9 мин.

Масло для велосипеда: чем смазывать цепь и втулки

В продаже есть много видов масел для велосипеда, которые позволяют продлить срок эксплуатации запчастей и узлов. Купить одну универсальную, которой можно смазать подшипники, вилку или тросики, не получится. Велосипедная смазка отличается составом, консистенцией и противопоказаниями.

В этом материале разберем, чем густые смазки отличаются от жидких, и ответим на вопрос, какой состав лучше подойдет для разных узлов и элементов велосипеда.

Как выбрать покрышки для велосипеда: важные характеристики

Зачем смазывать велосипед?

Регулярная смазка — основополагающий аспект обслуживания байка, который позволяет повысить производительность, безопасность и долговечность. Уделяя время смазке велосипеда, вы можете гарантировать его плавную, эффективную и надежную работу.

Вот основные причины, почему надо ухаживать за своей техникой:

  • уменьшение трения и износа;

  • повышение эффективности переключения передач и педалирования;

  • защита от ржавчины и коррозии;

  • снижение уровня шума;

  • продление срока службы компонентов;

  • защита от грязи и мусора.

Все детали байка нуждаются в уходе, но вот не все нуждаются в смазке. Смазывать надо велосипедную цепь, переключатели, кабель и корпус тросовых тормозов, тормозные рычаги и переключатели передач, кассеты и цепные звезды, педали, нижний кронштейн, подшипники рулевой колонки и других деталей, компоненты подвески. Это основные детали, которые требуют дополнительного ухода. Далее разберем, чем смазать велосипед и какую смазку выбрать.

Чем смазать цепь велосипеда: виды масел

Велосипед — сложная система с массой подвижных узлов и деталей, которые подвергаются постоянной нагрузке. Чтобы они быстро не выходили из строя, надо за ними ухаживать, в том числе, смазывать.

В продаже большое количество смазок для цепи велосипедов и других узлов. Условно их можно разделить на две группы — густые и жидкие. Первые отличаются устойчивостью к перепаду температур и долговечны. Их довольно сложно наносить из-за густой консистенции. Жидкие наносятся легче, но они негативно влияют на резину, быстрее стекают со смазываемых запчастей и меняют консистенцию при перепаде температуры.

Густые смазки делятся на следующие виды:

  • Литиевые. Не любят воду, температурный диапазон от –50 до +180°С. Нельзя использовать для алюминиевых деталей. Оптимальная смазка для втулок велосипеда.

  • Кальциевые. Можно использовать для деталей, которые соприкасаются с водой, не портят алюминий. Температурный диапазон от –30 до +50°С.

  • Графитовые. Подходят для редкого использования. Из-за частичек графита дольше задерживаются на поверхности. Это универсальная смазка, но она довольно маркая, при работе с ней надевайте защитную одежду.

  • Технический вазелин. Используется редко. Обычно для консервации и защиты от ржавчины и коррозии.

Литиевые густые смазки обычно стоят дешевле, чем остальные виды.

Жидкие смазки продаются в масленках и шприцах, а не банках и тубах, как густые.

В продаже представлены следующие виды:

  • Силиконовые. Не разрушают резину, обладают пылеотталкивающими свойствами. Идеальное решение для вилок и подобных деталей.

  • Тефлоновые. Тефлоновая смазка, обволакивая поверхность цепи и звезд, образует тонкую пленочку, которая уменьшает шум. Она решает проблему, чем смазывать цепь велосипеда.

  • Восковые. Еще одна востребованная смазка для цепи велосипеда. На поверхности создает прочную пленку, которая отталкивает влагу и грязь, чем продлевает срок эксплуатации трансмиссии.

  • Противозадирные. Предотвращают спаивание и сваривание деталей из-за коррозии.

Универсального решения, чем смазывать втулки велосипеда и другие подвижные элементы, нет. Чтобы уход за байком был полноценным, надо купить несколько видов. С выбором смазки поможет информация из таблицы ниже.

Тип масла

Где использовать

Условия применения

Плюсы

Минусы

Жидкое масло

Цепь, подшипники

Универсально

Хорошая проникаемость

Требует частого обновления

Восковая смазка

Цепь

Сухая погода

Чистая, не собирает грязь

Смывается водой

Густая смазка

Втулки, каретка

Долговременная защита

Долговечность

Трудно очистить

Смазка втулок велосипеда: что использовать?

Добиться полной герметичности втулок нельзя, поэтому в них попадает влага, пыль и грязь. По этой причине обновлять велосипедную смазку стоит не реже одного раза в 1-2 года. Если этого не сделать, то будут стираться внутренние детали — подшипники, конусы.

Заниматься заменой смазки лучше всего в конце сезона, чтобы в зимний период во втулке не было воды. Это повысит защиту от коррозии.

Для лучшей защиты от трения и влаги лучше использовать густые смазки. Вы можете выбрать пластичные с кальцием, например, Солидол или Униол. Они долго держатся на деталях и не боятся влаги. Также можно выбрать литиевые смазки. Они дешевле и у них больше температурный диапазон использования. Наиболее популярные виды — Литол, Шрус, Фиол и Циатим.

Смазка для каретки, рулевой и подшипников велосипеда

В велосипеде надо смазывать все шарнирные и подшипниковые узлы — втулки, ролики натяжителя цепи, рулевую колонку, педали, а также каретку, если она выполнена разборной.

Подшипники велосипеда и каретный узел лучше всего смазывать кальциевыми вариантами. Можно выбрать и литиевые, они стоят дешевле, но обновлять придется чаще. Прежде, чем нанести масло для каретки велосипеда, механизм лучше промыть, например, керосином или бензином, а только после смазывать.

Для рулевой колонки рекомендуем использовать густую смазку, которая обеспечивает надежную защиту от износа и коррозии. Сама колонка состоит из нескольких подшипников, которые также нуждаются в периодическом обслуживании и смазке для плавности вращения руля.

Жидкие смазки вы можете использовать для обработки цепи, переключателей и тросиков, где важно минимизировать сопротивление и обеспечить подвижность механизмов. Также они подходят для тормозных элементов.

Лучшая смазка для переключателей велосипеда на основе силикона или воска. Они хорошо отталкивают воду и защищают механизм от истирания.

Для узлов велосипеда, где есть подшипники, вы можете использовать один вид густой смазки, например, тефлоновая TRIX для подшипников. Что касается каретки и подшипников, то обработку узлов надо проводить как профилактику, а не устранение проблем. Например, в начале и конце сезона.

Как правильно смазывать велосипед? Пошаговая инструкция

Велосипед нуждается в круглогодичном уходе, а не только перед стартом сезона и при его закрытии. Частота смазывания деталей напрямую связана с интенсивностью эксплуатации.

Капитальную чистку проводят в начале и конце велосезона, а также после катания по бездорожью в непогоду. Раму можно очистить с использованием специальных шампуней. Облейте раму подготовленным раствором, дождитесь размягчения грязи и после удалите ее. Нельзя сразу тереть, так как есть риск повредить краску, что станет причиной образования коррозии на стальной раме и потери прочности на алюминиевой или карбоновой.

Для очистки цепи используйте специальную щетку или тряпку, смоченную в растворителе, чтобы удалить старую смазку и грязь. Если цепь сильно загрязнена, можно снять ее и промыть в емкости с растворителем. Втулки, каретку и подшипники можно очистить сухой тканью или щеткой.

Далее надо выбрать оптимальную смазку для подшипников велосипеда и остальных узлов. Для велосипедной цепи лучше использовать жидкие смазки на основе воска или силикона, а для втулки, каретки, подшипников — густые.

Процесс смазки велосипеда вы можете начать с любого узла. Кассеты и звезды цепи смажьте и прокрутите шатуны против часовой стрелки. Достаточно небольшого количества смазки. Цепь надо смазывать через каждые 100-300 км пробега или перед длительными поездками.

Для смазывания тормозов зажмите их и нанесите средство на тросик и шарнир. Лучше всего использовать аэрозольное масло, чтобы можно было контролировать количество средства.

Для каретки требуется густая смазка. От состояние этого узла зависит скорость, легкость и комфортность хода. Узел состоит из чашечки, оси и подшипников. Процесс смазывания заключается в добавлении густой смазки в чашечку и на поверхность подшипников. Перед обработкой узла его надо хорошо промыть керосином, чтобы удалить остатки старой смазки и грязи. Аналогично происходит добавление смазки в подшипники в осях колес.

В переднем и заднем переключателях скоростей надо смазать все подвижные элементы. Они часто забиваются грязью и остатками смазки.

Уход за амортизацией передней вилки требует комплексного подхода. Смазывать «ноги» вилки надо через 150-250 км пробега. При достижении пробега в 700 км, вилку надо разобрать и нанести смазку на сальники. Полностью заменяйте масло в амортизаторе через 3000-4000 км пробега.

При обработке каждого узла велосипеда следите за тем, чтобы не было излишков смазки. Они могут стать причиной накопления грязи и пыли. Цепь можно протереть сухой тканью. Далее осмотрите втулки, каретку и подшипники, убедитесь, что смазка не выступает наружу.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Ответим на наиболее частые вопросы, которые возникают у велолюбителей.

Можно ли использовать автомобильное масло для велосипеда?

Да, но только в том случае, если нет возможности купить специальное масло. Вы можете смазать цепь и некоторые подвижные элементы моторным или минеральным маслом. Отметим, что эффективность у них ниже, чем у велосипедных. Избегайте использоваться трансмиссионных автомобильных масел, так как они притягивают грязь и через пару поездок придется повторно смазывать велосипед.

Чем смазать велосипед в домашних условиях?

В домашних условиях вы можете использовать различные виды смазок. Для закрытых механизмов, таких как втулки, подшипники, узлы каретки, выбирайте густую смазку. Для вилки велосипеда, резиновых уплотнителей, открытых узлов, подойдут жидкие смазки на основе силикона или воска. Последние доступны в виде масла и аэрозоля. Универсального варианта, который можно использовать для всех деталей, нет.

Как часто нужно смазывать цепь?

Универсального графика нет, так как на частоту смазывания влияют условия эксплуатации и интенсивность поездок. Старайтесь обновлять смазку через каждые 150-200 км пробега, а также после поездок в дождь или по грязи. Признаками необходимости обновления смазки служат появление скрипа или когда цепь ощущается сухой. Рекомендуем смазать ее, если впереди ждет длительная поездка.

Правильный выбор велосипедной смазки позволяет продлить срок эксплуатации подвижных деталей, улучшает комфорт от езды и общую безопасность.

Основные рекомендации по уходу за велосипедом:

  • Используйте специальные велосипедные смазки. Они разработаны с учетом специфики работы подвижных механизмов байка, условий эксплуатации, частого контакта с водой и грязью.

  • Учитывайте тип смазки при покупке. Густые составы подойдут для закрытых элементов, таких как подшипники и каретка, жидкие масла нужны для ухода за цепью и тормозами.

  • Регулярно обслуживайте велосипед. Своевременная очистка и смазка помогут избежать поломок и продлят срок эксплуатации байка и отдельных компонентов.

Вы можете поделиться своими советами и секретами в уходе за велосипедом. Оставляйте комментарий к статье, если есть вопросы или нужна дополнительная информация.

Как выбрать первый велосипед? Ошибки новичков и главные критерии.

Как ухаживать за велосипедом: основные процедуры