В «Ф-1» – пик равной битвы трех за вице-чемпионство, Ферстаппен вновь в гонке за титул
По шансам – ближе друг к другу, чем обычно.

Одна из интриг сезона «Формулы-1» – кто займет второе место в Кубке конструкторов.
В Азербайджане Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер финишировали восьмым и девятым, а конкуренты расположились выше: Макс Ферстаппен победил, Джордж Расселл стал вторым, в шестерке – Андреа Кими Антонелли и Юки Цунода.
Кубок конструкторов тут же принял новый вид, если оценивать места со второго по четвертое. Перед азербайджанским этапом вторым шел «Феррари» с 20 очками запаса перед «Мерседесом» и на 41 опережал «Ред Булл». После – «Мерседес» уже второй, да и «Ред Булл» более чем вдвое сократил дистанцию до второй строчки.

Отрыв «Макларена» – гигантский, и букмекеры перестали обращать внимание на лидера уже к лету из-за шести уверенных побед в восьми гонках. Коэффициент на титул сползал до 1.01, а потом команду вообще убрали из линии.
Так что с лета котировки считаются именно в борьбе за вторую строчку между «Феррари», «Ред Булл» и «Мерседесом». С тех пор прошло девять этапов. Вот как выглядит движение коэффициентов.

В начале лета расклад выглядел очень симпатично: три команды почти рядом, процент вероятности фаворита не превышал 50%. Через месяц «Феррари» и «Мерседес» сошлись в одной точке, но сполз «Ред Булл».
Два июльских этапа на интригу благотворно не влияли: вероятность победы в битве за второе место возросла до 74% у «Феррари», от которого дружно отстали оба конкурента.
После венгерской гонки букмекеры укрепили позиции «Феррари» – уже давали 83% на итоговое второе место! По очкам команда опережала на 24 «Мерседес» и на 66 – «Ред Булл», который улетел в низшую точку за все это время. Шансы «Ред Булла» рухнули ниже 8%.
Так было в конце лета, примерно так оставалось и в сентябре после Монцы: «Ред Булл» подтянулся, а «Мерседес» – нет, так что у «Феррари» были комфортные 78%.
Все перевернул этап в Азербайджане – теперь интрига выглядит очень красиво. Напоминает начало лета, когда все три претендента находились в пределах 4.33, но теперь – даже не заходят за 3.60. Формально «Феррари» имеет 53% вероятности на успех, «Мерседес» – 40%, «Ред Булл» – 28% (с учетом маржи букмекеров).
А главное, что такой плотности за сезон с момента подсчета шансов на второе место еще не было – от 1.90 до 3.60!
Дальше пройдут еще семь этапов: в Сингапуре, США, Мексике, Бразилии, снова в США, Катаре и ОАЭ.
У кого из претендентов на второе место больше шансов на успех?

● Гран-при Сингапура – одна из самых жарких и физически трудных гонок. Здесь множество техничных и слепых поворотов, мало скоростных участков и огромные требования к системам охлаждения шин и мотора. А еще высокие поребрики – колоссальная нагрузка на подвеску. Потому «Мерседес» сразу выпадает из потенциальных претендентов– а «Макларен» возвращается в число основных фаворитов. Бросить вызов сможет «Феррари» – алый болид обычно хорош в таких условиях, и условия для риска вновь дают шанс Леклеру «раскрыться». Также грядет дополнительный серьезный тест для притязаний «Ред Булл» и Ферстаппена: если стабилизированная машина хорошо покажет себя и в Сингапуре – они у в игре и даже битве за личное вице-чемпионство;
● Гран-при США с широким полотном «Трассы Америк» и спринтерским уик-эндом – отличный шанс для Хэмилтона наконец включиться в схватку по-настоящему, пока остальные экспериментируют с настройками и пытаются подобрать баланс прижимной силы и скорости на прямых. Подвеска «Феррари» все-таки сработала, Скудерия починила Льюису тормоза, и в Остине – месте силы семикратного чемпиона – есть шанс повторить успех Гран-при Китая (он больше всех походит на заезд в Техасе). Однако «Макларен» здесь может в итоге выиграть гонку настроек – если выберет прижимную силу и экономию покрышек, то просто перекатает всех в гонке. Опасно выглядит и «Ред Булл» – после успехов в Монце и Баку у Ферстаппена явно появился инструмент для работы на длинных прямых и поворотах, а «Трасса Америк» наполовину такая;
● Гран-при Мексики проводят на высоте и на автодроме-гибриде: половина – длинные прямые, половина – техничные сектора с одной траекторией. Это значит, что требуется аэродинамически эффективный болид с небольшими докрутками в сторону прижимной силы. Тогда даже при не самом быстром темпе и при проблемах с балансом можно парковать всех на апексах и потом лучше всех разгоняться в прямые – и обогнать будет очень сложно. Макс Ферстаппен давно раскусил эту фишку трека – и вез всем по полкруга еще до чемпионских лет: его машина – лучшая по работе в разреженном воздухе, а мотор – лучший по выдаче лошадиных сил в таких условиях. «Макларену» же требуется более плотный воздух для качественной работы, и длинные прямые заставят «оранжевых» страдать – в битву за возможную победу тогда может вмешаться и «Феррари» Леклера, и даже, возможно, «Мерседес» Расселла;

● Гран-при Сан-Паулу – еще один спринтерский этап, тоже с перепадами высот и на возвышенности, но уже состоящий из сложных техничных виражей. Они в основном пилотажные и требуют больше мастерства от гонщика, чем от его машины – потому Ферстаппен вновь выдается вперед. И, скорее всего, только он сумеет противостоять «Макларенам» – для остальных фаворитов трек не слишком подходит их машинам, а «оранжевый» универсальный комбайн лучше подключается к таким автодромам при минимуме практик;
● Гран-при Вегаса – относительно прохладный этап с огромным количеством прямых, а потому можно смело ждать успехов от парней «Мерседеса». «Феррари», вероятно, окажется вторым фаворитом, ведь и ее проблемы с перегревом покрышек и потенциальным износом планки под днищем здесь вряд ли проявятся. Да и для «Ред Булл» здесь тоже может быть небольшой шанс – ведь Вегас весьма похож на Баку;
● Гран-при Катара – жара, множество сложных поворотов, поребрики, спринт… Территория «Макларена». Место первого триумфа Пиастри, если что;

● Гран-при Абу-Даби – уже набор из различных секторов, с одной траекторией на техничных зонах и возможностями для контратак на прямых. Звучит как отличный шанс Леклера или Расселла отправиться в отпуск с дополнительным кубком;
Но в целом выглядит так, словно оставшийся календарь действительно дарит шанс Ферстаппену и «Ред Булл» на новую парочку побед и активное вмешательство в титульные разборки.
«Думаю, мы можем ставить перед собой цель занять второе место в Кубке конструкторов.
Дальше нас ждет Гран-при Сингапура – единственная гонка, которую Макс никогда не выигрывал. Если мы и там окажемся конкурентоспособными – то тогда, может быть, задумаемся о борьбе за победу чемпионате», – обозначил амбиции советник «Ред Булл» по автоспорту Гельмут Марко.

Ближайший этап в Сингапруе – 5 октября.
На нем досрочно выиграть Кубок конструкторов может «Макларен». Команда упустила возможность сделать это за семь этапов до конца и поставить рекорд по самому раннему завоеванию. Но повторить его вполне возможно: раньше за шесть этапов досрочно первым становился «Ред Булл» – в 2023-м.
Кстати, тогда «Ред Булл» набрал рекордные 860 баллов. У «Макларена» сейчас 617. Сейчас темпа в 35 очков за гонку вполне хватит для нового рекорда.
А что поменялось в прогнозах на личный титул – Макс правда опять в гонке?
Судя по котировкам букмекеров, все правда так – в него теперь верят.
Ландо Норрис толком не использовал возможность приблизиться к Оскару Пиастри – шесть очков за седьмое место глобально расклады не меняют. А вот Макс Ферстаппен неожиданно вернулся в число претендентов – коэффициент рухнул с 65.00 до 10.00.

В то же время отставание нидерландца от лидера остается внушительным: нужно отыграть 69 очков за семь больших гонок и три спринта.

Это почти по 7 баллов за заезд – разница между первым и вторым местом в гонке или между первым и 8-м местом в спринте. То есть Ферстаппену необходимо побеждать везде и надеяться на провалы Пиастри и финиши Оскара за пределами подиума – как вы думаете, это реально? Или действующий чемпиорн все-таки реально сможет замахнуться только на вице-чемпионство?
Все-таки до Норриса уже 44 балла. И, в конце концов, после триумфа в Баку и Монце Макс даже обогнал Ландо по кругам лидирования в сезоне – теперь у чемпиона 281 против 241 у англичанина из «Макларена». Лидер – по-прежнему Оскар Пиастри: у него 392 круга.
Подиум Сайнса – фантастика «Ф-1»: по вероятности как триумф Китая в КХЛ и депортация Маска

Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Clive Mason / Staff, Minas Panagiotakis / Stringer, David Ramos / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer