11 мин.

«Ред Булл» никогда не возился с неудачниками «Ф-1», как сейчас с Пересом. А в чем дело?

Последствия кризиса юниорской программы.

Похоже, Серхио Переса вот-вот все же высадят из «Ред Булл». С окончанием провального сезона мексиканца в «Ф-1» все функционеры команды признаются: так больше продолжаться не может, важное решение назрело, а потенциальные замены рассмотрены.

После четырех подиумов в шести стартовых гонках Чеко ни разу не поднимался выше 6-го места, в оставшихся заездах набрал 49 очков (то есть, в среднем набирал 2,7 очка за Гран-при) и завершил год на 8-м месте личного зачета.

Темп набора баллов пилота на «Ред Булл» – на уровне аутсайдеров.

И это не преувеличение: среднее количество очков в финале вообще упало до 1 балла за этап.

Неудивительно, что к концу 2024-го «Ред Булл» отринул политкорректность прежних лет, словесную поддержку и обещания исправить ситуацию. Пересу оставляли возможность улучшить результаты в заключительных Гран-при, но в целом вопрос о нахождении гонщика в команде перешел на уровень акционеров концерна – впервые за все время существования команды именно им доверили судьбу пилота. Их решение окончательно определит, где №11 встретит 2025-й – внутри команды или за ее пределами.

«После Гран-при Абу-Даби состоится совещание, результаты которого будут представлены акционерам, и уже они будут принимать решение по ситуации с составами пилотов обеих команд на следующий сезон, – заявил босс всех пилотов программы Гельмут Марко после Гран-при Вегаса. – Если бы Перес в общем зачете находился не так далеко от Хэмилтона, Расселла, а может и пилотов «Феррари» или даже «Макларена», то сейчас у нас было бы комфортное преимущество в командном зачете».

«У нас пройдут обсуждения между Чеко и командой, – добавил шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Сезон закончен, мы сядем и рассмотрим его, изучим, что пошло не так. Совместно выработаем правильное и уместное решение. Особой спешки нет. Любые перестановки можно сделать внутри системы. Мы уже прикинули все возможные варианты перестановок, поэтому начать надо с переговоров с Серхио, и сейчас, когда сезон закончился, они будут проведены.

Чеко прекрасно служил этой команде. Можно вспомнить эту гонку в 2021-м, его вклад, Кубки конструкторов 2022 и 2023 годов, пять побед, второе место в чемпионате пилотов прошлого года… Он невероятно много сделал для команды.

Все относятся к Чеко с огромным уважением и почтением, но очевидно, что ситуация, в которой мы оказались, довольно болезненна и для него, и для команды.

Понятно, что и Чеко не очень приятно находиться в подобной ситуации – когда каждую неделю появляются какие-то слухи, связанные с его будущим. Перес достаточно взрослый и мудрый человек, чтобы понимать свою ситуацию».

Из всех действующих лиц уверенность в продолжении сотрудничества выражал только Перес – хотя даже в мексиканских медиа появились инсайды о переговорах, связанных с расставанием. Трудности в разрешении вопроса вызывала зарплата пилота за 2025 год ($16 млн), и потому «Ред Булл» якобы рассматривал вариант с полным завершением отношений либо сохранением Серхио в ростере в роли амбассадора и пилота шоукаров (якобы в контракте четко не прописано, какие именно машины ему обязаны давать).

Подключение акционеров на фоне почти двухлетних обсуждений будущего №11 погрузил экспертов и фанатов в новые толщи недоумения: почему «Ред Булл» так тянет, откуда такая нерешительность? Ведь обычно с неудачниками расправлялись чуть ли не одним смс?

И действительно: о суровости подхода доктора Марко к юниорам из программы ходят легенды – вылететь можно после двух-трех провальные гонки. В «Ф-1» отбор не менее суровый: только за последние годы из главной команды в «Мини-РБ» по ходу сезона спускали Гасли и Квята, де Врис там вообще продержался только полгода, Албона безжалостно убрали на симулятор и с более приемлемыми результатами по сравнению с Пересом… А несчастного Брендона Хартли вообще помните?

Даже в этом году Марко напомнил о жестком подходе увольнением из «Мини-РБ» старого знакомого и очень популярного Дэна Риккардо после 16-го этапа – причем, по признанию Хорнера, Гельмуту не терпелось высадить №3 уже после 10-й гонки!

И давление через прессу происходило, но только как дополнительный рычаг в виде ультиматума «еще пара гонок – и все». Обычно так и происходило: без улучшения результатов только Албон добрался до финала сезона.

А с Пересом возились два года – с инсайдами о потенциальном конце карьеры и даже фразами типа «он сам понимает ситуацию и тоже должен принять решение». Так в чем же дело?

Перес в «Ред Булл» – в принципе аномалия. Вынужденная

Чтобы понять суть проблемы, стоит вспомнить, как Серхио стал напарником Ферстаппена. Он был уже опытным пилотом в возрасте за 30, который не проходил через программу развития команды. «Ред Булл» нечасто приглашает гонщиков со стороны: последний раз это происходило еще в начале 2000-х, а после Переса эксперименты проводились только с де Врисом.

Однако №11 попал в «Ред Булл» в очень сложный момент: требовался стабильный второй пилот, чтобы набирать очки, бороться за Кубок конструкторов и поддерживать Ферстаппена в попытках сразиться за титул. Нестабильный Албон не мог оказать должной поддержки Максу. А присутствие второго пилота в топ-5 заставляло бы главных соперников планировать свои стратегии иначе и учитывать возможные альтернативные тактики. Хороший напарник способен сдержать оппонента или обмануть более затянутыми или укороченными отрезками – но подход не работает, если в топ-5 у вас только лидер.

И к концу 2020-го «Ред Булл» истратил весь запас юниоров в поисках надежного №2 для Ферстаппена: Гасли уступал по секунде с круга (а иногда и целый круг), Албон часто попадал в аварии, проваливал квалификации и больше занимался прорывами, чем реальной помощью. И все – более-менее готовой к «Ф-1» молодежи в программе не оставалось.

Перес же как раз остался без контракта (в будущем «Астон Мартин» предпочли Феттеля) и после победы на Гран-при Сахира транслировал впечатление «я на пике формы».

Именно так №11 и взяли – состоявшимся пилотом со стороны. И он точно подписывал «стандартный контракт пилота «Ф-1», а не традиционный договор со всей структурой «Ред Булл» – по таким проводят как раз молодежь. Оттого положение Серхио изначально отличалось – с первого же дня, и ожидать обращения как с любым другим пилотом программы было бы в принципе странно.

Нет, и «обычные» контракты вполне разрываются и выкупаются: хорошим примером стало недавнее расставание Дэна Риккардо и «Макларена» после сезона-2022. Однако английской команде пришлось и выплатить немалые отступные – вплоть до 10 млн долларов, по самым оптимистичным инсайдам. У Переса похожая ситуация, ведь еще и менеджер мексиканца – бывший агент Айртона Сенны Джулиан Джакоби: мастер длинных и сложных контрактов с подробными пунктами о спонсорстве, возможностях досрочного расторжения и защиты от нее. Маэстро в деле свыше 30 лет и действительно хорош в вопросах заработка денег для клиентов, а у Переса нет объективных причин упрощать уход и снижать требования.

Чтобы понять всю разницу между сделкой №11 и стандартным договором пилота «Ред Булл», достаточно заглянуть в соцсети мексиканца и увидеть настоящий «Таймс-сквер» из прежде всего личных партнеров.

Остальные спонсоры из портфолио команды там почти не фигурируют (помимо титульных и самых-самых важных) – Серхио в основном продвигает своих. Ни один его предшественник в команде не получал такой же коммерческой свободы до завоевания чемпионских титулов или статуса несомненной суперзвезды – да и тогда скорее становился лицом и флагманом продвижения командных партнерств.

Кроме того, Перес был осведомлен о том, что команда иногда действует импульсивно. Опытный в таких вопроса Джакоби точно внимательно изучал подобные ситуации и заранее продумывал меры защиты или компенсации, которые могли бы быть предложены его клиенту.

Раньше «Ред Булл» быстро расправлялся именно с обладателями сделок со всей гоночной структурой – концерн в своем праве определял, что с ними делать и куда сажать. Право перевода в другую организацию или увольнения прописывали сразу, а потому быстрое решение одним днем не было нарушением соглашения, не означало штрафы и дополнительные юридические обременения. У Переса ситуация изначально совершенно другая, а восприятие через ту же призму – некоторая когнитивная ошибка.

Почему Переса вообще продлили до конца 2025-го?

Казалось, «Ред Булл» еще в прошлом году только и ждал завершения сделки с №11 – она истекала в конце 2024-го. Формально в 2023-м не было реальных оснований разрывать контракт – ведь Серхио удержался на втором месте общего зачета.

А 2024-й начал более прилично – по словам Хорнера, именно бодрый старт сезона и подтолкнул команду к дополнительной поддержке через новое продление по схеме 1+1:

«Очевидно, что на тот момент Серхио выступал очень хорошо. На его счету было сколько, четыре подиума в первых пяти гонках? И чтобы успокоить его и постараться помочь ему продлить эту форму и в оставшихся гонках сезона, мы решили довольно рано продлить с ним контракт. Очевидно, что это не сработало.

Но такова жизнь, порой так бывает. И в случае с Чеко, как мне кажется, нужно все-таки смотреть за пределы этого сезона, чтобы оценить его вклад в работу «Ред Булл». Он отличный командный игрок. И хороший человек. Он очень популярен в команде.

Он очень упорно работал на протяжении всех четырех лет, что провел в «Ред Булл». Он сыграл очень важную роль в завоевании Кубка конструкторов, за рулем нашей машины он выиграл пять Гран-при. Эта пара пилотов – самая успешная в истории «Ред Булл», в прошлом году наши пилоты заняли первое и второе место в общем зачете».

Хорнер может как и говорить правду, так и просто обелять неудачное решение, но суть не меняется: «Ред Булл» угодил в тупик, отдав переговорную силу на другую сторону.

Причем Серхио защищен не только контрактом (и вполне логично требует максимальную сумму за уход – вы бы разве поступали по-другому?), но и огромной фан-базой на рынке Латинской Америки.

Ведь увольнение суперпопулярного мексиканца вызовет не только потерю спонсоров и части аудитории, но и потенциальную волну недовольства и злости от заинтересованной публики. Пример – быстрая эмоциональная реакция на успехи Колапинто: представьте ее с обратным знаком! Так недалеко, например, и до бойкота продукции «Ред Булл» на латинском рынке – потому потенциально рисковое решение для всего бизнеса концерна (а не только спортивной ее части) и требуется впервые в истории подборов пилота для команды согласовывать с акционерами. А им явно потребуется маркетинговое изучение кейса с дополнительной экспертизой: не потеряет ли завод больше, чем может приобрести? Не окажутся ли убытки слишком значительными? Готовы ли они в принципе к такому потенциальному удару по бизнесу?

У самого Переса же вообще нет оснований на добровольный уход: он только подписал выгодный контракт, расширил спонсорский пул, а его отец продолжает выстраивать политическую карьеру на популярности сына. Удачных альтернативных мест в «Ф-1» пока нет – так зачем соглашаться на казнь без достойной компенсации?

Молодежная программа «Ред Булл» давно вышла из кризиса. Найти гонщика с большим трековым потенциалом давно не проблема. Но старые неурядицы влияют до сих пор.

Что еще почитать о Пересе и «Ред Булл»?

Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Clive Rose / Staff