, для ускорения придется рисковать. На территории игры ва-банк австралиец пока не так силен – именно при таких условиях он обычно и начинал ошибаться. В квалификации трасса такое обычно прощает (кроме последнего поворота), но в гонке дорого обходится – потерянное время и позиции отыграть почти нереально.

«Ред Булл» и Макс Ферстаппен должны выжать из Гран-при всей жизни все для победы. Это возможно: условия позволяют настроить машину под желаемую стратегию гонки (с перспективой под обгоны или под оборону – в зависимости от плана), а эффективное шасси даст буст на прямых. Скорость пригодится: ведь в Катаре Макс потерял новенький мотор из-за опасений по части надежности, и ему приходилось атаковать на старом. В виражах «Лусаила» накат двигателя не имел особенного значения, а вот на более требовательной к мощности «Яс-Марине» все изменится. Если же именно лошадиных сил не хватит Максу для поула – придется надеяться на старт и оборону.

Еще один фактор на стороне действующего чемпиона – идеальная работа стратегического штаба «Ред Булл». Он выстраивает лучшие планы на Гран-при и быстрее всех выбирает тактику в гонке – при нужном темпе Макс может просто «перепрыгнуть» конкурентов после волны пит-стопов. Вполне претендент на победу при старте с любой позиции – потому Ферстаппен фаворит в котировках. Ему нечего терять, он на психологическом подъеме, а его команда заточена только под одну цель, пока соперники захлебываются от внутренних противоречий.

Но кто же еще может вмешаться в титульную схватку? «Мерседес» и правдавполне в состоянии: средний износ и падение температур должны включить англо-немецкий болид. В Катаре он уже выглядел временами вполне на уровне «Ред Булл» и почти около «Макларена», а с добавкой удобных медленных поворотов и прямых должен стать еще быстрее. От Расселла и Антонелли стоит ждать сюрпризов – они могут отобрать ценные очки у любого из претендентов. Джорджа справедливо оценивают весьма высоко.

«Феррари» теоретически тоже может выглядеть получше на прямых «Яс-Марины», но вечные проблемы с тормозами на болиде Скудерии вновь могут подбить их перспективы. В прошлом году алые взяли подиум прежде всего из-за самоустранения двух прямых конкурентов (Пиастри и Ферстаппена) в столкновении, но сейчас другие команды слишком быстры и более стабильны.

Но и без «Феррари» сражение за победу и подиумы Гран-при между пятью пилотами выглядят реально. И каждая мелочь грозит перемешать титульные расклады.

Телеграм-канал автора анализа – с объяснением, почему командная тактика «Макларена» дошла до такого абсурда и иначе сложиться не могло.

***

Финальный этап захватывающего сезона пройдет с 5 по 7 декабря. Развязка чемпионской битвы – в воскресенье, гонка начнется в 16:00 по московскому времени.

Расписание Гран-при Абу-Даби:

5 декабря (пятница). 12:30. Первая практика
5 декабря (пятница). 16:00. Вторая практика
6 декабря (суббота). 13:30. Третья практика
6 декабря (суббота). 17:00. Квалификация
7 декабря (воскресенье). 16:00. Гонка

За титульной битвой «Ф-1» скрылся чудо-подиум Сайнса. Вероятность – как у выхода GTA VI в 2025-м

Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock; instagram.com/f1; Dppi/Keystone Press Agency, Antonin Vincent/Keystone Press Agency, IMAGO/Eibner-Pressefoto/Memmler/Global Look Press