11 мин.

Последнее испытание Хэмилтона: доказать, что он в «Феррари» не ради рекламы

Год назад новость о трансфере семикратного чемпиона «Формулы-1» Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» в «Феррари» встряхнула медиаполе.

Но, кажется, тогда все не до конца осознавали, какую истерию (как минимум в Италии) вызовет даже первый полутайный визит британца на базу Скудерии в Маранелло!

Тысячи тифози караулили его с утра у ворот завода и у ограды трека во Фьорано, английский Sky Sports F1 вместе со Sky Italia направил съемочную команду для репортажа и включений со всех трех дней, а канал NowTV на тиктоке вел трансляцию.

Эффект выразился и в печати: Хэмилтон захватил первые полосы всех итальянских газет за неделю.

Ярче всего отметился Autosprint (частично принадлежащий тем же людям, что и «Феррари») – отсылкой к Михаэлю Шумахеру с заголовком «Красный баронет».

Баронет – чисто британский дворянский титул без европейских аналогий, промежуточный между рыцарским и баронским, который можно было приобрести, он не давал места в Палате лордов.

Эффект от первых появлений в соцсетях – еще мощнее и уже оцифрован: только за первые пару часов с одного канала и одной фотки партнеры «Феррари» получили больше 400 тысяч долларов эквивалента маркетинговой ценности.

А первый официальный снимок Хэмилтона в «Феррари» рядом с легендарной F40 побил рекорд лайков для сегмента «Ф-1» в инстаграме.

Причем одержимые тифози даже начали поиск скрытых смыслов и провели параллели между количеством титулов и окнами в кадре, месте съемки («Площадь Михаэля Шумахера»), важности машины и для Льюиса, и для марки…

Появление вышло действительно оглушительным. И вызвало в гоночном мире не менее однозначную реакцию – с четким нарративом «для того альянс и задумывался».

● Вот мнение легендарного Жаки Икса, вице-чемпиона «Ф-1» 69-го и 70-го. Он успел погоняться и за Скудерию, и за «Макларен», и за «Уильямс», и за «Лотус», и даже за заводские «Форд», «Порше», «БМВ», «Мерседес», «Ситроен», «Пежо» и «Тойоту»!

«Приглашение Хэмилтона было для «Феррари» заманчивой возможностью – вероятно, в основном по коммерческим причинам. А также, вероятно, потому что Льюису хотелось получить новый опыт и попробовать себя в «Феррари» 

Не стоит забывать, что в «Формуле-1» существует много важных аспектов (кроме результата на трассе). Это и экономический аспект, и маркетинг, и политика. Хотя в конечном счете важна только победа.

Было печально наблюдать за уходом Сайнса из «Феррари». Карлос выступал на очень хорошем уровне. Я не вижу, в чем его можно было бы винить – он был успешен, он выиграл Гран-при».

● «Можно посмотреть на то, что случилось с ценой на акции в тот момент, когда они его подписали, – подметил и самый бескомпромиссный правдоруб «Ф-1» с чемпионским титулом 97-го Жак Вильнев. – Нельзя смотреть на «Феррари» только как на гоночную команду. Это индустрия. Да, они здесь ради побед, но победы в том числе повышают ценность бренда. Так работает бизнес, и подписание Хэмилтона – это миллионы и миллионы прибыли. Так что это лучший ход, который только могли сделать в «Феррари».

Переход Льюиса Хэмилтона – самый громкий в «Формуле-1» со времен перехода из «Бенеттона» в «Феррари» Михаэля Шумахера. Вне зависимости от результатов Хэмилтон – важнейший гонщик «Формулы-1», просто из-за всеобщего внимания».

● А постоянный автор The Sun, бывший ведущий шоу Top Gear, амбассадор соседней с его фермой команды «Альпин» и вообще постоянный гоночный комментатор Джереми Кларксон выступил колонкой:

«Кто-то может утверждать, что Льюис Хэмилтон очень хочет выиграть рекордный восьмой титул. И перешел он в «Феррари» потому, что считает, что в этом году может заполучить самую быструю машину в пелотоне. И он может быть прав. Ведь по слухам, первые данные говорят о том, что новая машина «Феррари» действительно будет очень быстрой.

Однако, если он действительно так жаждет выиграть восьмой титул, можно было бы ожидать, что он прибудет на базу команды в первый же день, главным образом стремясь узнать секреты новой машины – и то, как он сможет извлечь из нее максимум путем использования тех или иных гоночных хитростей.

Вместо этого он приехал туда на внедорожнике, в костюме и галстуке, позировал, общался с болельщиками, находясь все это время под пристальным вниманием объективов. А затем состоялась экскурсия по штаб-квартире «Феррари», с овациями и аплодисментами инженеров, и все это нам показывали в замедленной съемке.

В конце концов, чуть позже он все-таки отправился на трассу, за рулем болида «Феррари» трехлетней давности. При этом, как мне сообщили, новый дом Хэмилтона находится совсем не рядом с базой «Феррари» в Маранелло. Нет, он будет жить в Милане. При этом Льюис даже не ездит на дорожной «Феррари», предпочитая передвигаться на вертолете «Фиата».

Все это заставило меня задуматься: а кем сейчас на самом деле является Льюис Хэмилтон? Гонщиком или суперзвездой? Ну, я точно знаю: ему предстоит хорошо потрудиться, чтобы для начала победить напарника Шарля Леклера. Который знает итальянский, знает эту команду, не тратит так много времени на то, чтобы позировать перед камерами и благодаря квалификационной скорости считается одним из быстрейших гонщиков в «Формуле-1».

Возможно, Льюис все это знает. И, возможно, на самом деле он подписался в «Феррари» по другой причине – он знает, что пик в прошлом, и он не хотел уходить, так и не оказавшись за рулем жемчужины автоспорта. Как бы то ни было, я желаю ему всего наилучшего».

Выходит, про превалирование маркетингового драйвера в трансфере говорят и хулиганистые колумнисты без погружения в паддок, и постоянные визитеры на Гран-при с контактами в командах, и самые дипломатичные представители старой школы с частичной работой в ФИА (да, Жаки Икс иногда выполняет роль официального лица на гонках).

Что же, тогда и правда Хэмилтон перешел в «Феррари» только ради еще большего внимания, рекламы и маркетинга? Цель – действительно «почувствовать себя Шумахером до конца», а дальше – как получится?

А правда ли все построено только ради рекламы?

Заявления и предположения Кларксона самые удобные для осмысления трансфера Хэмилтона именно как громкой маркетинг-компании. 

Например, жизнь в Милане и полет на работу в корпоративном вертолете – кажется, каприз суперзвезды? Но тысячи тифози собирались за сутки до предполагаемого появления Хэмилтона на треке во Фьорано, чтобы увидеть это хоть на секунду. Представьте, что было бы каждое утро перед оградой базы, если бы все знали: Льюис скоро прибудет через главный вход.

С известным расписанием туда съезжалась бы половина Италии, гарантируя пробки и толпы. Его адрес в Маранелло и Модене за неделю стал бы известен всем. Льюис не смог бы тренироваться и даже выйти на перекус без внимания.

То же самое с поездкой на работу по обычной дороге: если уж в Монако Ферстаппена, Норриса и Леклера снимают на каждом шагу, то представьте, что бы творилось на подъездных направлениях итальянского городка?

Льюис – все-таки очень заметный персонаж, и для Маранелло его появление моментально становилось бы публичным. Сайнс с Леклером меньше выделяются, примелькались за последние несколько лет, но даже они постоянно собирали импровизированные автограф-сессии из десятка человек после любого опускания стекла в машине.

Хэмилтон, возможно, привык к такой жизни и справился бы. Но представляете давление и чувства каждого сотрудника «Феррари», если бы ему пришлось видеть такое каждый день при подготовке к сезону? Как будто на них и так давит мало ожиданий. Тут никакая успокоительная магия Вассера уже бы не спасла.

Жизнь в 1,5-миллионном Милане – местном аналоге Лондона или Парижа – с полетом на корпоративном вертолете в первый год становится необходимостью, а не роскошью. Поразительно, но иногда «суперзвездный» стиль жизни вынужден самоподдерживаться, чтобы не ударить по окружающим.

Ровно по той же причине Хэмилтон не прибыл на базу сразу после ее выхода из рождественских каникул: чтобы растянуть спокойный период как можно дольше. Ровно до той стадии доводки машины, на которой больше нельзя обходиться без мнения пилота.

И, кстати, если бы Скудерии и Льюис действительно желали бы максимальной публичности и рекламы, они бы поступили ровно так, как описал Кларксон: с первого же возможного дня организовали ежедневную кавалькаду на новейшем суперкаре «Феррари» (или на F40) по всем дорогам до главного входа.

Просто все эти детали и стиль презентации Хэмилтона – фирменная эстетика любого итальянского бренда роскоши (а «Феррари» входит в их число – у них даже есть линейка люксовой одежды!). Оттуда весь этот шик и пафосные заявления вроде «Эра 1644».

Скудерия не брала Льюиса только ради рекламы, но и продвигать его по-другому не может. И не должна! Если вам достался такой актив, надо его использовать!

А в «Феррари» все-таки сидят гении брендинга. Только вспомните, как умно они вписали в название нового титульного спонсора – Scuderia Ferrari HP (буквальный перевод считывается как «Команда Феррари лошадиные силы»).

Мастер-класс «Феррари» по спонсорству для «Ф-1» на $100 млн

Главный вызов для Хэмилтона – доказать, что не все ради маркетинга

Обстановка вторых тестов в Испании уже продемонстрировала: нет, это не ради публичности. Даты и место все знали заранее, но туда Льюиса привозили в режиме еще большей секретности – и в медиа с соцсетями не утекло ничего стороннего из заездов, кроме контента от Скудерии (даже после аварии Льюиса на второй день).

Однако общее мнение гоночного сообщества постепенно сдвигается в определенную сторону: да, физическая форма Льюиса великолепна, он еще способен выдавать классные гоночные отрезки и достаточно стабилен в гонках.

Джордж Расселл в прошлом сезоне разбил его только в квалификациях и по скорости адаптации к новым/экспериментальным настройкам. Правда, этого хватило, чтобы молодой напарник скорее вкатывался в любые изменения погоды или условий на треке – оттого временами и складывалось впечатление, будто Хэмилтон уже не тот.

Тем не менее, уход из «Мерседеса» с поражением вместе к не менее страстному в квалификациях Леклеру и породил основания для мнения «трансфер – только ради легендарного завершения карьеры». Особенно после стильной презентации и подтвержденной истерии.

Показательная деталь: живущий неподалеку от Маранелло блогер-журналист Лео Туррини инсайдил о запросе на подкрепления на ближайшие месяцы в местных отделениях полиции.

И Хэмилтону теперь придется иметь дело с этими мнениями в любом случае. Как бы ни обстояли дела в реальности – его все равно будут спрашивать, его выступления с тестами все равно будут изучать через призму «ну как там, только реклама, или все-таки он может?»

Новая команда (еще и «Феррари»), исполнение детской мечты (еще и в 40 лет), с надеждой на рекордный титул – у Льюиса и так хватало источников давления. Теперь – еще один. Придется справляться и разбивать их – чем не финальный ультратест на величие?

Но даже если окажется, что гипотезы справедливы, что тут плохого? Для «Формулы-1» – выигрыш. Взгляды всего мира – на гонках, на Гран-при, на сезоне, на команде и на флагмане серии. Зрители со стороны точно хотя бы пару раз заглянут, чтобы узнать, вышло ли у Хэмилтона.

Так что даже если трансфер не задумывался как реклама, всплеск уже состоялся.

Что еще почитать о Хэмилтоне в «Феррари»?

Фото: IMAGO/Federico Basile/IPA Sport, HOCH ZWEI/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Clive Rose, Rudy Carezzevoli; autosprint.corrieredellosport.it