Forbes выкатил топ зарплат гонщиков «Ф-1» за год. Есть вопросы
Призовые Переса – 🤯, за карьерой Хэмилтона словно не следили.
Каждый год в конце любого сезона в любом виде спорта профильные медиа подводят итоги – и «Формула-1» не исключение. Гоночные издания выбирают и высчитывают лучшие команды и пилотов (представляете, в этом году эксперты официального сайта «Ф-1» прокатили Ферстаппена мимо звания №1!), а деловые – подсчитывают заработки.
По части денег обычно самым частым референсом считается Forbes – американский журнал давно застолбил нишу всевозможных рейтингов зарплат и состояний. «Список Forbes» уже воспринимается примерно как «памперс» – настолько давно он собирается, выходит и привлекает всеобщее внимание.
2024-й – не исключение: сразу после финала в Абу-Даби на флагманском американском сайте вышел обновленный рейтинг десяткой самых высокооплачиваемых пилотов «Ф-1» за сезон.
Вот он.
Удивлены? Давайте изучим, откуда Forbes черпает информацию – все-таки у каждого рейтинга есть раздел «методология». И журнал заявил:
«С учетом отсутствия в открытом доступе полных и подтверждаемых сведений по гонорарам гонщиков «Формулы-1» Forbes сделал собственную оценку совместно с автором Forbes.com Кэролайн Рид из аналитического агентства Formula Money. Показатели основаны на данных финансовой отчетности, юридических документов и пресс-релизов, а также информации от инсайдеров из индустрии. Все цифры округлены до ближайшего миллиона.
Гонщики обычно получают базовый оклад, бонусы за набранные очки или победы – сумма последних часто зависит от величины команды и опыта. Вознаграждения за пределами трассы, включая рекламные контракты, в данный рейтинг не включены. Налоги и комиссионные отчисления не вычитаются».
То есть все указанные деньги – только за выступления на треке, без личных спонсорских сделок, платы за появление на выставочных заездах и партнерских ивентах и даже без бенефитов от команд (вроде оплаты суперлицензий, тренеров, личных авто или стоимости болидов, гарантированных в подарок после конца сезона). Только зарплата и премии за результат.
И возникает сразу несколько вопросов!
1. Зарплата Макса Ферстаппена теперь 60 млн, и бонусы в 15 млн за 14 подиумов с девятью победами (без учета спринтов) – хотя в прошлом году тот же рейтинг того же автора от того же Forbes давал распределение 45+25 млн при рекорде в 19 побед. Причем речь о все том же контракте, подписанном чемпионом до 2028-го.
2. А вот Льюис Хэмилтон как раз подписывал новый контракт по схеме 1+1, и нынешний сезон стал первым и последним по этой сделке. Тем не менее, его базовая зарплата не изменилась – те же 55 млн. Только бонусами он получил 2 млн за 7 место общего зачета, 2 победы и 3 подиума при поражении в квалах от напарников против 0 бонусов за 3-е место общего зачета в 2023-м при шести подиумах. Количество очков: 234-223 в пользу 2023-го.
3. Гвоздь программы – Серхио Перес, который тоже гонялся два последних сезона по одному контракту. Тем не менее, в рейтинге за 2023-й ему назначили 10 млн зарплаты и 16 млн бонусов за 2 победы, еще 7 подиумов и второе место в общем зачете, а в нынешнем (еще раз: по тому же контракту!) – уже 12 млн зарплаты и 7,5 млн бонусов за 0 побед, 4 подиума, 8 место в общем зачете и вдвое усохшую сумму очков. 🤯
4. Карлос Сайнс тоже докатывал сезон по тому же контракту, как и Перес с Ферстаппеном и Леклером – и у него тоже зарплата оказалась выше на 2 млн.
5. Пьер Гасли – еще один обладатель того же контракта, что и в 2023-м. И если в этом году ему приписали 10 млн и 2 млн бонусов за подиум, 42 очка и 10 место в общем зачете (при 6-м в Кубке конструкторов), то в 2023-м он замыкал рейтинг с 5 млн зарплаты и 3 млн бонусов за подиум, 62 балла и 11-е место в общем зачете (при том же месте в Кубке конструкторов).
6. Кстати, про Льюиса Хэмилтона в рейтинге написано: «Уже появились предположения, что Хэмилтон, который давно сотрудничает со спонсорами, включая Tommy Hilfiger, может привлечь в «Феррари» новые маркетинговые бюджеты». Вот только контракт №44 с американским брендом уже истек, семикратный чемпион уже превратился в посла Dior и ваяет с ними капсульные коллекции, а у Скудерии есть и свои модные линейки одежды!
Но все-таки странности с контрактами и суммами – самые явные. Сравнения с прошлогодним рейтингом приведены не просто так: из топ-10 2023-го сделки на 2024-й продлили или переподписали как раз Хэмилтон, Расселл, Норрис и Пиастри. Остальные доезжали по предыдущим контрактам, но если у Алонсо запредельная сумма не поменялась, то у остальных базовая зарплата значительно выросла. При этом нет уточнений о причинах: например, прописана ли такая индексация с ростом стоимости контракта изначально или она произошла по каким-либо причинам? Не может же такая динамика оправдываться исключительно курсом – почему тогда у Алонсо она не поменялась?
Формирование бонусов тоже выглядит лишенным всякой логики. Например, система «Ред Булл», конечно, знаменита премиями именно за достижения, но какими успехами Перес мог набить аж 7,5 млн за такой год? Только если ему платили за каждый балл примерно как Кими Райкконену в «Лотусе» еще в 2012-м – в районе 50 тысяч за штуку.
А как у Пьера Гасли зарплата увеличилась вдвое со снижением бонусов фактически за те же достижения?
Рейтинг за прошлый год составляли те же авторы по такой же заявленной методологии. Часть контрактов не менялась – однако цифры различаются. Тем не менее, оговорок о причинах нестыковок нет – и они вызывают вопрос доверия к одному из двух рейтингов: не могут же оба без причины и объяснений быть полностью правдивыми? А если хоть один из них нельзя считать более-менее точным, то можно ли считать таким второй – опять же, составленный теми же авторами с теми же методами?
В чем еще может быть причина расхождений? Судя по оговорке с Хэмилтоном и его контрактом, авторы из США на самом деле не слишком внимательно следят за более европейской «Ф-1» и вряд ли погружаются в фактчек. Они составляют рейтинг потому, что Forbes как бы должен такое составлять, а эксперты Formula Money никогда не пользовались особенным уважением в паддоке. Основатель издания Кристиан Силт часто критиковался спикерами из мира «Ф-1» за взятые из ниоткуда цифры, слухи и инсайды, да и на Гран-при он бывает нечасто.
«Ф-1» же и правда достаточно закрытый мир: настоящие зарплаты не знает никто, кроме команд, менеджеров и юристов Палаты по заверению контрактов ФИА, куда подают соглашения для верификации. И то это делают в закрытом виде, и панель разбирается в деталях только в случае конфликтов и судебных разбирательств.
Все остальное – слухи, обсуждения или утечки от заинтересованных лиц. Цифры гуляют по паддоку в свободной форме и редко подтверждаются на деле – только в случае судебных процессов при участии гонщиков или команд (например, когда Магнуссен и Риккардо разбирались с бывшими менеджерами или «Макларен» пытался выбить компенсацию у бывшего резервиста Алекса Палоу). В остальном же только самые опытные и надежные инсайдеры хорошо понимают, каким рассказам можно верить.
Раньше самым достоверным рейтингом зарплат считался топ, собираемый журналистом Дитером Ренкеном для Racefans и RacingNews365 – южноафриканец за 30 лет в паддоке оброс огромным количеством контактов и доверенных лиц. Однако пару лет назад его повысили на должность советника президента ФИА по вопросам «Ф-1» (да, вот настолько могучие у него были связи!), и рейтинги от его имени и по его данным публиковаться перестали. Данные из предыдущих уже устарели, но до последней волны продлений – с учетом более-менее надежных инсайдов – его рейтинг за 2024-й еще можно представить так.
Кстати, при составлении рейтинга самых богатых жителей Нидерландов локальное издание Quote пользовалось именно его данными по гонорару и призовым Ферстаппена, а не инсайдами Forbes.
Потому вдвойне грустно, что издание уровня Forbes вместо качественной проработки образовавшейся пустоши выпускает нечто приблизительное и противоречащее даже собственным прошлогодним данным – причем без объяснений. Все-таки в настолько закрытых сферах лучше доверяться более авторитетным аналитикам, вам так не кажется?
Что еще почитать о деньгах в «Ф-1»?
Все деньги команд «Ф-1»: каждая правда теперь прибыльна? Бюджеты – от $150 до 700 млн
«Гоночный Месси» качает «Ф-1»: Америка покорена! Теперь «Ред Булл» купит его за $20 млн?
Ферстаппен взлетел в рейтинге богачей Нидерландов – теперь у него €210 млн. Откуда столько?
Наследие Риккардо в «Ф-1» грандиозно – великий буст доходов. Его еще предстоит осознать
«Макларен» рвет «Ф-1» только из-за перестройки завода? Он просто успел первым?
Лучший инженер «Ф-1» перехвачен середняком у «Феррари». Решила только космозарплата или это тренд?
Зарплаты гонщиков «Формулы-1» в 2024-м: $268 миллионов на всех
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Mark Thompson
Автор статьи разобрал статью Форбса, имел на это полное право.